Что такое бизнес-процессы компании
Бизнес-процесс — последовательность действий, которая помогает организации создавать продукт и достигать целей. Это потоки задач в компании и способы их структурировать.
Бизнес-процессы делятся на:
- операционные — связаны с основной деятельностью компании;
- вспомогательные — обеспечивают координацию отделов и поддерживают ключевые функции;
- управленческие — помогают планировать работу и контролировать достижение результата.
В логистике операционный бизнес-процесс — доставка грузов, вспомогательные — ведение бухгалтерии, заключение контрактов, техническое обслуживание машин. Управленческие процессы курирует отдел по стратегическому развитию или менеджмент компании.
Разбираемся, чем удобен процессный подход и как анализировать его эффективность.
Управление бизнес-процессами
Согласно международному стандарту ISO 9001:2015, процессный подход помогает компании функционировать как единый организм:
- Планировать цели и ресурсы, которые нужны для их достижения. Учитывать возможности, риски и желания клиента.
- Достигать поставленных целей, создавать продукт.
- Мониторить промежуточные результаты.
- Принимать решения на основе данных. Вносить изменения, улучшать продукт.
Если в компании прозрачная система бизнес-процессов, сотрудники знают полномочия других отделов и тратят меньше ресурсов на согласования. Вместо иерархии, акцент делается на создании продукта, ценного для потребителя.
Руководители могут сфокусироваться на формировании стратегии, а менеджеры — на ее реализации. Регламенты и инструкции помогают быстрее обучать новых сотрудников, мотивировать команду и повышать производительность.
Создайте корпоративный блог на РБК Компании, чтобы оптимизировать продвижение и управление деловой репутацией.
Как автоматизировать процессы в компании
Для упрощения работы компании используют цифровые и облачные системы.
Они помогают:
- делегировать «компьютеру» рутинные задачи;
- быстрее обмениваться файлами между отделами;
- защищать данные от утечек;
- снижать вероятность ошибок и риски;
- отслеживать прогресс проекта;
- контролировать продуктивность сотрудников;
- принимать решения на основе подробной аналитики;
- прогнозировать спрос, продажи, затраты;
- персонализировать товар.
Для оптимизации внутренних задач используются ERP-системы, для работы с клиентами — CRM-решения.
ERP (Enterprise Resource Planning)
Enterprise Resource Planning (с англ. планирование ресурсов предприятия) — программное обеспечение, которое объединяет бизнес-процессы компании в одной базе данных.
ERP-cистема состоит из модулей: финансы, HR, логистика, закупки, продажи, управление складами и т.д. Информация, которая вносится в один модуль, автоматически отображается в другом.
Если менеджер закупает оборудование, бухгалтерия получает от поставщика счет на оплату, а отдел логистики — заявку на доставку товара на склад.
Это облегчает коммуникацию между департаментами, а менеджменту помогает комплексно оценивать процессы.
ERP-системы могут располагаться на серверах или в облачном хранилище. Компании могут настроить программу под свои потребности или приобрести готовую структуру с блоками отраслевой специфики.
CRM (Customer Relationship Management)
Customer Relationship Management (от англ. управление взаимоотношениями с клиентами) — принципы и технологии, как компания контактирует с покупателем.
CRM-системы собирают, анализируют и визуализируют данные:
- сколько человек подписаны на бренд в социальных сетях;
- подписчики каких каналов активнее других переходят по ссылкам;
- какая рекламная кампания была наиболее результативной;
- как долго обрабатывался заказ;
- какой сегмент покупает товары чаще;
- какие акции приносят больший доход и т.д.
Для удобства сотрудников в систему включают скрипты продаж, инструкции по работе с клиентским запросами, алгоритмы для распределения нагрузки.
CRM может быть частью ERP-системы, чтобы координировать все этапы (от продвижения товара до платежей клиентов) и рассчитывать показатели эффективности (средние чеки, CR, LTV, ROMI и другие).
Методы анализа бизнес-процессов компании
Чтобы выявить «узкие» места бизнеса, используйте теоретические и практические инструменты анализа. Они разрабатываются для разных индустрий и компаний разного масштаба.
SWOT-анализ
Качественный метод планирования, который состоит из анализа 4 компонентов:
- сильных сторон (Strengths) — преимуществ компаний перед конкурентами;
- слабых сторон (Weaknesses) — недостатков по сравнению с другими фирмами;
- возможностей (Opportunities) — факторов, которые помогут компании вырасти;
- угроз (Threats) — факторов, способных негативно повлиять на развитие.
Результаты SWOT-анализа представляют в виде квадрата с 4 секторами.
Этот метод часто используют маркетологи, чтобы изучить положение конкурентов на рынке, и менеджеры по стратегическому развитию.
Data Flow Diagram (DFD)
Диаграммы потока данных — метод визуализации бизнес-процессов. Он иллюстрирует, какую информацию собирает компания, как хранит и использует ее.
DFD состоит из компонентов:
- внешние сущности — участники и пользователи процесса;
- процесс — создание нового продукта, результата работы;
- хранилище данных — базы, файлы;
- потоки данных — пути передачи информации.
Метод подойдет для визуализации линейных процессов: оформления документов нового сотрудника, создания интернет-заказа, регистрации пользователя на сайте.
Чтобы оперативно выявлять проблемы, регулярно проводите «чек-ап» бизнес-процессов. Иначе есть риск сорвать сроки проекта, подвести клиентов или партнеров, получить штраф за позднюю оплату.
Налаживайте процессный подход в компании. Применяйте методы автоматизации, чтобы распределять нагрузку сотрудников и принимать решения на основе полной информации. Используйте результаты анализа при разработке бизнес-стратегии.
Автор: Анна Опыхтина
Читайте также: