РБК Компании

Что выбрать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку

Эксперт Анастасия Бекичева на примерах расскажет о понятии «бренд» и как его интерпретации в России
Что выбрать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку
Анастасия Бекичева
Анастасия Бекичева
Ведущий юрист компании ПРИОРИТЕТ

Анастасия специализируется на корпоративной практике в части реорганизации и комплексного сопровождения ликвидации, а также в сфере интеллектуального права по вопросам регистрации брендов и патентов.

Подробнее про эксперта

Бизнес стремится к уникальности для развития своей сферы деятельности и своей продукции. В связи с чем возникает необходимость зарегистрировать свой бренд. В правоприменительной практике мы сталкиваемся с теми, кто уже зарегистрировал объекты интеллектуального права в европейских странах, в связи с чем происходит запрос на регистрацию Торговой марки. Однако ГК РФ не содержит такого понятия, как «бренд», равно как и термина «торговая марка». В целом, в законодательстве есть ряд отсылок к средствам индивидуализации, куда попадает в том числе товарный знак (далее также ТЗ). Но что же тогда такое Торговая марка? Разберемся во всем на примерах.

Многие из вас знают популярную сеть «Якитория». На примере этой компании разберем что такое фирменное наименование, коммерческое обозначение и Товарный знак.

Какое же тогда различие между торговой маркой, логотипом и брендом? Давайте будем разбираться с каждым понятием отдельно.

1. Торговая марка

Во многих европейских странах наш Товарный знак и Торговая марка это одно и тоже. Торговая марка — это дословный точный перевод понятия trademark, отсюда символ ™, который можно заметить именно на зарубежных ТЗ. Причем сделать такую надпись можно даже до того, как будет пройдена регистрация в патентом ведомстве страны заявителя. В РФ данное обозначение не признается, поэтому используется крайне редко.

Торговая марка Старбакс Корпорейшн

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

Кроме того, в Торговой марке или ТЗ может быть использован элемент ®. Здесь идет сокращение от слова «registered», что означает «зарегистрировано». Обязанности наносить ® по закону нет, это скорее право заявителя.

Чаще всего такая составная часть встречается в зарубежных ТЗ.

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

Но можно встретить данный элемент и у российских ТЗ.

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

2. Логотип

Это некое изображение, эмблема или шрифтовое написание товарного знака. Применяется с целью повысить узнаваемость компании, но может и не подлежать регистрации в патентом органе. Часто таким логотипом может быть иконка в мобильном приложении, например, Авито. 

3. Бренд

По сути своей бренд это и есть Товарный знак с более статусным названием. Понятие бренда нет в законе, но оно есть на обывательском уровне. Бренд чаще всего ассоцииуется с чем-то догорим, не доступным для широких масс, возможно даже элитным. Можно сказать, что любой бренд обладает следующими чертами:

  • сложившаяся годами высокая репутация;
  • регистрация ТЗ в большинстве стран.

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

Разобравшись с различиями в терминах, хотелось бы подчеркнуть, что точно нельзя зарегистрировать в РФ в качестве объекта интеллектуальных прав.

Одно из самых частых оснований отказа в регистрации своего ТЗ — это как раз невозможность осуществления правовой охраны заявленного элемента. Происходит такая ситуация по следующим причинам:

1. Использование общеупотребимых обозначений и общепринятых символов. Общеупотребимые обозначения — это слова или выражения, которые давно вошли в оборот, их значение простое и понятное простому обывателю: лес, весна, тыква, врач.

Общепринятые символы — это изобразительные элементы, которые вошли в широкий обиход или какую-либо специальную отрасль производства как название самого товара, тем самым символ становится видовым понятием товара, неотделимым от него.

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

2. Использование исключительно характеристики товара, которая указывает на его качество, назначение, место и способ производства. Т.е. обозначение, содержащее только какую-то характеристику товара, например, «яблочный».

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

3. Использование формы товара, которая определяет его назначение. Такое положение характерно только для объемных ТЗ, когда важно подчеркнуть именно форму. Если конкретная форма используется сразу несколькими производителями и применяется давно, то она не подлежит регистрации в качестве ТЗ.

Что зарегистрировать: товарный знак, фирменное наименование или торговую марку?

Иными словами, чтобы зарегистрировать обозначение как Товарный знак, заявляемый элемент должен обладать различительной способностью, должен быть уникальным.

Чтобы зарегистрировать Товарный знак, нужно учитывать целый ряд особенностей. Без помощи специалистов не представляется возможным даже понять может ли обозначение признано общеупотребимым. Поэтому, даже на предварительном этапе, предшествующем регистрации ТЗ, требуется детальная работа с юристом. 

Последнее изменение: 21 мая 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.03.2007
Уставной капитал12 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА ПЕР. БРОШЕВСКИЙ Д.6 СТР.2 ОФИС 9
ОГРН 5077746337796
ИНН / КПП 7701711164 770901001
Среднесписочная численность45 сотрудников

Контакты

E-mail INFO@UK-PRIORITET.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия