Приостановление членства России в ФАТФ затруднит обмен информацией
Каким видится взаимодействие с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в сегодняшних условиях, оценил член Совета АРБ Михаил Волков.

Михаил Владимирович Волков проработал в банковской сфере 30 лет. В настоящее время является первым заместителем Председателя Правления Прио-Внешторгбанка — первого коммерческого банка Рязанской области, основанного в 1989 г. Руководитель Ассоциации «Рязанский банкирский дом», член Совета Ассоциации российских банков.
ПодробнееЧтобы понимать последствия приостановления членства России в ФАТФ, надо знать предысторию взаимоотношений с этой организацией. Россия вступила в ФАТФ (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering), или в Группу по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием преступных доходов и противодействию терроризму, как у нас принято называть эту организацию, в 2003 году. Для этого была проведена большая предварительная работа. В 2001 году принят федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Центробанк на базе рекомендаций ФАТФ издал методические рекомендации по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации. Принято Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах.
В итоге Россия была исключена из «черного списка» стран, которые по оценке ФАТФ недостаточно борются с отмыванием преступных доходов. Российский Комитет финансового мониторинга вступил в международную группу финансовых разведок Egmont. Сейчас в каждом российском банке есть отдел содействия финансовым разведчикам — служба, которая выявляет факты о незаконных финансовых операциях и борется с экономическими преступлениями, в том числе международными.
В 2019-ом году комиссия ФАТФ признала значительные достижения нашей национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма и Россия даже вошла в первую пятерку стран по эффективности национальной «антиотмывочной» системы в мире. По сути, это должно было стать сигналом для бизнеса, что в Россию можно инвестировать честные доходы, но большого притока иностранных инвестиций не пошло. Понятно, что за последний год более привлекательной ситуация для иностранных инвесторов соответственно не стала. Более того, теперь в организации считают, что «действия Российской Федерации недопустимо противоречат основным принципам ФАТФ, направленным на обеспечение безопасности, надежности и целостности мировой финансовой системы».
Таким образом, можно сделать вывод, что в плане зарубежных инвестиций в нашу страну для нас мало что изменится. Что же касается других последствий от приостановления членства в ФАТФ, то очевидно, что будет затруднен обмен информацией между финансовыми разведками разных стран, в том числе и на уровне неформального объединения подразделений финансовой разведки мира — группы Egmont. Можно также предположить, что жестче станут комплаенс-процедуры в отношении наших соотечественников и российских компаний со стороны тех стран, которые продолжают финансовое взаимодействие с Россией. В остальном наша система по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма продолжит работать в соответствии с действующим законодательством страны.
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты