РБК Компании

Что такое практикум и как этот формат помогает бизнесу

Продюсер курсов издательства МИФ Алена Лепилина в интервью рассказала о популярном и эффективном формате обучения
Что такое практикум и как этот формат помогает бизнесу
Алена Лепилина
Алена Лепилина
Продюсер курсов издательства МИФ

Занимается продюсированием курсов, email-маркетингом и контентными проектами в издательстве МИФ

Подробнее про эксперта

Как устроены практикумы?

Прежде всего, расскажу про формат. Практикум — интенсивный курс из 3-4 занятий с акцентом на отработку навыка (к примеру, работы с текстом или Excel). Причем всегда — с подсказками и фидбеком от эксперта сразу в онлайне. Есть и домашние задания: времени на них отведено достаточно — занятия идут не каждый день, а с промежутком в 3-7 дней. Этого хватает и на то, чтобы все попробовать «руками», и на то, чтобы знания уложились в голове. 

Как выбираете темы?

Темы практикумов выбираем исходя из продуктовой стратегии издательства. Сверяясь с ней, определяем линейки продуктов по ключевым темам, а затем наполняем их курсами разных форматов (практикумы, лектории, курсы-флагманы). Эти ключевые темы мы выделяем в ходе исследования рынка, интервью с аудиторией. 

Какие темы особенно популярны?

В последние годы много работаем с темой писательства и издания книг и видим живой отклик учеников. У нас особенно популярны курсы по писательскому мастерству, работе с текстом, творчеством, авторством — причем авторством не только в привычном понимании, когда это про создание историй, но и позиции автора в собственной жизни, когда человек приходит с запросом разобраться в какой-то сфере. И в практикумах это тоже заметно: творческий лагерь «Пишут все!» перезапускаем уже в четвертый раз с прошлого лета. Также в топе — hard skills разной направленности: работа с таблицами, презентациями и даже правописанием и языковым стилем.

Как вы подбираете преподавателей для ваших курсов? 

Это самая трудная часть работы продюсера. Мы стараемся выбирать тех, у кого сами хотели бы учиться: делаем масштабное исследование темы, ищем тех, кто действительно разбирается в ней, самых топовых экспертов, которым есть что рассказать и есть чем поделиться (уникальные наработки, авторские методы). 

Иногда случаются удивительные вещи. Однажды прямо во время подготовки к лекторию по русским былинам Александра Леонидовна Баркова — фольклорист, автор книг и эксперт МИФ.Курсов — приблизилась к научному открытию. Оказалось, что есть новый способ датирования былин — по их сюжету. Остается проверить и верифицировать. И наши ученики узнали об этом первыми.

Мы также обращаем внимание не только на опыт эксперта — хотя это первостепенно, — но и на умение подать материал, чтобы ученикам было понятно и не скучно.  

Какие преимущества имеют практикумы перед теоретическими курсами?

Я бы не сказала, что какой-то формат лучше или хуже. Все зависит от задач. Если хочется погрузиться в тему и за короткий срок научиться чему-то, чтобы начиная с завтрашнего дня унести новые знания и навыки в работу, — это, конечно, практикум. 

Если есть потребность в том, чтобы более глубоко проработать тему, с основательной теоретической базой и временем на осмысление и упражнения, тогда, конечно, стоит выбирать более длительное обучение. 

Можно ли оценить эффективность практикумов по хард-скилам, например, по Excel?

Как и у любого курса привычного формата, у практикума есть «метрики успеха»: доходимость, NPS (индекс потребительской лояльности), CSI (удовлетворенность клиентов) и другие, которые мы замеряем после окончания курса. Также всегда анализируем обратную связь от учеников — и количественно, и качественно, вчитываясь в каждый комментарий: это кладезь идей для самосовершенствования.

Кроме того, эксперты тоже помогают в оценке результатов. По домашним заданиям, вопросам учеников они видят прогресс, могут отследить, что дается легче, а что сложнее, и делятся наблюдениями — у нас есть отдельный процесс по сбору фидбека. 

Исходя из всей этой информации, мы проводим анализ завершившегося практикума — да и любого курса на самом деле — и дорабатываем его к следующему потоку. А если это какие-то глобальные вещи, то вносим изменения и в другие курсы.

Что такое практикум и как этот формат помогает бизнесу

Какие темы и навыки наиболее востребованы среди корпоративных клиентов?

Компании традиционно выбирают то, что связано с увеличением эффективности бизнеса, ростом продуктивности сотрудников. Однако есть и тенденция к тому, чтобы заботиться о психологическом самочувствии своих сотрудников.

Один из самых популярных курсов, за которым приходят компании наряду с «Магией Excel», — «Выгорание». Это актуальная бизнес-проблема: выгоревший сотрудник, которому не помогают ни выходные, ни отпуска — это потери. Потери в производительности, эффективности бизнеса да и выручке, в конце концов. Если не заботиться о главном ресурсе компании — людях, — последствия будут плачевными. И очень круто, что руководители следят за этим.

Еще одна большая часть корпоративных заказов — это подарки для клиентов или партнеров компании. И здесь уже мы каждый раз предлагаем тот курс или лекторий (коих у нас больше 30, начиная от мифов разных стран и эпох и заканчивая логотерапией, искусством и даже шаманизмом), который максимально закрывает задачу клиента.

Чаще всего берут именно лектории, например: «Толкование сновидений: наука против домыслов» (производителю принадлежностей для сна) и «Феномен Японии» (разработчику игр). 

Какие стратегии вы используете для удержания участников на курсах до конца обучения? Какие методы мотивации участников на практикумах оказались наиболее эффективными?

Мы много внимания уделяем поддержке учеников и созданию атмосферы, которая мотивирует по-настоящему научиться чему-то, а не «почитать и покивать». Это и чаты, где ученики «переопыляются» идеями и вдохновляют друг друга, и работа кураторов в тех же чатах и на онлайн-встречах, и напоминания о заданиях на обучающей платформе и в рассылках. 

Также мы предоставляем платформу МИФа с аудиторией более 2 миллионов как площадку для самовыражения: можно выпустить свою книгу (на курсе для будущих авторов «Цех» мы за свой счет издаем книги учеников в электронном и даже бумажном виде), опубликовать статью в блоге МИФа с полумиллионов просмотров в месяц или свой рассказ в литературном журнале (это возможность ждет учеников курса «Как создается проза»). Мы за то, чтобы люди проявлялись там, где чувствуют свой потенциал, и готовы помогать в этом.

Отдельно хочу отметить, что мы побуждаем учеников делиться своим творчеством, даже если это первая проба пера. Один показал свой неидеальный тест, второй, третий… И вот в чате уже 100+ сообщений и столько же окрыленных и замотивированных людей, которые больше не боятся творить (или работать в Excel — кому что важно).

Любопытно, что после окончания курсов чаты продолжают жить уже без МИФа. Ученики так сближаются друг с другом, что не хотят расставаться. Это место, где они находят тех, кто с ними на одной волне, кто всегда поддержит. Такой чат, например, есть по курсу по самопознанию «Быть с собой»: уже больше трех лет ребята регулярно общаются, поздравляют друг друга с праздниками и даже собираются вместе в офлайне. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.04.2014
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПЕР. КОЗИХИНСКИЙ Б. Д. 7 СТР. 2
ОГРН 1147746441963
ИНН / КПП 7703809969 770301001
Среднесписочная численность224 сотрудника

Социальные сети