От боли к результатам: как быть эффективным руководителем
Как приводить компанию к высоким результатам, сохраняя здоровье и оптимизмБолее 13 лет занимается управленческим консультированием. Руководил проектами по развитию топ-команд, проведению долгосрочных модульных программ по развитию кадрового резерва руководителей
Ожидание: стал директором, команда работает как часы, ты слушаешь классику и даешь мудрые советы, а в воскресенье ходишь в спортзал.
Реальность: стал директором, работаешь как лошадь, выходных нет, кофе внутривенно, задачи внутримышечно.
Всю работу руководителя можно условно разделить на два блока:
1. Работа с неопределенностью. Здесь критически важным является масштаб мышления руководителя, способность выносить верные суждения и принимать решения.
2. Работа с регулярно возникающими управленческими ситуациями. Именно для таких ситуаций в компании должны работать хорошие практики регулярного менеджмента (ПРМ).
Что же такое практики регулярного менеджмента? Как системная работа с казалось бы рутинными процессами может помочь руководителю и всей компании?
Регулярный менеджмент
Практики регулярного менеджмента (ПРМ) — это конкретные управленческие действия, повторяющиеся по календарю или в ответ на стандартные обстоятельства. Например, обратная связь, планирование, делегирование, проведение совещаний и т.п.
Собственно, применение практик создает такие условия в организации, которые снижают вероятность управленческих ошибок до минимума, берегут нервы и здоровье руководителя и, как ни странно, экономят время всей команды. Есть такое выражение в менеджменте: когда мы планируем, времени становится больше.
Согласно исследованию, которое компания ЭКОПСИ проводила в 2020 году, наибольшей устойчивости и роста экономических показателей достигают компании, где руководители уделяют регулярному менеджменту больше времени и внимания. К эффектам от внедрения практик регулярного менеджмента можно отнести:
- рост выручки;
- сокращение простоев;
- повышение качества продукции;
- снижение себестоимости;
- привлечение и удержание лучших специалистов;
- внедрение передовых маркетинговых идей;
- увеличение доли рынка.
7 ПРМ для эффективной управленческой работы
Далее обозначим 7 практик регулярного менеджмента, которые необходимы каждой организации, вне зависимости от отрасли.
1. Планирование
Планирование необходимо для того, чтобы определить:
- как достигать конкретных целей;
- как решать конкретные проблемы.
Часто планирование понимается как составление списка дел. А иногда им и вовсе пренебрегают, считая, что ситуация меняется слишком часто, а значит и планировать бессмысленно. Но на самом деле управленческое планирование — это принятие решения про будущее: чего именно достигать и каким путем. Лишь потом возникает график дел по реализации плана.
Планирование — стартовая точка управленческого цикла, который состоит из практик делегирования, контроля, обратной связи и т.д.
2. Делегирование и контроль
Делегирование — одна из самых острых тем, особенно для начинающих руководителей, которые часто рассуждают по принципу «хочешь сделать хорошо, сделай это сам». Чтобы вести бизнес к масштабированию, с практикой делегирования стоит подружиться.
Некоторые законы делегирования:
- баланс между «разжевыванием» (слишком детальным инструктированием) и «ленивым делегированием» (когда сотруднику говорят: «Займись этим», а дальше все отдается ему на откуп, без пояснения образа результата, сроков выполнения задачи и т.д.)
- мотивированность конкретного исполнителя (вовлеченность сотрудника, его понимание задачи, готовность ее исполнять, в том числе, наличие времени на ее исполнение, и многие другие факторы).
Выполнение задач необходимо контролировать. Для многих руководителей философия контроля заключается в двух этапах:
- подчиненные должны отчитаться о проделанной работе;
- подчиненные получают новые указания.
Существует и иной подход: подчиненный информирует руководителя о действиях, которые он собирается предпринять. Если руководитель видит необходимость коррекции — он про это говорит. В противном случае — не вмешивается. Это помогает руководителям избавиться от тревоги, микроменеджмента и освободить время для более важных дел. А подчиненным дает дополнительную самостоятельность и мотивацию.
3. Обратная связь
Существует много разных алгоритмов предоставления обратной связи, чтобы закреплять эффективное и корректировать неэффективное поведение сотрудников. Используя алгоритмы, важно помнить о правилах эффективной обратной связи:
- конкретность, только про факты и конкретные действия;
- безоценочность и фокус на поведении, исключая переход на личности;
- своевременность, т.е. разговор должен произойти сразу после действия, а не через месяц.
4. Совещания
Сложно представить себе современную организацию без совещаний.
Но все ли совещания проходят эффективно? Позвали не тех, не туда, повестка не ясна, все спорят, а результата нет — вот те немногие симптомы неэффективных совещаний, с которыми сталкиваются руководители.
Для того, чтобы совещание прошло успешно и продуктивно, используются специальные технологии. Вот некоторые их элементы:
- есть четко сформулированная цель совещания;
- все участники знают повестку (план встречи);
- фокус внимания группы держится на основном вопросе;
- после совещания составляется протокол, где зафиксированы договоренности, дальнейшие действия и ответственные лица.
5. Кадровые решения
К кадровым решениям мы в ЭКОПСИ относим процедуры подбора, перемещения и увольнения, а также удержание сотрудников, когда возникает такая необходимость. Если вы до сих пор считаете, что этим должен заниматься HR, то сегодня — тот самый день, чтобы посмотреть на взаимодействие с командой иначе.
Руководитель должен уметь грамотно проводить интервью по компетенциям, чтобы подбирать к себе в команду подходящих людей. Важно также уметь правильно проводить беседу по увольнению. Есть и менее очевидные практики, например, беседа по исправлению поведения сотрудников. Многие нюансы, связанные с управленческой работой, особенно по взаимодействию с подчиненными, кажутся сложными. Хорошая новость: уже существуют структурированные подходы и эффективные алгоритмы, которые помогут решать многие кадровые вопросы гораздо проще.
6. Оценка эффективности и потенциала сотрудников
Мы понимаем эффективность как вклад сотрудника в достижение результата в сочетании с тем, насколько поведение человека при достижении результата соответствовало принципам бизнес-этики.
Оценка потенциала позволяет понять, насколько сотрудник будет эффективен при повышении или ротации, т.е. насколько успешно он сможет решать новые задачи и готов ли он к ним.
Сейчас это особенно актуально, т.к. наряду с постоянно меняющейся внешней средой, меняются и требования бизнеса к сотрудникам. Компаниям нужны люди, которые способны быстро переключаться между различными сферами деятельности, добиваясь синергетического эффекта, без труда переходить к решению совершенно новых, незнакомых задач. Поэтому современные руководители должны владеть базовым принципам и подходам, как проводить оценку вклада сотрудников и беседовать с сотрудниками на тему эффективности, определять их потенциал.
7. Развитие команды
Развитие — это изменение поведения человека, которое приводит к устойчивым позитивным переменам в его работе, а также отказ от действий, которые снижают эффективность сотрудника. Наиболее популярные сейчас практики развития персонала:
- проведение диалога о развитии
- процесс наставничества.
21 марта стартует открытый курс «Академия ПРМ» — программа профессионального управленческого обучения для руководителей и собственников бизнеса.
Подробнее про Академию ПРМ читайте здесь.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети