РБК Компании
Главная Code Pilots 18 апреля 2023

Пять советов для тех, кто хочет создать собственный бизнес-клуб в России

Бизнес-клубы стали появляться в России не так давно, зато лавинообразно. Рассказываем, как создать хороший клуб и не потерять резидентов после первого года.
Пять советов для тех, кто хочет создать собственный бизнес-клуб в России
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Генеральный директор ООО «Эйс Солюшнс»

Создатель приложения для сообществ Hubstr.app и студии разработки сервисов и приложений Code Pilots.

Подробнее про эксперта

Вместе с Маргаритой Ушаковой, основателем Клуба Лидеров Сообществ, объясняем, как избежать популярных ошибок при создании собственного профессионального сообщества и выжить в конкурентной среде. 

Немного предыстории и контекста

Бизнес клубы зародились в Англии еще в 17 веке. Они принимали исключительно мужчин с высоким доходом и положением в обществе. Это было модным явлением — например, резидентства в престижном The Hurlingham приходилось ждать до 30 лет! Для тех, кто не состоял ни в одном из клубов, придумали уничижительный термин «unclubbable». Позже даже появился анекдот: английский лорд после кораблекрушения очутился на необитаемом острове и построил три хижины. Через некоторое время его обнаружили моряки, они спросили, зачем ему три хижины. На что он ответил: «Одна — это мой дом, вторая — это мой клуб, а третья — это клуб, который я игнорирую».

Английскую традицию быстро подхватили и другие страны. Так, первый в Российской империи клуб появился в 18 веке в Петербурге. 

Бизнес-клубы в современном понимании стали появляться совсем недавно. Зато в большом количестве и от самых разных основателей. Порог входа в эту отрасль остается низким — создать клуб просто, а вот дальше надо приложить много усилий, чтобы вырасти до престижного сообщества. 

Совет 1 — проводите строгий отбор резидентов

Каким будет клуб — зависит от многих факторов. Но главным образом — от людей, которые в нем оказались. Поэтому отбор кандидатов имеет первостепенное значение. 

Рекомендую не пренебрегать бюрократическими проверками на наличие долгов, судимостей и прочих проблем с законами. И, конечно, важна проверка на cultural fit. Стоит выработать четкие критерии, например:

  • кто может быть резидентом;
  • должен ли резидент заниматься определенными видами деятельности;
  • какой у него уровень дохода;
  • какие у него интересы и ценности.

Процесс отбора везде происходит по-разному. Кто-то останавливается на собеседовании с основателем сообщества — на ранних этапах развития клуба этого может быть достаточно. А кто-то задействует внутреннюю службу безопасности, требует  предоставить банковские выписки. В большинстве случаев, чем строже отбор, тем большее доверие будут испытывать резиденты друг к другу. И тем более глубокие вопросы можно будет решать внутри клуба.

Но даже несмотря на строгий отбор, никто не отменял человеческий фактор. Так, на моей памяти есть сразу несколько случаев, когда новые резиденты набирали долгов, вовлекали других в сомнительные проекты, после чего исчезали.

Совет 2: сразу внедрите инструмент для коммуникации внутри клуба 

В основе cообщества лежат горизонтальные связи — чем больше и крепче они будут, тем большую ценность сможет дать клуб. Чтобы эти связи развивались, нужно внедрить эффективные инструменты общения. 

В начале пути основатели могут решить, что чата в популярном мессенджере будет достаточно. Но клуб растет, приходят новые резиденты, появляются мероприятия разных форматов, собственные библиотеки. И в этот момент мессенджер перестает справляться со всеми задачами:

  • чат превращается в бесконечную ленту, которую все меньше читают. Важные сообщения от администрации, запросы помощи от одноклубников и анонсы мероприятий перемешиваются с флудом. В итоге резиденты начинают выпадать из общения, а ценность коммуникации падает;
  • зачастую про резидентов в чате нельзя узнать ничего кроме их имени, что усложняет общение и уменьшает доверие ;
  • нужны дополнительные инструменты — например, календарь для мероприятий. Обычный анонс потеряется в ленте, резидент забудет добавить его в свой календарь. И материалы с мероприятий нужно где-то хранить. Вовлеченность падает, членство не продлевается;
  • тонкий аспект элитарности. Если резидент платит сотни тысяч в год за членство, хочется предоставить ему что-то более интересное, чем Телеграмм-чат? 

Итак, простое общение с развитием клуба обрастает целым рядом сложностей. Могу порекомендовать два решения проблемы: 

  • более эффективный: внедрите мобильные приложения, в котором будут собраны все инструменты для коммуникации внутри сообществ. На рынке уже есть удобные решения, например, мы развиваем Hubstr. Такие сервисы легко кастомизируется и быстро внедряются в процессы клуба;
  • менее эффективный: разработка собственного сайта или мобильного приложения, которые будут содержать все перечисленные инструменты, а также мэтчиться с популярными сервисами на телефоне. Выбирая этот путь, нужно быть готовым к большим инвестициям денег, времени и внимания.

Совет 3 — думайте о монетизации, вы не можете бесконечно содержать свой клуб

Маргарита Ушакова, основатель «Клуба Лидеров сообществ», эксперт по созданию и развитию бизнес-клубов, отмечает, что одна из частых ошибок — создание клуба «для себя» и за свой счет без четкой экономической модели сообщества. Упускаются разнообразные способы монетизации и пополнения бюджета клуба. В результате он становится датируемым предприятием владельца и просто чемоданом без ручки, который работал на инициативе лидера и активных участниках. Но для того, чтобы системно развиваться и расти, одного энтузиазма недостаточно. Клуб должен стать финансово самостоятельным, экономически стабильным. Для этого придется выстроить четкую модель монетизации и источников пополнения бюджета. 

Сообщество может существовать в формате некоммерческой организации. Но окупать административные расходы на собственное содержание клуб обязан. «Источники могут быть разные: взносы участников, спонсорская поддержка, гранты или оказание услуг: организация мероприятий, посреднические услуги», — объясняет Маргарита.

Совет 4 — с резиденцией будет намного лучше

Иногда кажется, что в век высокой мобильности, резиденции должны стать архаизмом. Но это не так. У известных бизнес-клубов России есть собственное пространство, и это дает много преимуществ. Помимо возможности отказаться от постоянного поиска подходящей площадки для клубных мероприятий, резиденция может стать удобным местом встречи и без масштабных встреч. В деловом клуб «Эталон», например, можно забронировать переговорку. Или просто прийти поработать. После пандемии COVID-19, когда многие отказались от офисов, это было очень удобно. 

Совет 5 — внедрите формат «форум-группы»

Большинство топовых клубов сейчас предлагают такой инструмент, как форум-группы. Это группа из 6-10 человек, которые встречаются раз в месяц по определенному формату. Форум подразумевает максимальную открытость, доверие и конфиденциальность. По правилам запрещено советовать, оценивать и осуждать. А вот делиться опытом — можно и нужно. В результате форум становится безопасным местом, где можно общаться без масок и находить решения собственных проблем. Я люблю сравнивать форум встречи с томографом: вынося свой вопрос на обсуждение, ты уже имеешь свой взгляд на проблему. Но группа может добавить еще 5-9 срезов с разных сторон.

И напоследок, я попросил Маргариту Ушакову, основателя «Клуба Лидеров сообществ» назвать распространенные ошибки, с которыми сталкиваются новички:

  • Ориентируются больше на организацию мероприятий, игнорируя запросы резидентов и создание инфраструктуры для устойчивого развития «горизонтальных связей» между участниками сообщества. Так бизнес-клуб теряет свою суть и становится event-агентством, шташпующим мероприятия. 
  • Не выстраивают систему адаптации для нового участника. Резиденту важно с кем-то познакомиться, напитаться культурой и ценностями, научиться пользоваться инфраструктурой сообщества. Хорошо, когда в клубе есть отдельный сотрудник, который сопровождает нового участника, или кто-то из текущих участников готов помочь. Если этого не происходит, резидент может так и остаться «на периферии» сообщества, скорей всего он не пролонгируют свое участие.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.08.2014
Уставной капитал14 286,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПР-КТ ПИСКАРЁВСКИЙ Д. 38 К. 1 КВ. 15
ОГРН 1147847283539
ИНН / КПП 7804538923 780401001
Среднесписочная численность14 сотрудников

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия