IPO «Мосгорломбарда»: как инвесторы смотрят на ломбард на бирже
Гендиректор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин о продлении сбора заявок на IPO, настроениях рынка, точках роста ломбардной отрасли и ресейла и планах компанииЧлен экспертного совета по микрофинансированию и кредитной кооперации при Центральном Банке РФ, член экспертного совета по микрофинансированию при Государственной Думе ФС РФ
Алексей, на днях материнская компания группы «Мосгорломбард» — ПАО «МГКЛ» — выпустила сообщение о продлении предварительного периода сбора книги заявок. С чем связано такое решение?
Это связано с тем, что в процессе мы столкнулись с большим наплывом вопросов со стороны инвесторов о специфике работы ломбарда и других направлений деятельности группы — ресейла высоколиквидных товаров и вторичного трейдинга драгоценными металлами. Мы нацелены на то, чтобы удовлетворить интерес инвесторов, и продление периода сбора заявок позволит нам осуществить качественное взаимодействие с ними, инвесторам даст возможность принять взвешенное решение о приобретении акций компании, а рынку — консолидировать ликвидность в разгар сезона первичных размещений. Практика продления срока сбора заявок вполне ординарная — в среднем эмитенты собирали книгу пару недель, у некоторых это заняло вплоть до нескольких месяцев.
Инвестиционное сообщество широко обсуждает подходы к оценке бизнеса компании. В чем особенности и как подходить к этому вопросу правильно? Как аналитики оценивают компанию?
Инвестиционные аналитики внимательно следят за компаниями, объявившими о выходе на биржу, ведь это их работа. В случае с «МГКЛ» возникли вопросы к тому, как корректно подходить к оценке компании — сопоставимых аналогов на публичном рынке нет, модель ломбардного бизнеса и подходы к отчетности имеют свои особенности.
«МГКЛ» является одним из крупнейших игроков отечественной ломбардной отрасли и ее представителем, который принял решение об IPO. За последние дни мы получили много вопросов от потенциальных инвесторов, связанных с особенностями учета, бизнеса и стратегии развития компании. Быть первопроходцем всегда непросто, а в нашем случае тем более, ведь сопоставимых аналогов на рынке для ориентира при оценке просто нет и даже другие, казалось бы, схожие игроки в данном случае не являются адекватным сравнением в силу существенного отличия бизнес-модели и стратегии развития — у ломбардов отсутствует коллекшн, NPL и, как следствие, риск роста финальных потерь. Поэтому тут важно корректно подойти к анализу и оценке бизнеса.
По поводу абсолютных цифр по оценке — есть публичные отчеты инвестбанков и инвестиционных компаний, которые считают справедливой рыночную капитализацию компании в 4,5 млрд рублей, что соответствует справедливой цене в 3,1-3,5 рублей на акцию. Некоторые аналитики посчитали, что это слишком высоко для чистой прибыли в 55,9 млн рублей за 9 месяцев по МСФО. Но здесь важно понимать, что в деятельности ломбардов чистая прибыль — это не все, что нужно учитывать в расчете справедливой оценки. Значимую роль играют резервы по займам: ломбардный заем должен быть на 100% покрыт резервами. По факту расход по резерву не является расходом как таковым, т.к. средства остаются в компании. При этом, учитывая, что цена реализации залогов всегда выше суммы займа, это дает дополнительный доход при высвобождении резервов.
Также здесь важно понимать, что МСФО и РБСУ по-разному учитывают наши резервы: прибыль по МСФО менее репрезентативна, чем по РСБУ, поскольку приходит бумажное списание денег в резервы, остающиеся невостребованными, тогда как по РСБУ это учитывается как прибыль, которую ломбард при любом раскладе получает. Это значительно влияет на подход к оценке и мультипликаторам.
На что привлекаете деньги?
Под четкую стратегию развития, которая подразумевает кратное увеличение нашей доли в сегменте займов с текущих 11% до 40% в Московском регионе к 2027 году. Перспективы на рынке ресейла тоже отличные — этот рынок сейчас растет очень динамично, на данный момент оценивается в 1 трлн рублей с ростом до 2027 года до 3 трлн. Мы планируем масштабировать это направление через свою розничную сеть — одну из самых крупных в Москве — и через присутствие на крупных ресейл-площадках и маркетплейсах. С учетом того, что «Мосгорломбард» уже имеет собственные автоматизированные решения и планирует использовать имеющуюся стороннюю цифровую инфраструктуру, то существенных инвестиций в технологии не потребуются. Привлекаемый объем средств мы видим достаточным для реализации нашей стратегии развития до 2027 года.
Что можете сказать будущим акционерам о дивидендной политике?
По результатам 2023 года предполагается выплата до 25 % от чистой прибыли группы, а по результатам 2024 года и последующих лет уровень дивидендных выплат будет варьироваться от 25% до 50%. При этом мы стараемся выплачивать дивиденды акционерам не реже одного раза в год.
Расчет дивидендов предполагается по МСФО. Так как в периметре группы с 2023 года появились дополнительные юридические лица, то отчетность по МСФО позволяет представлять консолидированные финансовые результаты.
За счет чего будет расти стоимость акций «МГКЛ» после размещения? Какие есть точки роста на рынке ломбардов и ресейла?
Важнейшим фактором для роста стоимости акций «МГКЛ» должны стать успехи в реализации стратегии. Тут мы в первую очередь делаем акцент на развитии ключевого сегмента — ломбардных займов — как за счет физического масштабирования бизнеса и кратного увеличения розничной сети, так и благодаря повышению доли онлайн возможностей. Емкость ломбардного рынка составляет 50-60 млрд рублей. У «МГКЛ» сейчас 11% доли рынка в Московском регионе. В перспективе до 2027 года мы планируем ее увеличить до 40%. И это возможно за счет консолидации рынка. Аналитики ИБ «Синара» отмечают тренд роста спроса на альтернативные методы кредитования, что также станет фактором роста нашего ломбардного направления.
Еще один фактор — усиление онлайн-присутствия. В пандемию мы начали активно развивать онлайн-каналы оценки стоимости предметов залога и выдачи займов и это дало свои результаты: сейчас интернет-услугами компании пользуется 47% наших клиентов, для сравнения в 2019 году эта доля была на уровне 4%. Развитие онлайн-присутствия не только делает нас устойчивыми к потрясениям, но и позволяет ускорить рост выручки и улучшить рентабельность за счет масштабирования присутствия.
И, как уже говорил выше, крайне динамично растет ресейл и мы на этом рынке — чтобы понимать абсолютные цифры, приведенные в процентах выше, скажу, что даже 3% рынка, которые мы планируем занять к 2027 году от общего прогнозируемого объема рынка в 3 трлн рублей — это 90 млрд рублей! И, по сути, это не учитывается в текущих аналитических обзорах.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль