РБК Компании

Индустрия питания: большие перспективы и частые ошибки на входе

Почему индустрия питания — одна из самых перспективных ниш. И как предпринимателю без опыта в сфере еды запустить потенциально успешный ресторанный бизнес
Индустрия питания: большие перспективы и частые ошибки на входе
Ольга Степанова
Ольга Степанова
Резидент Клуба Менторов, бизнес-ментор в индустрии производства питания, ресторанного бизнеса и гостеприимства.

Предприниматель с 30-летним опытом в RestTech, FoodTech и HORECA. Эксперт в масштабировании и построении регулярного менеджмента. Запустила 5 производств для сетей, более 50 ресторанов и 10 концепций.

Подробнее про эксперта

Индустрия питания стремительно развивается и трансформируется благодаря разработкам и интеграциям новых высоких технологий. Она не только удовлетворяет актуальные запросы людей здесь и сейчас, но и решает задачи на уровне государств и даже глобальные проблемы человечества. 

Бизнес-ментор Ольга Степанова рассказывает об инвестиционной привлекательности индустрии питания. Рассматривает нетрадиционные методики в различных ее сегментах и инновационные решения, которые диктуют глобальные тренды. А также дает экспертные рекомендации, как начать ресторанный бизнес с нуля и сделать его устойчивым. 

Тренды в индустрии производства питания, которые кардинально меняют сферу.

  • Агротех. Занимается внедрением технологий будущего в сельское хозяйство. Повышает экономическую эффективность производства продукта и делает его ближе к потребителю. Здесь создаются и развиваются абсолютно новые технологии. Например, вертикальные теплицы, где выстроена максимальная эффективность каждого квадратного метра даже небольшой площади. 
  • Биотех. Направление стремительно развивается в контексте решения проблемы глобального голода. И занимается поиском решений по выращиванию и синтезированию продуктов в ограниченных условиях с довольно пропагандистской целью — справиться с проблемой засорения экологии и возрастающей нагрузки на города. Глобальный тренд: в будущем биотехнологии позволят производить продукты дешевле. Соответственно, они будут работать на массовый сегмент, традиционные методики же сосредоточатся на элитном. 
  • Фудтех. Говорят, это новая нефть, и похоже, это действительно так. Сегмент занимается разработкой новых технологий в области пищевой промышленности. Обеспечивать питанием население планеты — задача, которая актуальна всегда. С учетом роста популяции и климатических изменений, очевидна возрастающая важность этого рынка. Продукты питания сейчас — неотъемлемая часть глобальной экономики. Более того, сфера имеет стратегическое значение для национальной безопасности многих стран. Тренд отражает важность сельского хозяйства и продовольственной промышленности в мире — в будущем продукты питания станут таким же ценным ресурсом, как нефть. 

    Одно из самых динамично развивающихся направлений фудтех-индустрии — технологии доставки (из ресторана, dark kitchen, магазина готовой еды). Они выстраивают управление клиентскими потоками, повышают операционную эффективность компании и, соответственно, ее прибыльность. Яркий пример того, как это работает, — компания «Додо Пицца». Вся система выстраивается таким образом, чтобы повысить качество продукции и сделать заказ и получение еды максимально удобными для аудитории.

    Оптимизация происходит на базе IT-технологий и развития экосистемы взаимодействия с клиентами — посредством чат-ботов, голосовых ассистентов, интерфейсов виртуальной и дополненной реальности. Сейчас основные игроки этого рынка — компании «Сбер» и «Яндекс». Потенциальный вектор дальнейшего развития — доставка роботами и дронами. 

Информационные технологии vs фудтех

Фудтех и IT-технологии — на первый взгляд, казалось бы, принципиально разные сферы — при детальном рассмотрении имеют много общего, более того — одинаково перспективны. Для выстраивания процессов и повышения эффективности в них используются одни и те же высокие технологии. Рассказываю какие:

  • Big data. Анализ больших данных в пищевой промышленности применяется с целью определения потребительских предпочтений, прогнозирования спроса, управления запасами и улучшения качества продукции.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение. Используются для автоматизации процессов, прогнозирования трендов и оптимизации решений в обеих индустриях.
  • Блокчейн и технологии децентрализации. Помогают обеспечить безопасность и прозрачность процессов производства, распределения и продажи продуктов. Например, таким образом потенциально можно решить проблему Китая с поставками контрафактных продуктов питания, что сейчас и делает компания Alibaba. Китайский гигант объявил о разработке блокчейн-платформы совместно с PwC и BMP, которая позволит контролировать всю логистическую цепочку поставки продукта — от производителя до конечного потребителя.
  • Интернет вещей (IoT). Применяется для мониторинга и управления устройствами и процессами. Например, IoT-сенсоры могут использоваться с целью контроля показателей температуры и влажности в производственных помещениях или же для отслеживания пути продуктов в цепи поставок.
  • Разработка ПО. В обеих областях создается специализированное программное обеспечение для управления производственными процессами и запасами, анализа данных и решения других задач.

Как видите, в связи с глобальными тенденциями, развитием целых комплексов новых технологий, увеличением потребительского спроса на здоровые и устойчивые продукты индустрия питания превратилась в wow-нишу — перспективную как для инвесторов, так и для предпринимателей. Ресторанный бизнес же по праву может считаться одним из самых привлекательных направлений для входа в эту сферу.

Создать устойчивый проект без опыта в индустрии питания предпринимателям часто мешают классические ошибки на старте. Рекомендации ниже помогут их избежать и существенно увеличить шансы на успех.

Ошибка 1. Неопределенные цели

Для чего все это нужно? Какое место бизнес займет в рейтинге остальных проектов? В первую очередь важно ответить на эти вопросы, затем расставить приоритеты и только после принимать решения.

Ошибка 2. Несформированная стратегия

Отсутствие четкого понимания, что именно вы делаете и какие шаги помогут вам достичь этих результатов. Непонятно, куда двигаться дальше, если все пойдет как надо. И более того — что делать с рестораном, если все пойдет не так? Ответы на эти вопросы упрощают процесс принятия решений и дают партнерам уверенность и спокойствие.

Ошибка 3. Отсутствие бизнес-плана

В грамотно составленном документе должно быть обозначено как консервативное, так и агрессивное развитие событий с четкой финансовой составляющей.

Ошибка 4. Попытка изобрести велосипед

Любую новую идею необходимо протестировать, проанализировать, учесть финансы, составить бизнес-план — и только потом реализовывать. Привожу наглядный пример патовой ситуации, в которой идея не была своевременно проверена на адекватность: предприниматель без опыта в ресторанном деле придумывает концепцию пекарни, построенную на полезных пирогах — исключительно на полбяной или льняной муке. По его мнению, рост интереса к здоровой еде приведет в его уникальный бизнес большое количество клиентов. Что же происходит на самом деле? У пирогов одна целевая аудитория, а у продуктов из полбы и льна — другая. Люди из первой категории рассчитывают на пышный, красивый пирог из пшеничной муки. Аудитория же, у которой есть спрос на продукцию из полбы и льна, в принципе не видит мучное в своем рационе.

Ошибка 5. Игнорирование технологий

Новички уверены: на старте все можно сделать на коленке. При этом давно отработано множество базовых технологий, без которых невозможно получить продукты и блюда высокого качества. А без него, в свою очередь, невозможно построить устойчивый бизнес.

Ошибка 6. Бессистемный набор персонала

Недостаточно прочитать резюме кандидата. Необходимо собрать отзывы предыдущих работодателей и изучить заведения, где он работал. У каждого объекта своя культура и стандарты, которые могут отличаться от ваших. В противном случае потребуется потратить немало ресурсов на переобучение работника, которое может и не привести к необходимым результатам.

Ошибка 7. Поверхностное изучение договора аренды

В таких документах, как и в банковских, довольно много подводных камней. Не существует типовых договоров — каждый составляется под конкретный объект. Особенно важно учитывать правила крупных торговых центров и транспортных узлов. Любые нарушения влекут за собой массу штрафных санкций, которые впоследствии могут существенно повлиять на бизнес.

Ошибка 8. Устные договоренности

Они не работают, и полагаться на них не стоит. Все, что вы хотите учесть, необходимо прописывать в дополнительном соглашении. Устные договоренности же следует воспринимать как риск.  

Ошибка 9. Игнорирование обратной связи

Часто это сбрасывается со счетов: «команда просто наговаривает на руководство», «посетитель постоянно жалуется — у него такая натура». Фидбек от команды помогает оптимизировать процессы, от клиентов — улучшить качество работы во всех структурах компании. Это очень важный момент. 

Ошибка 10. Потеря вектора

В качестве ориентира для развития ресторанного бизнеса новички могут выбрать одного конкретного предпринимателя, который уже создал успешный проект, и просто отслеживать его путь. Однако этот способ не так прост: у каждого основателя свое уникальное видение — дифференциация подходов может дезориентировать. Самое простое — обратиться к профессиональному ментору с необходимыми компетенциями, который поделится опытом, предоставит экспертные рекомендации и поможет разработать оптимальные стратегические решения.

Фото: Ольга Гагуа

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.01.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП 320774600024549
ИНН 772011110500

Контакты

Социальные сети