Как малый бизнес автоматизирует бизнес-процессы
После 14 лет работы в e-com генеральный директор b2b-маркетплейса «Рывок» пришел к выводу: все, что может быть автоматизировано — должно быть автоматизированоОснователь b2b-маркетплейса «Рывок». 13 лет предпринимательского опыта в сегменте E-commerce.
Зачем нужен оцифрованный управленческий учет?
История компании началась в 2010 году — именно тогда появился сайт, на котором продавалось преимущественно оборудование и оснастка для алмазной резки. У руководителя отдела продаж была большая тетрадь, куда вносилась информация об оплатах и маржинальности. Продажи и обороты росли, но системы управленческого учета не было. Мы активно расширяли ассортимент и продвигали интернет-магазин всеми доступными способами. И через пару лет мы попали в первый кризис: выяснилось, что тратим мы больше, чем зарабатываем.
Это было хорошим стимулом для того, чтобы начать вести бизнес осознанно. Мы внедрили 1С, колл-трекинг — это позволило нам лучше работать с финансовыми показателями, но выстроенной системы работы с клиентами и заявками по-прежнему не было, так как отсутствовала выстроенная воронка продаж и прозрачная отчетность по сделкам. При этом существовал большой риск того, что при увольнении менеджер может забрать клиентскую базу.
Как и зачем нужно автоматизировать работу с клиентами?
Чтобы решить все эти проблемы, мы внедрили CRM. Когда выбирали решение, компания находилась в сегменте малого бизнеса (интернет-магазин строительной техники), но уже тогда в планах было масштабирование — поэтому систему выбирали исходя из текущих потребностей и с учетом планов на будущее.
Что было нужно:
- работа с разными источниками обращений: сайт, телефония, почта, мессенджеры;
- наличие trial-версии: важно было попробовать систему в деле перед внедрением;
- облачное решение с минимальными доработками — для старта, наличие «коробочной» версии — при расширении бизнеса (для соблюдения требований доступности и информационной безопасности);
- работа в одном окне с максимальным количеством задач, которые возникают в течение одного дня;
- большое количество специалистов на рынке, способных поддерживать решение;
- возможность интеграции с учетной системой;
- наличие API и документации.
Мы хотели использовать максимум готового функционала, чтобы не тратить ресурсы на доработки продукта, которые могут и не принести пользы бизнесу. К тому же, чем больше доработок, тем дороже стоимость поддержки системы и сложнее обновление (а обновления, так или иначе, будут постоянными).
Для нас было важно, чтобы CRM существовала на рынке уже много лет: это значит, что все «детские» болезни уже исправлены и есть комьюнити, которое занимается внедрением и поддержкой. Однако с другой стороны мы понимали, что CRM «с историей» может быть технологически устаревшей. Поэтому здесь важно было найти решение, в котором будет соблюден баланс зрелости и актуальности.
Основные преимущества, которые компания получила от внедрения CRM:
- дисциплинирование сотрудников: можно отслеживать активность и эффективность выполнения задач;
- систематизация при сборе и хранении данных о клиентах, возможность добавлять кастомные поля, важные для аналитики (например, сферу деятельности компании);
- нивелирование рисков утери базы клиентов при увольнении сотрудников;
- Фиксация коммуникаций, в том числе для оценки качества работы менеджеров отдела продаж и проверки соблюдения регламентов;
- ростроение воронки продаж позволило детальнее проанализировать причины проигрыша сделок;
- расчет RFM (наша разработка) позволил структурировать клиентский портфель менеджера.
Как оцифровать работу с поставщиками?
В 2020 году мы столкнулись тремя проблемами:
- менеджеры отдела продаж не успевали качественно обрабатывать все заявки;
- на части продукции цены и остатки были не актуальны;
- контент-менеджеры не успевали подготавливать карточки товаров от всех желающих сотрудничать поставщиков.
Для масштабирования бизнеса нам был необходим переход на бизнес-модель нишевого маркетплейса. Мы оценили готовые решения, но не нашли на рынке IT-продукта, который подошел бы под наши задачи и специфику. Поэтому решили разрабатывать большинство интеграций на своей стороне.
Это был сложное, но стратегически правильное решение, которое позволило выйти на новые рынки, повысить инвестиционную привлекательность и масштабироваться без бесконечного расширения штата.
Какие рекомендации Вы можете дать предпринимателям?
Тренд на цифровизацию не будет меняться. Для миллениалов и зумеров интернет — достоверный источник информации, а онлайн-заказ — привычный способ получить товар: не важно, для собственного потребления или «по работе». Через несколько лет рельеф рынка окончательно изменится, и единственная возможность соответствовать тенденциям — пересмотреть свои бизнес–процессы в сторону автоматизации и упрощения, вне зависимости от сферы и масштабов деятельности.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты