Как бизнесмену нивелировать риски со стороны фискальных органов
Разбираемся в нюансах и рисках в отношениях с фискальными органамиАдвокат, юридический опыт > 20 лет, консультант бизнеса
В условиях все возрастающей нагрузки на бизнес эффективная система защиты от налоговых рисков становится жизненной необходимостью для любого среднего или крупного бизнеса. На современном этапе в связи с предстоящей налоговой реформой каждому бизнесмену важно упредить риски со стороны фискальных налоговых органов.
Фискальные налоговые органы входят в единую систему контроля соблюдения бюджетного законодательства. Федеральная служба по налогам и сборам (далее ФНС) является исполнительной структурой, осуществляющей контроль над своевременностью поступления платежей в бюджеты на всех уровнях, а также во внебюджетные фонды.
ФНС использует риск — ориентированный подход при выборе претендентов для повышенного внимания (вызовы в инспекцию, предварительная проверка, назначение выездных проверок). Чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов, бизнесу необходимо постоянно контролировать налоговые риски.
Налоговые риски для бизнеса — это крупные финансовые потери (доначисления) по итогам выездных налоговых проверок и «внепроверочных» мероприятий инспекции; невозможность погашения налоговых долгов компании — банкротство.
Они могут быть и личного характера: уголовная ответственность руководителя и бухгалтера за неуплату налогов (ст. 199 УК РФ); субсидиарная ответственность собственников бизнеса, руководителей и бухгалтеров по налоговым долгам компании; возмещение руководителем убытков (доначислений) собственникам бизнеса.
Поэтому выявление и исправление налоговых ошибок и упущений при помощи системы внутреннего контроля и аудита с фокусом на налоги существенно снижает риски повышенного внимания ФНС к компании и нивелирует серьезные опасности.
Наиболее эффективный способ минимизации налоговых рисков — проведение аудита с углубленной проверкой налогового учета (комплексный аудит). Выявленные налоговые риски — это экономия на штрафах (если риски выявит налоговая, вы заплатите на 20 процентов больше, чем при добровольном устранении обнаруженных аудиторами рисков). Важно при проведении аудита получить не только формальное аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности, но и комплексный анализ налоговых рисков и ошибок.
Система защиты от налоговых рисков должна представлять разумный компромисс между возможностями компании и требованиями налогового органа и состоять из следующих этапов:
- определение критериев операции, влекущей реальные налоговые риски, с учетом специфики деятельности компании и региона регистрации;
- выявление операции, которые влекут для компании реальные налоговые риски;
- классификация операции по видам договоров, из которых они возникают;
- разработка для каждого вида операций комплекта документов и сведений, которые организация имеет возможность хранить в течение длительного времени;
- определение мест и способов хранения документов и сведений;
- назначение сотрудников, ответственных за исполнение положения.
Важно регламентировать порядок хранения документов и ответственных лиц. Информация должна быть систематизирована и доступна в любой момент.
В целях сокращения вероятности и объема возможных потерь опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать особые подразделения, занимающиеся управлением налоговыми рисками. В чем заключаются задачи так называемого риск — менеджмента?
- Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве;
- определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании;
- установление уровня угроз, связанных с этими рисками;
- выработка тактики и стратегии борьбы с ними;
- разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу;
- ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.
Одним из наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков является лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения.
Создается система отслеживания всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике.
Если же компания ведет свою деятельность в области высокого риска и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.
Что дают выездные проверки ФНС?
Во-первых, это непосредственно доначисления по итогам проверки: иногда их размер может быть очень значительным для организации.
Во-вторых, это административная нагрузка на время проведения проверки. Сотрудникам приходится переключаться со своих привычных задач на разбор замечаний налоговой службы. Выездная налоговая проверка в любом случае требует отвлечения значительных ресурсов — временных, кадровых и материальных.
Если налоговая оспорит принципиальные для компании операции, которые существенно влияют на ее организацию, выручку и денежные потоки (услуги, лицензии, заемное финансирование), передача отдельных функций стороннему поставщику услуг (аутсорсинг), «дробление» бизнеса», то в такой ситуации бизнес может перейти к «консервативным» методам ведения дел, что в итоге повысит издержки и снизит доходность всего предприятия.
Как предпринимателям уменьшить риск негативных последствий от проверочных мероприятий? Как снизить влияние налоговой проверки на бизнес?
Функция сервиса «Как меня видит налоговая» в личном кабинете налогоплательщика позволяет посмотреть на свои показатели, относящиеся к установленным ФНС критериям риска и влияющие на включение компании в план проверок. Полезно будет следить за конкурентами из компаний той же отрасли с похожей структурой бизнеса. Таким образом, у предпринимателя есть возможность оценить риски и при необходимости добровольно скорректировать налоговые обязательства, не дожидаясь назначения проверки.
О будущей проверке бизнес может узнать по усиливающейся активности налоговиков, когда они проводят контрольные мероприятия, наиболее распространенные из которых — запрос документов у налогоплательщиков и их контрагентов, допросы, направленные на поиск предполагаемых нарушений.
Необходимо не игнорировать данные мероприятия налоговиков, а сопровождать, убедить проверяющих в корректности отражения тех или иных операций. Важно бизнесу взаимодействовать с налоговыми органами: выходить на связь, ходить на дачу показаний, созваниваться с инспекторами, чтобы узнать свои проблемные стороны в деятельности и основательнее подготовиться к проверке.
Если по результатам предварительного анализа, налоговики усматривают потенциальные нарушения и они обоснованы, то следует добровольно доплатить соответствующие налоги и пени. Кроме того, доплата позволяет избежать 40%-го штрафа от неуплаченной суммы налога.
К выездной налоговой проверке необходимо провести тщательную подготовку:
- Выделить персонал, который будет заниматься вопросами проверки.
- Поднять контактные данные контрагентов: поставщиков, подрядчиков и других. От них может понадобиться информация о сделках. Кроме того, эксперт рекомендует актуализировать контакты с бывшими сотрудниками, которые владеют важной информацией о каких-либо сделках.
- Уточнить информацию о сотрудниках, которые ответственны за договоры, например, участвовали в согласовании условий, подписывали и принимали результаты их исполнения.
- Разъяснить работникам, как будет идти проверка, их права и действия при мероприятиях налогового контроля, таких как выемка, осмотр, допрос.
- Провести внутренний аудит налогового учета бизнеса. По самым «денежным» сделкам компании стоит иметь так называемый защитный файл. То есть по таким сделкам у проверяемой компании должны быть готовы как все подтверждающие документы, так и правовая позиция.
Важно разъяснить подчиненным права и обязанности при проведении налоговой проверки, запастись резервными копиями документов и значимой для бизнеса информации. Передачу документов налоговым органам следует тщательно фиксировать, как и нарушения, допущенные проверяющими при внезапных осмотрах, выемках и обысках.
При проверке необходимо находиться в рабочем контакте с проверяющими и не противодействовать налоговому контролю. Нужно стараться эффективно организовать процесс взаимодействия с проверяющими, чтобы не получить внезапные обыски, выемки и допросы, которые могут существенно нарушить текущие бизнес — процессы компании. Необходимо уделять должное внимание документообороту, особенно по расходным операциям, вне зависимости от применяемой системы налогообложения.
Какие же признаки предпринимательской деятельности повышают риск проведения плановой или внеплановой налоговой проверки? Как бизнесмену откорректировать свою работу, чтобы упредить данные риски? Для того чтобы налогоплательщикам дать возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@.
Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:
- Относительно низкие налоговые отчисления. Налоговая инспекция, за счет использования онлайн — касс, отслеживает валовую выручку по каждой торговой компании. Если это показатель будет сильно отклоняться в меньшую сторону, то следует ожидать в ближайшее время налоговую проверку.
- Непропорциональный рост доходов. Если декларируемые доходы предпринимателя систематически растут, а уплачиваемая в бюджет прибыль остается на одном уровне, то избежать налоговой проверки не получится. Программа складского учета ЕКАМ способна анализировать продажи и выявлять наиболее рентабельные позиции ассортимента, что позволяет увеличивать чистый доход пропорционально выручке. Это снизит внимание налоговиков к предприятию.
- Низкая зарплата работников. Это косвенный признак нарушения трудового законодательства, если предприниматель официально платит своим работникам только МРОТ. При этом ФНС учитывает и прямые доказательства нарушений: сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, ее выдаче в «конвертах» и т.п. Сведения о среднем уровне заработной платы в регионе, на который опирается ФНС, регулярно размещаются на региональных сайтах Росстата. Поэтому в интересах бизнесменов отслеживать эти сведения и платить работникам достойную официальную зарплату.
- Относительно низкая рентабельность. Если у бизнеса прибыль ниже средней по отрасли, то ФНС проверят компанию в плановом порядке. Программа складского учета ЕКАМ позволит оптимизировать ассортимент, увеличить рентабельность оборотных средств, упростить учет и создать программу лояльности для клиентов, что позволит увеличить прибыль и избежать налоговых проверок.
- Миграция между налоговыми органами. Изменение места регистрации предприятия должно иметь четкое обоснование. Основанием для проведения срочной внеплановой проверки налоговых органов является частая смена места регистрации между различными структурными подразделениями ФНС, особенно в преддверии планового визита налоговиков.
- Работа с подозрительными контрагентами. Денежные расчеты предпринимателей с фирмами — «однодневками», а также поставки товаров через цепочку посредников, особенно если они зарегистрированы по одному адресу или на одного собственника, часто используются для ухода от налогов. Чтобы избежать налоговой проверки, нужно тщательно выбирать своих поставщиков.
- Деятельность с высоким уровнем налогового риска. Наличие длительных финансовых взаимоотношений с нечистоплотными фирмами, сотрудничество с ними — неоправданный риск. Все оплаты этим фирмам не должны учитываться в составе валовых расходов, а суммы полученного НДС — в составе налогового кредита. Подобная ситуация приводит к необходимости пересчета в большую сторону уплаченных налогов у всех контрагентов фиктивных компаний.
- Приближение к предельным показаниям специальных режимов. Каждый из них — ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН — имеет свои предельные показатели по денежном обороту, количеству работников и прочим критериям. При расширении бизнеса предпринимателям рекомендуется своевременно переходить на соответствующие налоговые режимы и не пытаться обмануть ФНС.
- Налоговый вычет по НДС выше 89%. Некоторые компании используют для занижения налогооблагаемой базы фиктивные операции. Высокий естественный налоговый вычет по НДС может быть у экспортеров. Налоговая инспекция акцентирует свое внимание на налогоплательщиках, у которых доля вычетов за год с начисленного налога более 89%.
- Регулярные убытки. Предприниматель в целях оптимизации затрат всегда будет показывать минимальную прибыль при помощи легальных налоговых инструментов без нарушения законодательства и остерегаться уходить в зону убытков.
- Игнорирование требований налоговиков. Предприниматели регулярно подают в налоговую инспекцию декларации и отчеты. При наличии несоответствий в предоставленной отчетности, ФНС может отправить предпринимателю электронное сообщение, либо уведомление по обычной почте, с целью исправить или разъяснить выявленные нарушения. В любом случае предприниматель должен отреагировать на них и предоставить ответ в 5-дневный срок.
- Расходы компании идут вровень с доходами. Минимальная систематическая прибыль может вызывать подозрение у налоговиков. Например, если предприниматель ежеквартально на протяжении 1-2 лет показывает чистый налогооблагаемый доход в сумме 1-2 тыс. рублей. Чтобы избежать этого, следует показывать в отчетности реальные показатели.
Все изложенное позволит создать такую систему защиты от налоговых рисков, которая позволить существенно усилить позицию организации в налоговом споре без значительного повышения нагрузки на работников компании. Однако не стоит забывать и о том, что налоговое законодательство и практика его применения постоянно меняются. В связи с чем рекомендуется не реже одного раза в год проводить аудит системы и, при необходимости, модифицировать ее.
Сейчас самое время для бизнеса с этим разобраться, чтобы не только снизить свои расходы, но обеспечить себе финансовую безопасность.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль