Как привлечь больше подписчиков в экспертный блог
Разбираем алгоритм, который адаптируется под любые задачи и ниши

В 2022 году основала агентство LiFT, которое специализируется на помощи бизнесу расширить аудиторию через сотрудничество с лидерами мнений и усилить личный бренд экспертам
Если вы ведете блог как эксперт, то надо быть готовым к тому, что ваша аудитория — априори не такая широкая, как у лайфстайл-блогеров. Личная жизнь Ольги Бузовой интересна миллионам людей, а новости из мира ракетостроения, обзор ИИ-моделей для инвесторов или развитие личных брендов топ-менеджеров и фаундеров — сотням, а то и десяткам тысяч людей как максимум.
Соответственно, продвижение идет медленнее. Подписчиков сложно и дорого привлекать на экспертизу, особенно на узкоспециализированную, а не из разряда «давайте складывать 2 и 2». Но существует алгоритм, который помогает расширить аудиторию, не скатываясь в инфоцыганство и не теряя себя.
Подробнее — в статье. Обсудим, надо ли стремиться к миллионам подписчиков, из чего складывается алгоритм по расширению аудитории и что с ней делать потом.
Чем больше подписчиков, тем лучше. Или нет
Часто сталкиваюсь с тем, что люди мечтают быть блогерами-миллионниками, но обосновать этого не могут. Максимум — ответы «престижно же» или «цифра красивая».
Давайте разбираться. Число подписчиков — это метрика для оценивания блога. А кто оценивает ваш блог? Во-первых, потребители контента, люди, которые вас читают, смотрят, слушают. Но они обращают внимание на то, кто вы, потом — о чем вы рассказываете, и потом — как рассказываете, насколько это интересно. Размер аудитории не имеет значения.
Во-вторых, рекламодатели. Им важно понять, подойдет ли блог для размещения интеграции, стоит ли звать вас в проект, предлагать статус амбассадора. Но число подписчиков тут тоже ничего не дает. Смотрят на автора, на темы, качество контента, охваты и их стоимость.
Вывод: никто не оценивает блог по числу подписчиков как по единственной и ключевой метрике. Принцип «чем больше, тем лучше» не работает. Размер аудитории должен соотноситься с целями и задачами, бюджетами на продвижение, амбициями и другими вводными, а не с цифрами из ниоткуда.
А еще важно осознавать, что чем сложнее ваша целевая аудитория, тем меньше подписчиков можно набрать. Одно дело — привлекать студентов, мам в декрете или кудрявых людей, другое — топ-менеджеров и фаундеров, инвесторов, ученых. Их априори меньше. И именно в таких случаях полезно идти на расширение аудитории, чтобы не вести блог исключительно для друзей, родственников и пары коллег.
Пошаговый алгоритм: расширяем аудиторию без вреда для экспертизы
Задача — найти пересечения между целевой аудиторией, которая вам действительно нужна, и массовой аудиторией. Вторая пригодится для масштабирования блога, а еще — для узнаваемости и сарафанного радио. Чем больше о вас говорят, тем выше вероятность, что целевые подписчики услышат, заинтересуются и тоже придут.
Но стремление к массовой популярности не должно задавливать экспертизу и уникальность. Если блог станет слишком простым, банальным, то целевая аудитория перестанет видеть в нем ценность. Продвинутых инвесторов вряд ли зацепят посты из разряда «что такое NASDAQ», а предпринимателям с опытом 10-15 лет не захочется читать о том, как считать план-факт.
Важно выдержать баланс. Вот как это делается на практике — с постами, статьями, роликами на YouTube и любым другим контентом:
Шаг №1. Берем блок тем, который затрагивает значимую сферу жизни и касается каждого человека, напрямую или косвенно. Здоровье, семья и дети, путешествия, бизнес, спорт, одежда, экология, маркетинг и многое другое.
Через эти темы мы привлекаем внимание максимально широкой аудитории. «Здоровье» заинтересует больше людей, чем «технические характеристики медицинского оборудования», а «экология» обгонит «новейшие методы в биостатистике».
Шаг №2. Отслеживаем актуальную новостную повестку, которая сочетается и с выбранным блоком тем, и с вашей экспертизой. Вариантов — множество. От аналитических репортов и исследований, кейсов на рынке и законодательных изменений до фестивалей, премий, чемпионатов и других мероприятий.
Инфоповод должен быть безопасным для репутации — политику, например, обычно не стоит затрагивать. А еще важно сформировать четкое, самобытное мнение. Именно за ним придет целевая аудитория, даже если смотрела и читала про этот инфоповод уже несколько раз. Сухой копипаст новостей никому не нужен.
Шаг №3. Добавляем эмоций, чтобы зацепить и массовую, и целевую аудиторию. Шутим и иронизируем, заостряем заголовки, выражаем категоричность, готовим яркие иллюстрации, таблицы, инфографики, добавляем фотографии и видео.
Эмоции могут иметь разную форму в зависимости от того, что для вас комфортно и уместно. Я часто иду через заголовки и фотографии:


Как пользоваться алгоритмом? Для примера возьмем эколога, специализирующегося на биосферной экологии. Допустим, задача — привлекать в блог коллег-ученых и делать совместные проекты. Но это очень узкая целевая аудитория. Продвижение — сложное, дорогое, медленное. Тогда эколог идет на расширение и готовит материал о том, как меняется состав атмосферы на стадионе во время Супербоула и как это сокращает жизнь болельщиков.
Темы, значимые для большинства людей, — спорт, футбол, экология. Инфоповод — Супербоул, один из известнейших матчей во всем мире. Эмоции — страх за жизнь, любопытство, недоверие, нотки злорадства от тех, кто недолюбливает футбол. Подкрепляем все яркой инфографикой, которую захочется переслать друзьям.
По той же схеме можно подготовить материалы «сколько морских животных умирает от пластика каждый день» или «разбор химического состава статуэток с Оскара». Делайте что-то подобное регулярно, вкладывайтесь в продвижение блога — и со временем аудитория вырастет.
Что делать с аудиторией, когда она появилась
Формировать доверительные отношения, чтобы подписчики оставались надолго, поддерживали сарафанное радио и знали, уважали вас как человека, а не как филиал Википедии. Тогда можно и вакансии в команде закрывать, и искать партнеров на новые проекты, и привлекать клиентов. Доверие аудитории — основа для решения задач в бизнесе и карьере.
Разбавляйте экспертный контент чем-то личным: рассказами о жизни, принципами, ценностями, байками, юмором. Именно это помогает наладить контакт с аудиторией. Люди оценивают вас как «своего» или «чужого» и, если первое перевешивает, проникаются доверием.
Важно только помнить о двух вещах. Во-первых, личный контент должен соответствовать формуле «я живу вот так». Никакого назидания. Эколог, например, может подготовить посты «как мы с детьми сортируем мусор за 15 минут в день» или «мечтал играть в театре, но стал экологом: история моего поступления в вуз».
Во-вторых, необходим баланс. Не превращайте экспертный блог в бесконечный лайфстайл про еду, детей, собак, дачу. Целевая аудитория по-прежнему хочет получать пользу. Мы рекомендуем клиентам отдавать 10-20% пространства под личный контент в зависимости от общей стратегии.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости: