Как бизнес может помогать людям от Краснодара до Занзибара
Должны ли предприниматели заниматься благотворительностью и как помогать, чтобы помощь доходила до адресатаПрезидент национальной ассоциации корпоративных юристов, эксперт по корпоративному праву, практикующий корпоративный юрист. В бизнесе с 2010 года
Должен ли бизнес заботиться обо всех? С одной стороны, когда вы создаете новые рабочие места, качественные продукты и услуги, которые «закрывают» потребности людей, вы уже работаете на благо общества. С другой — от предпринимателей ждут большего вклада, помощи и вовлеченности. Тема благотворительности довольно сложная и неоднозначная, поэтому сразу оговорюсь: в этой статье я делюсь только личным опытом и наблюдениями.
В бизнесе я с 2010 года, и в определенный момент появилось желание заниматься не только предпринимательством, но и социально-значимыми проектами. Я оказываю помощь малоимущим семьям, родителям детей с особенностями развития в России, а еще занимаюсь открытием скважин с питьевой водой в школах Африки.
Я придумал для себя термин «дуга добра». Однажды посмотрел на глобус и прикинул: вот тут Россия, а там Африка. И, если можно так сказать, на глобусе нас объединяет эта дуга. Бескорыстно помогая детям с другой стороны мира, в промежутке от Краснодара до Занзибара я делаю мир лучше.
Думаю, что потребность помогать и делиться приходит на определенной стадии личностного роста. Мне бы хотелось, чтобы предпринимателей-филантропов в нашей стране становилось больше, и для этого нужно вести просветительскую работу, афишировать благотворительность.
Возможно, кто-то сейчас не помогает просто по незнанию. Надо раскрывать людям глаза и рассказывать о проблемах и способах их решения, тогда они начнут действовать. Если ты предприниматель, не так важно, чем именно заниматься и куда применить свои навыки: ты одинаково круто можешь что-то производить, продавать или очищать планету от мусора.
Как выбрать: кому помогать?
Когда-то я увидел несколько роликов на YouTube, где рассказывали, какие ужасные болезни провоцирует употребление грязной воды из реки. А в Африке это, к сожалению, норма. Также я побывал на о. Занзибар и увидел, как там на самом деле тяжело. Ведь чувство голода еще можно как-то пережить, но отсутствие воды — это очень страшно, люди быстро умирают. Кажется невозможным, что в 2024 году люди не имеют доступа к безопасной по санитарным нормам воде, однако это происходит в нашей с вами реальности. Тысячи смертей, болезни, невозможность посещать школу для детей (часто именно они исполняют в семье роль «водоносов») — далеко не полный список проблем.
Я начал искать способ решения этой трудоемкой задачи, и, можно сказать, вселенная мне помогла: в ныне запрещенной соцсети я наткнулся на Павла Суворова, предпринимателя, который помогает открывать скважины в Африке. Я с ним созвонился, познакомился. Пообщался с несколькими людьми, которые с ним сотрудничали по данному вопросу — провел минимальную проверку. Оказалось, что у Павла есть отработанные процессы и проверенные подрядчики. В итоге меня все устроило, я отправил деньги, и работа пошла.
Выбрать место для скважины помог человек, который хорошо знает местность. Он на тот момент собрал заявки с местных жителей, которые просили им помочь. И люди эту помощь получили.
После успешного открытия первой скважины я предложил одноклубникам из CLUB 500 поучаствовать в проекте, и совсем недавно питьевая вода появилась в начальной школе Китунды в регионе Дар-эс-Салам. Чтобы был понятен масштаб проблемы: Танзания ежегодно теряет около 2,4 млрд долларов на связанных с отсутствием питьевой воды избыточных расходах — это медицина и потеря производительности работоспособного населения. При этом устройство одной скважины стоит до 3,5 тысяч долларов.
Благодаря открытию всего двух скважин уже более 3 тысяч детей и их семей получили доступ к чистой питьевой воде.
Почему не все предприниматели готовы помогать другим
В моем кругу мало ребят, которые никому не помогают. Кто-то протягивает руку соседям, кто-то — сотрудникам и так далее.
При этом есть, конечно, и те, кто не помогает. Я связываю это с «ожогами» и предыдущим негативным опытом. Возможно, человек хотел помочь, и его обманули. Таких историй много: например, в интернете полно фальшивых сборов для детей. Я считаю, что это катастрофа и кощунство. Худшее преступление, потому что один обманутый человек может навсегда потерять веру и желание помогать другим. Из-за этого пострадает множество честных людей и проектов, которым по-настоящему нужна помощь.
Еще одна причина — другие приоритеты в текущий момент. Например, человеку важно благосостояние семьи, и пока эта тема не закрыта, ему не до других.
С чего начать тем, кто хочет помогать
Мой основной совет — стараться исключать длинные цепочки посредников. Когда ты занимаешься благотворительностью, это болезненная вещь. Например, ты финансируешь фонд, смотришь отчет, видишь зарплаты. И вроде понимаешь, что все правильно: люди работают и должны получать оплату труда, но подобное часто триггерит. Например, фонд привлек миллион рублей за год, а 750 000 руб. из них ушли на зарплаты сотрудникам. Странная история, согласитесь.
Так что, если для вас важно, чтобы денежная помощь целиком уходила адресатам, старайтесь помогать напрямую. Например, как мы в компании сделали: нашли 10 семей, берем у них список нужных продуктов или вещей и из рук в руки передаем. Такой подход поможет минимизировать риски и не стать обманутым.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль