РБК Компании
Главная БРЕНДСАЙД 6 августа 2024

Можно ли защитить бренд без регистрации товарного знака

В статье эксперт патентного бюро «Brandside» расскажет о том, можно ли защитить свой бренд, не регистрируя товарный знак у юристов
Можно ли защитить бренд без регистрации товарного знака
Источник изображения: Freepik.com
Ирина Михальченко
Ирина Михальченко
Патентный поверенный РФ

Эксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»

Подробнее про эксперта

«Вот вы все пишете о том, зачем регистрировать товарный знак, почему это важно, как это сделать… Но есть же предприниматели, у которых бренд годами не зарегистрирован, и ничего! Тем более, регистрация бренда — не 100% гарантия того, что на практике все мои права как владельца бизнеса не будут нарушаться конкурентами». 

- Именно такой мыслью, скорее всего, может задаваться время от времени любой предприниматель, все еще взвешивающий все «за» и «против» регистрации своего товарного знака. Мы к этому готовы, поэтому с радостью ответим на этот вопрос. 

В статье расскажу, можно ли как-то защитить свой бренд от размытия, копирования и так далее без регистрации товарного знака. 

Итак, начнем, пожалуй, с рисков. По традиции, кратко скажу о том, чем вам может обернуться незарегистрированный товарный знак

  • Если ваш знак совпадает с зарегистрированным товарным знаком хотя бы частично, вы можете нарушить права его владельца. Если владелец подаст иск в суд, он может выиграть дело, и вам придется заплатить штраф, который может достигать 5 миллионов рублей.
  • Другой человек может зарегистрировать такой же знак на свое имя и шантажировать вас, угрожая судебным иском. Это может произойти, если ваш бренд уже стал популярным среди потребителей. В результате вы можете потерять свой бренд и понести финансовые потери.
  • Может возникнуть конфликт с владельцем похожего доменного имени, но вы не сможете запретить его использование. Владелец зарегистрированного товарного знака может просто-напросто отобрать ваше доменное имя через суд.

«Доменное имя (домен) — это легко запоминающееся название сайта, связанное с определенным IP-адресом в Интернете.» 

  • Бизнес невозможно будет передать по франшизе, так как основным условием договора франчайзинга является предоставление прав на зарегистрированный товарный знак. Таким образом, вы теряете возможную прибыль.
  • Недобросовестный конкурент может выпускать контрафакт под тем же знаком. А вам доказать свои исключительные права на бренд будет очень тяжело, так как они не закреплены юридически.
  • Большинство крупных маркетплейсов требуют документы на товарный знак, которые подтверждают права на его использование. Если у вас нет таких документов, ваша витрина и аккаунт могут быть заблокированы.
  • Если вы захотите продать свой бизнес полностью, то навряд ли найдется желающий приобрести его, так как незарегистрированный бренд — это всегда риск.

Да и в принципе нарушение прав других правообладателей может привести к различным видам ответственности, включая денежную компенсацию, штрафы, конфискацию контрафакта и даже лишение свободы. Поэтому важно проверить, не совпадает ли ваш знак с зарегистрированными товарными знаками, и вообще зарегистрировать свой товарный знак, чтобы избежать лишних проблем и не искушать судьбу.

НО. Материал у нас сегодня все-таки о том, что делать, если регистрировать бренд пока вообще не хочется. Поэтому напишу, что можно сделать предпринимателю без регистрации для защиты своего дела. 

Давайте представим себе пример: бутик «Зеленый свет» — это коммерческое название бизнеса ИП Белочкин. 

В любом случае, коммерческое обозначение защищено авторским правом. Однако, если магазин не очень известен в своем городе, конкуренты могут использовать подобное словосочетание и для своего бутика и не переживать.

«Коммерческое обозначение — это название или логотип, под которым предприниматель продает или производит товары. Оно помогает выделиться среди других предпринимателей в своей сфере. Предприниматель может работать только под одним коммерческим обозначением.»

Теперь представим, что недобросовестные конкуренты все-таки скопировали название «Зеленый свет» и успешно торгуют под идентичной вывеской. 

Что может сделать в таком случае ИП Белочкин?

  • Обратиться в арбитражный суд, чтобы запретить конкурентам использовать название или логотип на территории города и взыскать убытки.
  • Пожаловаться в антимонопольную службу, чтобы они оштрафовали конкурентов за недобросовестную конкуренцию.
  • Подать заявление в Роспатент, чтобы отменить регистрацию товарного знака, если конкурент зарегистрировал его по вашему названию.

Кроме того, чтобы защитить коммерческое обозначение, предприниматель должен доказать, что:

  • Название уникальное и выделяется среди других в той же сфере.
  • Предприниматель начал работать под коммерческим обозначением раньше конкурентов.
  • Название конкурента такое же или его можно спутать с оригиналом.
  • Название известно в городе и ассоциируется у покупателей именно с его магазином."

Однако! В России нет реестра коммерческих обозначений, поэтому предприниматель должен доказывать известность своего названия в каждом конкретном случае, а это может быть очень сложно, особенно если у него нет документальных доказательств. Далеко не факт, что у него это вообще выйдет. 

С товарным знаком, конечно, все по-другому. Гораздо проще и надежнее. Официально зарегистрированный бренд можно просто проверить по базам Роспатента на уникальность, посмотреть дату регистрации, понять, что именно этот товарный знак был зарегистрирован раньше всех и за кражу товарного знака взыскать компенсацию до 5 000 000 ₽. И не надо искать никаких способов, чтобы доказать известность бренда в своем городе…

Выводы делайте сами. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.10.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Рязанский, ул. Коновалова, д. 18, пом./ком./офис 3п/ 2/ 2а
ОГРН 1217700505967
ИНН / КПП 9721147550 772101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2, корп. 4
Телефон +78002220403

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия