Кристина Ефимова о ключевых факторах успеха для бизнеса в 2025 году
Эксперт в области стратегического и операционного менеджмента рассказала, какие шаги необходимо предпринять компании в 2025 году, чтобы стать успешнойПредприниматель и эксперт в области стратегического и операционного менеджмента с 12-летним опытом.
За 12 лет практики я встречала руководителей, которые мечтали о прорывном развитии своих компаний, но фактически топтались на месте. Пандемия, санкционные изменения и турбулентность рынка обнажили системный недуг многих видов бизнеса — неумение быстро адаптироваться к новым реалиям.
Стратегическое планирование превратилось для многих компаний в формальную бумажную волокиту, оторванную от настоящих бизнес-процессов. Я часто являюсь свидетелем того, как амбициозные управленческие команды тратят недели на разработки стратегий, которые через месяц, а то и раньше становятся абсолютно нерелевантными. Как генерировать и внедрять системные решения, благодаря которым бизнес будет не просто выживать, но и развиваться в 2025 году? — постараюсь дать исчерпывающий ответ в этом материале.
Наиболее эффективные бизнес-процессы 2024 года
Любой бизнес, находясь в ситуации неопределенности, становится гибким. 2024 год не сильно отличился от 2023 и предыдущих лет с точки зрения нестабильности, став очередным тестом на адаптивность и стратегическую гибкость компаний. Логика выживания подсказывает простую истину: те организации, которые быстро перестроились, получили существенное конкурентное преимущество.
Хочу отметить, что в связи с геополитической ситуацией в мире, введением санкций и прочих трудностей, 2024 год продемонстрировал трансформации в следующих ключевых плоскостях:
- в области человеческого капитала, где эволюционировала система найма, развивались сотрудники и создавались гибкие модели коммуникации;
- также в 2024 мы оптимизировали производственные процессы, адаптировались к новым логистическим коридорам и диверсифицировали рыночные стратегии, что позволило нам достичь нового уровня операционной эффективности.
В компании РОДВИГ в этом году нашими главными задачами стали:
- перманентное повышение качества продукта;
- внедрение открытой системы постоянных улучшений;
- усиление конструкторского отдела;
- систематизация продвижения бренда и генерального проекта компании.
Резюмируя факт внедрения новых инструментов по управлению операционной эффективностью, могу отметить, что приоритеты были выбраны верно. Также дополню: компании, которые воспринимают нестабильность как возможность, а не угрозу — выигрывают. Вывод: гибкость + скорость реакции = конкурентоспособность.
Процессы, которые станут критичными для развития компаний в 2025 году
2025 год, без сомнения, станет переломным в контексте стратегического планирования и операционной эффективности. При выборе процессов следует ориентироваться на ключевые факторы успеха и проблемы, которые ожидают бизнес в 2025 году:
Кадры, кадры и еще раз кадры:
- Демографическая реальность российского рынка диктует жесткие условия: сокращение трудоспособного населения создает большой дефицит квалифицированных кадров.
- Параллельно с этим, формируется альтернативный рынок занятости, когда на выполнение тех или иных функций бизнес начинает рассматривать привлечение фрилансеров и специалистов на проект. Бизнесу в России пора вставать на волну этого тренда. К примеру, за рубежом, согласно исследованию Fiverr, 69% компаний после увольнения штатных сотрудников стали привлекать проектных специалистов, а еще 30% компаний планируют сделать это в ближайшие 6–12 месяцев.
Роботизация и автоматизация процессов
Также отмечу, что технологическая трансформация в России весьма парадоксальна. Если западные фильмы романтизируют тотальную роботизацию, то на практике мы часто видим принципиально иную картину. Автоматизация производственных процессов зачастую настолько затратна, что становится экономически невыгодной.
Например, внедрение роботизированных линий на складе или в производственном помещении — задача, требующая комплексного подхода, выходящего далеко за рамки простого приобретения оборудования. Успешная интеграция роботов предполагает глубокую реорганизацию производственных процессов, а зачастую — их полную перестройку с масштабным переоборудованием. Это, как легко понять, сопряжено со значительными финансовыми вложениями.
Мой опыт подтверждает: автоматизировать административные и поддерживающие функции гораздо проще и менее ресурсоемко. К примеру, в нашей компании мы успешно реализовали несколько проектов в этом ключе:
- автоматизация функции расценки для заказчиков в коммерческом департаменте;
- автоматизированная проверка знаний регламентов и должностных инструкций;
- налаживание документооборота в тендерном отделе с помощью искусственного интеллекта;
- создание видеоконтента для онбординга новых сотрудников.
Из вышесказанного могу заключить: селективная, точечная цифровизация — основополагающий путь развития российского бизнеса в 2025 году.
Система процессов, которая обеспечит рост и масштабирование бизнеса
Продемонстрирую логику стратегической декомпозиции на примере машиностроительной компании, с которой мы работали. Ключевой принцип здесь — рассматривать компанию как живой, динамический организм, который постоянно контактирует с внешней средой. Первый методологический контур — открытая системная модель. Мы детально анализируем компанию через призму рыночных перспектив и экосистемы партнеров, обеспечивающих нас ресурсами. Речь идет не просто о поверхностной оценке, а о глубинном понимании взаимосвязей и потенциальных точек роста.
Также критически важным является диагностика внутренних болевых точек. В большинстве случаев истинные ограничения роста кроются в операционных процессах, кажущихся эффективными, но только на первый взгляд. Мы используем семь диагностических моделей, которые позволяют выявлять неэффективные звенья в компании.
В результате такого анализа мы выделяем два-три ключевых процесса, на которые компания должна сделать акцент, чтобы обеспечить рост и масштабирование. И это не интуитивный выбор, а результат глубокого и выверенного годами подхода.
Поэтому масштабирование — не количественный рост, а качественная перестройка внутренней архитектоники бизнеса. И в этом моя позиция однозначна: компания, которая не трансформирует свои процессы, обречена на стагнацию.
Главные компетенции сотрудников и руководства в 2025 году
Хочу рассказать на примере компании в сфере машиностроения — РОДВИГ. В грядущем году приоритетным стратегическим решением для производства станет комплексное развитие компетенций линейного персонала. Главным образом мы фокусируемся на повышении операционной эффективности через внедрение современных инструментов менеджмента.
Также в приоритет мы ставим целевой рекрутинг сотрудников с высоким потенциалом обучаемости. Мы выстраиваем образовательную траекторию, которая включает не только профессиональную подготовку, но и углубленное изучение цифровых технологий. Наши сотрудники обучаются проектировать, системно анализировать и оптимизировать бизнес-процессы, активно используя инструменты искусственного интеллекта и автоматизации.
Считаю, что цель каждого управленца, в том числе и моя, должна заключаться в создании адаптивной организационной структуры в компании, где каждый сотрудник будет являться активным участником процесса непрерывного развития.
Пошаговый алгоритм для максимальной эффективности
Стратегический план трансформации компании на 2025 год должен основываться на системном четырех этапном подходе:
- Первый этап — глубокая диагностика бизнес-процессов. Необходимо выделить 5—7 ключевых факторов успеха компании и 3—4 максимальные проблемы, которые тормозят ее рост.
- На втором этапе проводится комплексная оценка процессов по двум критериям: ресурсоемкость внедрения и прогнозирование бизнес-эффекта. Цель — выявить наиболее перспективные направления развития в 2025 году.
- Третий этап — формирование плана трансформации. Выделяются 2—3 приоритетных процесса, определяются ответственные исполнители и устанавливаются четкие дедлайны.
- Заключительный этап — поэтапное внедрение с обязательным ежемесячным мониторингом результативности. Успех заключается в системности и регулярности контроля.
В целом, общими для всех отраслей успешными действиями в компании сегодня станут:
- система найма и адаптации людей, которая быстро вводит в должность сотрудника и позволяет производить ротацию;
- работа над развитием бренда компании;
- обучение и развитие кадров;
- повышение операционной эффективности компании.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль