РБК Компании
Главная ML GROUP 4 марта 2024

Путь в лидеры упаковки: Валентин Скуратовский рассказал о жизни и бизнесе

Большое интервью с со-владельцем и директором ML GROUP, крупнейшего производителя упаковки на основе фольги. О стандартах, трансформации и отношении к успеху
Путь в лидеры упаковки: Валентин Скуратовский рассказал о жизни и бизнесе
Валентин Скуратовский
Валентин Скуратовский
Совладелец, генеральный директор ML GROUP (ex «Фабрика упаковки МИЛК»)

Основал компанию Презент упаковка в 2002 году. Активно занимается развитием бизнеса, эксперт в области упаковки FMCG и non-food

Подробнее про эксперта

О начале пути

Расскажите о себе. Вы уже достаточно давно занимаетесь бизнесом, но это же все тоже произошло не сразу. До начала встречи вы рассказывали, что у вас на пути был радиотехнический техникум, был университет, потом, судя по всему, был еще один университет.

Да, я закончил радиотехнический техникум в 1987 году, ушел в армию, а когда вернулся, поступил в Таганрогский радиотехнический институт, работал на госпредприятии, на котором производили прекрасное навигационное оборудование для речных и морских судов. Затем началась перестройка и все друзья, коллеги, которые почувствовали ветер свободы, бросились заниматься бизнесом. Я не стал исключением. 

Именно поэтому я переехал в Москву. В начале 90-х поступил уже в один из московских институтов на факультет экономики, потому что хотелось получить образование, которое как-то связано с бизнесом. Параллельно занимался бизнесом уже в Москве. 

А после окончания университета я зарегистрировал компанию, которую назвал «Презент Упаковка». Компания занималась торговлей упаковкой, в основном подарочной к праздникам — на нее были очень хорошие наценки. Мне казалось, что это ниша, которая позволит расти и зарабатывать.

Как-то раз, в межсезонье летом, когда все компании в этом сегменте могли закрываться и ничего не делать, ко мне приехал мой товарищ. Мы с ним вместе учились в Ростове-на-Дону. Посмотрел на все это запустенье и говорит, «Валентин, бросай заниматься ерундой. Вот у нас тут с партнерами есть тема пищевой упаковки, спрос огромный, в России она практически не производится». 

Начиналось все с того, что мы перепродавали эту упаковку, покупая ее на других предприятиях. На первого крупного клиента я попал через обычный московский телефонный справочник. Сейчас в это трудно даже поверить, а тогда время было очень свободное, и я смог дозвониться до главного специалиста по закупкам Вимм-Билль-Данн. 

Напросился в гости и поехал, абсолютно не понимая, что это за упаковка, как ее продавать. Но мне на руку играло то, что рынок был действительно свободен. Помню, меня встретил мужчина в возрасте и сам начал долгий рассказ об упаковке. (Улыбается) По сути целую лекцию мне прочел и посмеялся над моими попытками ему что-то продать. Но главное я понял, что есть возможность это направление развивать. Мы с моим партнером очень быстро пришли к тому, что нужно упаковку не просто перепродавать, но производить. 

Об отношении к делу 

С самого начала, когда мы только формировали стратегию, назовем это так, я предложил развиваться в сторону крупных мультинациональных компаний, которые в то время уже были на рынке. Торговым сетям нужна была упаковка, которая сохраняет продукт, им всегда были нужны долгие сроки хранения. Появился спрос на упаковку, которая позволяла бы увеличивать сроки годности и планировать большое плечо доставки.

«Мы порядка 7-8 лет вкладывали всю прибыль в развитие именно производственной культуры, ориентируясь на качественное оборудование, на дорогие технологии».

В то время конкуренты сосредоточились на простом зарабатывании денег. А мы порядка 7-8 лет вкладывали всю прибыль в развитие именно производственной культуры, ориентируясь на качественное оборудование, на дорогие технологии. Прибыль вообще не изымалась достаточно долго из предприятия. Более того, мы привлекали инвестиции от сторонних компаний, и именно эти инвестиции позволяли нам расти быстрее. 

Про партнерство

Вы очень много говорите, что когда вы только начинали заниматься предпринимательской деятельностью, бизнесом, у вас были друзья, партнеры. Много говорите о Иване Николаевиче (прим. Иван Николаевич Лазуренко, со-владелец ML GROUP), параллельно нашей встрече вы с ним созванивались. Насколько для вас важно партнерство в бизнесе? Можно ли создать такую компанию единолично?

«Как только вы пытаетесь вырасти в клиентах, в выручке, в задачах вам нужна команда и нужны партнеры».

На самом деле, ни один бизнес, даже маленький, невозможно создать единолично. Одному можно создать только самозанятого, который выполняет какие-то элементарные услуги. А как только вы пытаетесь вырасти в клиентах, в выручке, в задачах, становится необходимым наличие команды и партнеров. Это очень тяжелый вопрос, потому что я знаю многих людей, которые не могут работать в команде. В какой-то момент это все равно приводят к корпоративным конфликтам, к разрушению бизнеса. Просто потому что люди не понимают, что нужно искать компромисс, договариваться и действовать в пользу общих целей. 

С Иваном Николаевичем мы знакомы с 14 лет. Я до сих пор помню тот момент, когда познакомились — мы учились на подготовительных курсах в техникуме, потом судьба нас развела, и потом мы встретились уже только в Москве. С тех пор мы управляем этим бизнесом, развиваем его. Не всегда все проходит гладко: иногда ссоримся, иногда работаем на повышенных тонах. Но мне кажется, что нам всегда удается находить компромисс. Я говорю абсолютно искренне, вообще ни разу у нас не возникало желание заработать кучу денег. Мы можем работать в партнерстве, потому что у нас общее понимание бизнеса как самореализации, создании компании-лидера в своем сегменте рынка. 

Но, конечно, прибыль важна. Без прибыли ни одно предприятие не может существовать. Никто с этим не спорит, но мы никогда не ставили деньги во главу угла. На самом деле, только в последние годы мы распределяем прибыль как учредители, а так много лет реинвестировали в само предприятие.

Это же не только про партнерство между вами как собственниками, но это и про умение выстраивать партнерские взаимоотношения внутри команды в целом.

Конечно. В первую очередь, это партнерские отношения между собственниками, а уже потом это умение договариваться с командой. Потому что топ-менеджмент, который занимается своей работой, по сути, и развивает компанию. 

Руководители, как правило, люди амбициозные. И собрать сильную команду в Тульской области — это тот еще квест. Нужны люди, которые не просто приходят и начинают работать, основываясь на своем знании и опыте. Нужны люди, которые живут тем, что они делают. Для меня это — основная ценность, когда команда искренне вовлечена во все процессы и любит свою работу, любит ту продукцию, которую мы выпускаем. 

О трансформации

Но, тем не менее, у нас за последние 22 года многое произошло. Изначально юридическое лицо называется «Презент упаковка» и компания так называлась. Затем прибавилась еще platinka.ru, корпоративный ресурс, по которому многие клиенты и узнают компанию. Затем это трансформировалось в MILK и вот с этого года, с 1 января 2024, это МЛ ГРУП.

По поводу Презент упаковки, как я уже рассказал, мы на самом старте занимались продажей упаковки для подарков, поэтому появилось название. Нас не смущало много лет работать под этим названием, потому что нас и заказчики, и конкуренты знали как «презент». Но в какой-то момент мы задумались о создании собственного бренда, зарегистрировали торговую марку фабрика упаковки МИЛК, которая созвучна аббревиатуре фамилий собственников и тому, для чего мы делаем упаковку. И много лет работали под маркой «фабрика упаковки МИЛК».

Но в начале прошлого года мы собрались командой и приняли решение проводить ребрендинг, потому что на самом деле слово Milk, фабрика упаковки Milk, уже не очень созвучно с текущим положением дел. Мы производим уже не только пищевую упаковку, мы растем в направлениях бизнеса, в количестве производственных площадок, и пришло время создать зонтичный бренд, который бы мог включить в себя разные виды бизнеса, а не только производство пищевой упаковки. 

На самом деле это не просто смена картинки на визитке или на сайте. Это в том числе и смена самой идеологии компании, уже группы компании, потому что сейчас в группу компании входят три компании, три юридических лица.

И шесть направлений.

Да, и шесть направлений, которые, может быть, сейчас только находятся на начальном этапе развития, но мы рассчитываем, что в течение двух-трех лет эти направления смогут вырасти в собственной производственной площадке и в отдельные. Поэтому мы и проводим ребрендинг, расширяем команду. Тем более, что сейчас есть возможность привлекать специалистов из западных компаний, которые ушли с российского рынка.

А можете назвать эти направления?

Не хотелось бы раскрывать все карты, но, например, цифровая печать. Здесь речь идет об изменении технологического уклада в производстве полиграфической продукции, в производстве упаковки. Весь мир переходит на цифровые печатные машины, на персонализацию. 

Второе направление — расширение производственной цепочки, чтобы иметь возможность производить сырье самостоятельно.

Также мы сейчас разработали и запатентовали упаковку для кофеен, для служб доставки. Это внутренний стартап, который мы развиваем несколько лет, и я думаю, что рано или поздно мы выведем его в отдельное направление и в отдельный бизнес. Возможно, это еще и отличная платформа для брендирования.

Про стандарты качества

Пищевая и фармацевтическая упаковка требует высочайших стандартов качества. И вы сегодня про это много говорили. Как добиться высоких стандартов качества?

На самом деле, я вспоминаю себя, когда я впервые узнал о том, что есть стандартизация ISO, другие стандарты безопасности и стандарты системы менеджмента качества. Я был шокирован. А когда все изучил, то осознал, какой огромный пласт работы предстоит по внедрению этих стандартов на производстве, и мне физически стало плохо. Потому что тогда я не понимал, что купить оборудование, нанять работников и посадить менеджера по продажам — это еще полдела. Другие полдела — это создать систему бизнес-процессов, производственных процессов, систему менеджмента качества, привлечь людей, которые обучены и которые имеют опыт работы в таких системах, в том числе и в иностранных компаниях. Это многолетняя работа по внедрению этих стандартов, и без этого ни одно современное производственное предприятие, особенно предприятие, связанное с пищевой упаковкой, просто не может работать. Например, 20 лет назад об этих стандартах говорили только иностранные компании. 

В первую очередь, конечно, нас этому научили международные компании. Если вы хотите работать с большой компанией, которая дорожит своей репутацией, вы должны соответствовать международным стандартам, которые, несмотря на все события, которые сейчас происходят, все равно обязаны соблюдаться. Потому что это пищевая безопасность, это качество продукции, это другие вещи, которые очень-очень глубоко уходят в процессы цепочки поставок. Это многолетняя работа по обучению, проведению тренингов, написания процедур, проверки соблюдения этих процедур. У нас в компании этим занимается целая команда: обучением, аудитами, корректировками процедур, работой с рекламациями. Это огромный механизм, который мы практически с нуля выстроили в нашей группе компаний. Но без этого вообще невозможно работать, потому что иначе существует риск в любой момент создать некачественную и небезопасную продукцию.

А это повредит финальному потребителю?

Ну, конечно. Это вообще путь к банкротству, когда вы произвели что-то некачественное, чем нанесли вред здоровью потребителя. И это касается и пищевой, и медицинской упаковки. 

Мы физически разделили эти две компании просто потому, что они работают по разным стандартам, отвечают разным требованиям. И в пищевой, и в медицинской упаковке есть своя серьезная специфика, и стандарты и там, и там крайне строгие. Для того, чтобы их соблюдать, необходимы и инвестиции, и обучение, и команда, которая все это создает и контролирует. Это достаточно сложный процесс, который требует времени и затрат.

Об отношении к успеху

Вы сейчас говорите, что есть возможность заниматься новыми направлениями, стартапами, вкладываться в них. Это все происходит не за счет привлечения сторонних инвестиций, а за счет прибыли от ML GROUP и, со стороны, все выглядит перспективно. Но мне бы хотелось услышать про ваше отношение к успеху. Можете ли вы сказать, что на данный момент дела идут успешно?

Мне очень трудно оперировать таким понятием как успех, потому что все это предприятие — часть моей жизни. Кто-то со стороны может оценить успех это или не успех, я же сам не могу. Я счастлив, я занят любимым делом, я развиваю несколько предприятий и ежедневно ими руковожу, мне это нравится. Для кого-то это успех. А для кого-то нет. Кто-то может быть купил огромную яхту и считает, что успех именно в этом, а кто-то, быть может, рисует прекрасные картины и выставляется на выставках, при этом считая, что вот он — успех. 

Для меня куда важнее, что более 300 человек работают на наших предприятиях. Они создают упаковку, которую, я уверен, каждый гражданин нашей страны держал в руках. И мне нравится ощущение значимости и важности того, чем мы занимаемся.

Я объездил полмира, точно. И я был во многих странах, включая и острова с пальмами. Приехать туда как турист, посмотреть, походить, полежать, лежать под пальмой с книгой, наверное, здорово. Но жить я предпочитаю здесь. И если бы я хотел, я бы, наверное, мог уехать куда угодно. Но здесь моя семья, здесь предприятие, которое я развиваю. И я точно знаю, что у нас все еще впереди.

Последнее изменение: 5 марта 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.02.2002
Уставной капитал12 100 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Тульская, г.о. город Тула, ул. Северная, д. 1а
ОГРН 1027739762753
ИНН / КПП 7725180554 713001001
Среднесписочная численность203 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, Тульская область, Ленинский р-н, пос. Ленинский, ул. Северная, д. 1А
Телефон +78002505116

Социальные сети