РБК Компании

Как зарегистрировать бренд производителю одежды

Процесс регистрации бренда от юриста: что? зачем? как? Понятным языком для производителей одежды
Как зарегистрировать бренд производителю одежды
Ирина Михальченко
Ирина Михальченко
Патентный поверенный РФ

Эксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»

Подробнее про эксперта

Только начали производить одежду и упаковывать первые заказы для отправки покупателям? А может быть ваш бизнес уже успел разрастись, и вы задумываетесь о том, что делать дальше? Специально для вас в сегодняшнем выпуске мы собрали самые актуальные вопросы и ответы по юридической защите вашей продукции, которые точно будут полезны как «начинающим», так и «продолжающим» производителям одежды. 

Как вы думаете, много ли сейчас брендов, продающих одежду на отечественном рынке? Кажется, ответ очевиден. Согласно статистике, на данный момент их очень много. Более того, каждый день число таких брендов увеличивается и пополняется все новыми и новыми производителями, готовыми бороться за внимание покупателей и предлагать им все то же самое, что и вы… А бывает и так, что продавать начинают придуманные вами же дизайны и идеи, причем совершенно законно. 

Даже если ваши товары сделаны из высококачественных материалов, вы предлагаете клиентам уникальные и интересные вещи, и именно за это они вас и ценят, к сожалению, всегда есть угроза того, что придет какой-нибудь не очень честный производитель-конкурент, не обремененный излишними моральными соображениями, которому захочется убрать все возможные препятствия на своем пути (в виде вашего бренда, например). 

Кому-то даже может настолько сильно понравиться то, что вы делаете, что в один прекрасный момент он подумает: «А почему бы мне не пойти к юристу и не заявить о том, что этот бренд — на самом деле мой? Я ведь тоже хочу зарабатывать, производя одежду, а вот тут уже все готовенькое. Бери — не хочу». 
Как же легко ему будет это сделать, если вы заранее не обращались к юристам и документально не закрепляли свое официальное право на свои же идеи, производство товаров и имя собственного магазина.

Честно это или нет, но кто первый заявил свои права на бренд, — «того и тапки». Если вы годами производили и продавали одежду, выстраивали отношения с клиентами, привлекали новых покупателей, придумывали дизайны, а людям имя вашего магазина уже стало довольно хорошо известно, все равно может прийти кто угодно и предъявить вам официальный документ, подтверждающий именно его право на производство и товары, созданные вами, просто потому что он смог дойти до юриста и прибрать к рукам «бесхозный» с точки зрения закона бренд (то есть ваш), а вы — нет.

Итак, почему важно юридически регистрировать свое право на то, что вы производите, вне зависимости от того, большое вы производство или маленькое? Да потому что с любым производителем одежды, к сожалению, может случиться что-то подобное. Даже на начальном этапе, когда вы только-только изготавливаете первые партии своих изделий, при отсутствии у вас «бумажки» о том, что вы — законный производитель и владелец этих товаров, а также официальной регистрации имени марки, под которой эти товары продаются, например, на Wildberries или Ozon, любой «энтузиаст» сможет «перехватить» ваше производство и радоваться жизни, зная, что его-то уж закон защитит.   
В общем, рекомендую сделать все возможное, чтобы избежать такого поворота событий.

После того, как стало ясно, что бренд нужно все-таки зарегистрировать, стоит задуматься о следующем шаге, который необходимо сделать для защиты своего труда от возможных покушений со стороны злоумышленников. Таким образом, дальше мы с вами должны понять, с чем идти к юристам, занимающимся регистрацией брендов. 

«А я точно такой один? Не похож ли я на кого-то еще?»

Каждому предпринимателю рано или поздно (лучше рано) необходимо задаться вопросом, уникально ли название его/ее бренда. Как уже было упомянуто в статье, производителей одежды на российском рынке становится все больше, а значит и список брендовых названий тоже пополняется. Вполне возможно, что до придуманного вами торгового наименования уже кто-то додумался раньше и успел его закрепить за собой. Или бывает, например, и так, что ваше название слишком похоже на уже существующее у другого продавца. 

Так вот, для того чтобы избежать подобных неприятных ситуаций и не тратить лишнее время (и нервы) на процесс подачи заявки на закрепление названия за вами, которую впоследствии могут отклонить, первым делом необходимо проверить придуманное вами наименование бренда на уникальность и убедиться, что чего-нибудь похожего на рынке нет. 

Проверить свое торговое название можно 2 способами:

  1. Самостоятельно онлайн с помощью бесплатных сервисов проверки;
  2. Платно по базе поданных на регистрацию заявок через сайт ФИПС.

А теперь вопрос: зачем пользоваться платными услугами проверки названия бренда на уникальность, если можно все сделать самому онлайн и ничего не платить? Все просто.

  • Бесплатные онлайн-сервисы вам выдадут только списки уже 100% «занятых» названий для брендов;
  • Платная проверка от патентного бюро покажет вам списки не только на 100% «занятых» имен, но и тех, которые находятся в процессе занесения в них. То есть, вы увидите еще и то, что уже нельзя сделать своим названием, но в случае отклонения заявки на официальную регистрацию у другого продавца, у вас может появиться возможность взять своему делу то имя, которое кому-то так и не удалось закрепить за собой. 

Но! Скажем напрямую: в регистрации торгового названия бренда, на самом деле, в первую очередь важны даже не данные из списков окончательно «занятых» или почти «занятых» названий для бренда, а то, есть ли у вашего торгового имени вообще перспективы быть зарегистрированным с учетом многих других аспектов. Проще говоря, никем до вас не придуманное, уникальное название для магазина — это только «вершина айсберга» в процессе регистрации торговой марки. Помимо этого, есть еще целый «вагон и маленькая тележка» моментов, которые нужно учесть, чтобы грамотно оценить ваши шансы на успех в получении официального сертификата о том, что бренд — только ваш, и никто другой не может у вас его «отжать». 

Юристы могут провести анализ «сухих» данных, которые выдают онлайн-серверы (не важно, платные или бесплатные), и сделать объективные предварительные выводы о том, чего вообще вам ожидать от дальнейшего процесса регистрации, — успеха или, скорее, провала. Они же могут вам подсказать, что сделать для того, чтобы все-таки достичь цели. 

Приведем пример: Мария Ивановна решила открыть онлайн-магазин одежды, специализирующийся на торговле свитерами на различных маркетплейсах, и поняла, что нужно официально зарегистрировать свою идею. Она подумала и решила, что ее магазин будет называться «Твой Свитер». 

Понятно, что прежде, чем подавать заявку на регистрацию марки «Твой Свитер», Марии Ивановне нужно понять, не додумался ли еще кто-то до такого же названия. Если предпринимательница решит проверить «Твой Свитер» на уникальность через какой-нибудь бесплатный онлайн-сервис, то увидит, что в «финальных» списках официально зарегистрированных торговых названий у других продавцов такого имени нет. Однако, потом, когда Мария Ивановна обратится в юридическое бюро для подачи заявки на регистрацию «Твой Свитер», ей могут сказать, что заявка с таким названием для магазина уже подана и находится в процессе рассмотрения. Значит, у кого-то уже есть право быть первым в присвоении именно такого имени для магазина себе. При изначальной проверке от экспертных юристов Мария Ивановна заранее знала бы, что название бренда уже кем-то «взято», но пока что не присвоено на 100%, а также имела бы представление о том, насколько велика вероятность того, что ей удастся успешно закрепить «Твой Свитер» за собой.  

Что происходит дальше

А дальше идет сложный юридический процесс, в который входит несколько этапов. Мы кратко расскажем об основных ступенях проверки и регистрации бренда, которые необходимо знать каждому предпринимателю. 

Итак, вернемся к нашему примеру с Марией Ивановной и ее торговой маркой «Твой Свитер». Представим, что предпринимательница уже проверила название своего магазина на уникальность, и поняла, что никто, кроме нее не претендует на такое же имя для бренда. 
Дальше нашей героине нужно подумать о том, что лучше всего будет описывать суть товаров, которые она собирается предлагать покупателям. Так как все регистрируется по определенным правилам и законам, для этого ей может понадобиться, например, справочник с описаниями классов Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ), в котором как раз будут прописаны все категории регистрации, включающие в себя те или иные товары и услуги. Именно на него (и не только) ориентируются юристы на одном из первичных этапов регистрации бренда. 
Итак, торговля свитерами может быть зарегистрирована сразу в нескольких «категориях» (классах МКТУ). 

Вот несколько классов МКТУ, которые могут подойти производителям одежды (а в нашем примере еще и Марии Ивановне с ее брендом «Твой Свитер»): 

  • Класс 25: Одежда, обувь, головные уборы. Этот класс включает в себя одежду, в том числе свитера, а также обувь и головные уборы.
  • Класс 24: Текстиль и текстильные изделия. В этот класс входят текстильные материалы (например, ткани) и изделия из текстиля. Если Мария Ивановна решит в будущем расширять линейку своих товаров и предлагать покупателям, например, декоративные наволочки для дома, то она сможет зарегистрировать бренд еще и в этом классе МКТУ. 
  • Класс 35: Реклама и управление делами. 
    ! Хоть это и может показаться неочевидным, но, если бренд также предоставляет услуги, связанные с продвижением и рекламой продукции, он может быть зарегистрирован и в этом классе. Самая важная особенность 35 класса — это то, что он «отвечает» за различные услуги, которые в принципе могут предоставить все магазины, а особенно те, которые торгуют онлайн, потому что без рекламы, продвижения и других процессов, связанных с управлением делами бренда, в большинстве случаев просто не обойтись.
  • Класс 39: Доставка товаров.
    Обычно тоже включается в регистрацию бренда, в случае если магазин/маркетплейс обзаводится своей собственной доставкой. Например, те же Ozon, Wildberries, Avito и lamoda зарегистрированы по 39 классу МКТУ. 

А вообще, выбор конкретного класса зависит от широкого спектра факторов, включающих в себя стратегию бренда, планы его расширения и виды товаров или услуг, которые он планирует предоставлять. 

Для грамотного определения класса МКТУ, который подходит именно вашему производству/бренду, необходимо проконсультироваться с квалифицированными патентными поверенными.

После того, как стало понятно, в каком классе (или классах МКТУ) будет регистрироваться бизнес, происходит подготовка заявки на регистрацию этого бренда, в которой указывается желаемое название торговой марки, логотип (но можно и без него), а также классы МКТУ, к которым принадлежат товары, предлагаемые магазином. 

После подбора классов и предварительной проверки патентный поверенный готовит и подает документы заявки на товарный знак на регистрацию в Роспатент.

Экспертиза в Роспатенте состоит из 2х этапов:

  • Формальная экспертиза — проверяется правильность оформления документов и оплата пошлины по заявке.
  • Экспертиза обозначения по существу - проверяется наличие препятствия для регистрации обозначения и выносится решение по заявке.

А вот уже после прохождения всех необходимых этапов и отсутствия препятствий для регистрации обозначения в качестве товарного знака, бренд будет зарегистрирован. Мария Ивановна получит свидетельство о регистрации торговой марки, подтверждающее ее права на использование бренда свитеров в коммерческих целях.

Кратко озаглавим все этапы регистрации бренда одежды, о которых рассказывали выше:

  1. Первичная проверка названия бренда на уникальность и доступность.
  2. Подготовка заявки на регистрацию бренда и подача ее в Патентное ведомство. 
    ! Заявку на регистрацию бренда следует подать в соответствующий орган интеллектуальной собственности вашей страны. В большинстве случаев это — Патентное ведомство.
  3. Проведение Патентным ведомством экспертизы заявки на предмет ее соответствия правилам регистрации торговых марок и вынесение соответствующего решения о регистрации или об отказе в регистрации.
  4. Получение владельцем свидетельства о регистрации торговой марки, подтверждающее его права на использование бренда в коммерческих целях.
  5. Опубликование товарного знака в официальном журнале патентного ведомства.
Последнее изменение: 28 мая 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.10.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ РЯЗАНСКИЙ РАЙОН УЛ КОНОВАЛОВА 18 ПОМ./КОМ./ОФИС 3П/ 2/ 2А
ОГРН 1217700505967
ИНН / КПП 9721147550 772101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2, корп. 4
Телефон +78002220403

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия