РБК Компании
Главная Tablogix 29 января 2025

Электронная навигационная пломба: как законно перевозить грузы

С 2025 года навигационные пломбы станут обязательными для перевозки алкоголя, табака, электроники, одежды и обуви. Как они работают и как подготовиться бизнесу
Электронная навигационная пломба: как законно перевозить грузы
Источник изображения: Личный архив компании
Сергей Левченко
Сергей Левченко
Директор по транспортной логистике

20-летний опыт управления цепочками поставок. Специализируется на оптимизации транспортных процессов, обеспечивая своевременную доставку грузов по всему миру. Участвует в обучении студентов логистов.

Подробнее про эксперта

С 27 января 2025 года использование электронных навигационных пломб стало обязательным при ввозе, вывозе либо транзите в автотранспорте через территорию России и Белоруссии такой продукции как алкоголь, табак, одежда, обувь и электроника. Это способ борьбы с контрафактом. А бизнесу в свою очередь нужно быть готовым к дополнительным расходам и времени на адаптацию.

Логистика — это всегда немного шахматы. Каждое решение — ход, каждая задержка — возможность соперника (будь то конкуренты или непредвиденные обстоятельства) перехватить инициативу. За 20 лет работы в отрасли я видел все: и героические попытки доставить груз во время ураганов и потери из-за пропажи контейнеров.

Когда я впервые услышал об электронных навигационных пломбах (ЭНП), первая мысль была: «Ну вот, снова новые затраты и сложности для бизнеса…» Но стоит признать, что такие устройства постепенно становятся важным инструментом, который нельзя игнорировать в виду потенциальной пользы для всех участников грузоперевозок. 

Что такое электронная навигационная пломба и зачем она нужна

Электронная навигационная пломба (ЭНП) устанавливается на двери контейнера или транспортного средства и не просто фиксирует факт вскрытия, но и сообщает об этом в режиме реального времени. Как говорится, воровать стало дороже, а обманывать сложнее.

Зачем это нужно? Все просто: контроль. ЭНП следит за целостностью груза и передает данные о местоположении.

Использование навигационных пломб для отслеживания перевозок регулируют 2 документа. Это Декрет Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 7, который направлен на борьбу с незаконным ввозом товаров. Второй документ касается борьбы с незаконным оборотом табака и табачных изделий: Постановление Союзного государства от 5 ноября 2024 года № 44.  

Кто несет ответственность за наличие и правильное использование навигационной пломбы при перевозке груза

Владелец груза или организатор перевозки. Они должны убедиться, что ЭНП установлена на груз и активирована. Для этого ответственная сторона должна заблаговременно зарегистрироваться в информационной системе оператора — Центр развития цифровых платформ, заказать пломбы и предоставить информацию оператору для ее активации.

Как это работает и сколько стоит

На сайте выбираете один из тарифов — суточный или месячный и получаете доступ к функционалу системы. Знаю, что многие жалуются на стоимость. Но когда речь идет о безопасности груза на миллионы — вопрос цены становится риторическим.

Согласно ценам на январь 2025 года, суточная аренда пломбы — 4 000 рублей, месячная — 6 723 руб. Плюс услуги установки и снятия — почти 3 500 рублей. В итоге сутки транзита обходятся примерно в 7 500 рублей. Это стоимость, конечно, кусается, особенно для небольших перевозчиков.

Установка и снятие навигационной пломбы

Пломбу устанавливают и активируют при въезде в контрольный пункт пропуска через государственную границу РФ. Вы не можете самостоятельно установить и активировать пломбу без участия оператора система. При отсутствии представителя оператора на контрольном пункте активацию можно выполнить удаленно, получив устройство заранее. Для этого отправьте оператору данные о транспортном средстве, маршруте и категории груза.

Пломбы установят за несколько минут, и она будет работать на всем маршруте без необходимости замены, даже при пересечении границы с Республикой Беларусь. В случае технических неполадок или отсутствия связи нужно обратиться в Центр управления и мониторинга по телефону: 8 800 550 4334.

У таможенной службы также есть доступ ко всем данным. Она может проверить сведения о маршруте, движении, фактах снятия или взлома, потере сигнала или низком заряде устройства. Когда транспортное средство прибывает на таможенный пост назначения, пломбу снимают.

Электронная навигационная пломба: как законно перевозить грузы

Мобильное приложение для навигационной пломбы: контроль над грузом

Если ЭНП — это «черный ящик» процесса грузоперевозки, то мобильное приложение — пульт управления. В приложении вы увидите все трекеры для контроля, анализа и оптимизации перевозки. Давайте разберем, как это может упростить вашу работу.

С приложением вы можете активировать пломбу, как только груз готов к отправке. По завершении рейса — так же легко деактивировать. Но самое главное — контроль доступа. Только авторизованные пользователи могут вскрыть грузовой отсек, и каждое действие фиксируется в истории. Приложение также анализирует скорость движения, фиксирует остановки и даже предупреждает о возможных задержках.

Если водитель свернул с маршрута или слишком долго стоит на точке, вы получите уведомление. Анализ этих треков помогает выявлять отклонения и оптимизировать маршруты для будущих перевозок.

Если кто-то не санкционированно пытается вскрыть транспортное средство, вы получаете оповещение еще до того, как злоумышленник успевает что-то сделать. Приложение не только следит за грузом, но и за самой пломбой. Оно фиксирует любые попытки неправомерно воздействовать на нее. Вы можете проверить уровень заряда, качество связи со спутниками и другие технические параметры. С работой приложения разобраться несложно. Интерфейс интуитивен, плюс поддержка оператора.

Особые случаи применения навигационных пломб

Морские порты. Если груз едет в автотранспорте из морских портов, пломба не нужна.

Калининградская область. При перевозке товаров между Калининградской областью и остальной частью территории Союзного государства транзитом через Литву пломба также не нужна.

Для дипломатических грузов и гуманитарной помощи, нужны навигационные пломбы, при условии, что перевозки осуществляются согласно таможенному транзиту.

При перецепке/перегрузке на складах временного хранения в зонах таможенного контроля обеспечивать наложение навигационных пломб должен представитель оператора системы.

Преимущества навигационных пломб: зачем нам эти сложности

Посмотрим на ситуацию без прикрас: любое новшество — как лекарство: может помогать, но при этом вызвать побочные эффекты. Когда речь заходит об ЭНП я, как человек, прошедший через десятки логистических кошмаров, вначале был скептически настроен. Но вернусь к объективным преимуществам.

Контроль и борьба с контрафактом. Представьте: ваш груз — будь то обувь или хрупкая электроника — теперь не растворится в «серой зоне» транзита. Каждая пломба — это цифровой страж, фиксирующий малейшее отклонение от маршрута или попытку вскрыть кузов. Данные стекаются, как записи «черного ящика» — беспристрастные, неумолимые. Теперь знаю: если что-то пойдет не так, система крикнет первой. Это особенно важно для таких товаров, как алкоголь, табак, электроника. Когда каждая бутылка или смартфон под контролем, шансы на незаконный оборот резко снижаются.

Мониторинг маршрутов. ЭНП предоставляют данные, которые можно использовать для оптимизации перевозки. Она проводит мониторинг местоположения и скорости движения грузовика в реальном времени, а также контролирует остановки. Анализ этих данных позволяет выявлять отклонения на маршруте и сокращать время доставки за счет уменьшения количества проверок и оптимизации логистических процессов.

Спокойствие владельца груза. Многие грузовладельцы говорят: «Если я могу в любой момент узнать, где мой груз и что с ним, я сплю лучше». А хорошо спящий клиент — это и для нас благо.

Так стоит ли игра свеч? Лично я, глядя на трекеры и на довольные лица клиентов, отвечаю: «Да». ЭНП — не панацея, но шаг туда, где технологии работают на людей, а не наоборот.

Проблемы: личный опыт

Однако, как говорится, где мед, там и ложка дегтя. ЭНП, безусловно, полезны, но необходимо быть в курсе возможных сложностей:

1. Цена. Да, я уже говорил о стоимости пломбы. Рост затрат на перевозку приводит к удорожанию товаров.

2. Технические сбои. GPS-сигнал может пропасть, устройство может разрядиться.

3. Кратковременный дефицит навигационных устройств из-за высокого спроса также не исключен.

Будущее электронных навигационных пломб

В моих глазах будущее ЭНП выглядит амбициозно. Вероятно в будущем эта технология станет не просто инструментом контроля, а полноценной частью умных логистических систем. Представьте себе пломбы, которые анализируют маршрут, автоматически подстраиваются под изменения погоды и даже прогнозируют оптимальные условия транспортировки. С развитием интернета вещей (IoT) и блокчейн-технологий мы увидим, как данные от ЭНП интегрируются в глобальные цепочки поставок. Они выведут прослеживаемость процессов в логистике будут на новый уровень. 

Возможно, в будущем навигационные пломбы смогут не только защищать груз, но и помогать находить пути для экономии топлива, минимизации задержек при перевозке и сокращения выбросов. Для бизнеса это открывает дверь к повышению конкурентоспособности и экологичности, а для клиентов — к большему доверию.

ЭНП не идеальны, у них есть свои слабые места. Но мир движется к цифровизации, и нам, перевозчикам, важно идти в ногу со временем. Мой совет: тестируйте, задавайте вопросы операторам, ищите оптимальные решения со своими клиентами. В логистике главное — контроль над ситуацией. А с ЭНП этот контроль становится ближе.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.10.1998
Уставной капитал21 880 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Московская, г.о. Люберцы, рп. Томилино, литера 6д, эт/пом/ком 2/I/17
ОГРН 1037739281205
ИНН / КПП 7710293594 502701001
Среднесписочная численность610 сотрудников

Контакты

Адрес 143080, Россия, Московская обл., Одинцовский го, д.п. Лесной городок, ул. Энергетиков, д. 8, корп. 3, пом. 1, А/Я № 33
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия