Китайские электромобили: преимущества и недостатки
В сегменте электрокаров лидирующие позиции занимают китайские марки. В чем сильные и слабые стороны «батарейных» автомобилей из Поднебесной — в нашем материалеДиректор китайского дивизиона China Car Club
В России настоящий бум китайских электромобилей: по итогам сентября почти 90 процентов новых моделей на электротяге, зарегистрированных в нашей стране, собраны или разработаны в Поднебесной. На мировом рынке «батарейным» автомобилям из Китая далеко до доминирования, однако абсолютное лидерство автогиганта BYD — вопрос ближайших месяцев.
Почему бессмысленно сравнивать китайские электрокары с другими в России
На российском рынке сложилась уникальная ситуация: электрокары из Китая не конкурируют с другими марками благодаря санкциям. Поставки автомобилей из Европы, США или Японии стали штучными, и в основном речь идет об эксклюзивных моделях.
Поскольку новых «электричек» из «недружественных» стран в России почти нет, объективно сравнивать их с «китайцами» невозможно. Сопоставление китайских электрокаров с отечественными моделями Evolute или «Москвич» по понятным причинам не имеет смысла.
У всех электромобилей, ввезенных неофициально, общие сложности: отсутствие русскоязычного интерфейса, дефицит запасных частей, проблемы с ремонтом и обслуживанием. Особенность китайских моделей — интерфейс с иероглифами. Только на «глобальных» автомобилях, например, Zeekr X, есть меню на английском языке.
Невозможно оценивать плюсы и минусы китайских электрокаров в России в отрыве от мировых тенденций.
Преимущества китайских электрокаров на мировом авторынке
У китайских электромобилей есть три важнейших преимущества перед конкурентами: доступные цены, разнообразие моделей и высокое качество сборки. Расскажем об этих аспектах подробнее.
1. Доступность китайских электромобилей
Производители из Китая предлагают более привлекательные цены по сравнению с западными конкурентами. За покупку отечественного электромобиля в США или Европе придется заплатить гораздо больше. Низкая стоимость делает китайские электромобили доступными для широкой аудитории.
Производители из Поднебесной находятся на шаг впереди автогигантов из стран Запада. Во-первых, китайские марки используют собственные аккумуляторные батареи. Во-вторых, снижению издержек способствуют большие объемы производства. В-третьих, Китай пользуется дешевой электроэнергией и недорогой, но квалифицированной рабочей силой. Наконец, местные автопроизводители получают поддержку от властей КНР в виде субсидий и налоговых льгот. Все это позволяет китайским автоконцернам снижать себестоимость и предлагать конкурентные цены.
Входной билет в мир китайских электрокаров очень дешев. За сумму в 30-40 тысяч юаней (4150-5500 долларов), китайский покупатель может выбирать из нескольких новых городских автомобилей. Во всех остальных странах электромобили стоят значительно дороже автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
2. Разнообразие китайских электрокаров
Другое преимущество — разнообразие моделей во всех сегментах. В Китае можно выбирать между «батарейными» городскими хэтчбеками, минивэнами, седанами и кроссоверами различных размеров. На вершине ассортимента — стримлайнеры с характеристиками спорткаров. Выбор велик: соревнуются как автомобильные бренды с богатой (по китайским меркам) историей, так и стартапы, только начинающие производство электротранспорта.
Даже бюджетный электромобиль неплохо оснащен и отвечает китайским требованиям безопасности. Если автопроизводители экономят, то за счет упрощения конструкции аккумуляторов, уменьшения его емкости или использования простого шасси с задним приводом.
На следующем уровне находятся автомобили с передней подвеской McPherson, передним приводом и задней балкой. В самых передовых вариантах можно встретить четырехмоторные силовые установки, которые развивают мощность 1000 лошадиных сил и даже больше. Топовые китайские электромобили технологичны даже по мировым меркам.
Конкуренты из Европы, США и Японии такого разнообразия электрокаров не предлагают. В Японии автомобили без двигателей внутреннего сгорания и вовсе штучные. Отставание в сегменте электрокаров наглядно проследить по совместным предприятиям: Mitsubishi выпускает перелицованные модели GAC под своим брендом, а Honda использует электрическую начинку от General Motors.
Если оставить за скобками Tesla, то американские автопроизводители также отстают от электромобильного рынка. Ford и General Motors столкнулись с ограниченными производственными мощностями и терпят огромные убытки на каждом проданном электромобиле.
Оба автогиганта сосредоточены на продажах в Северной Америке. По другую сторону океана предлагаются кроссоверы Ford Mustang Mach-E, но пока продажи невысоки. Сегодня почти все американские электромобили в Старом свете собраны в Китае: это позволяет снижать издержки и цены на конечный продукт.
Немецкий Volkswagen давно производит бюджетные электромобили на платформе MEB в Поднебесной. Кроссоверы линейки ID популярны среди российских автолюбителей, поскольку китайская сборка позволила предложить конкурентные цены несмотря на таможенные пошлины и санкции.
3. Качество сборки китайских электромобилей
Еще недавно качество было главным недостатком китайских автомобилей. Однако для электромобилей из Поднебесной все наоборот: высокое качество сборки при сравнительно низких ценах.
Молодые китайские производители автомобилей стремятся принести больше инноваций и удивить покупателей. Например, новинки Zeekr или Avatr предлагают целую гамму опций и премиальных функций, которые ранее не были доступны в среднем ценовом сегменте. По соотношению цена/качество «китайцы» очень конкурентоспособны: сопоставимый по оснащению Mercedes-Benz будет стоить в полтора-два раза дороже!
При этом в китайских автомобилях используются дорогие материалы отделки, мягкий текстурированный пластик и аудиосистемы известных брендов. Лучшие модели китайских автомобилей уже сравнимы с немецкой «большой тройкой» по качеству сборки.
Оценивать надежность электрокаров еще рано, так как массовое производство началось недавно. Однако, китайские автопроизводители имеют преимущество благодаря своим собственным разработкам в области тяговых батарей. В Китае находятся крупнейшие заводы по производству аккумуляторов, и многие местные марки предоставляют пожизненную гарантию на батареи для первых владельцев.
Кто может конкурировать с китайскими электромобилями
Если не учитывать Tesla, которая производит свои электрокары по всему миру и является главным игроком на рынке, то можно сказать, что китайские автобренды доминируют в масс-сегменте. С этим фактом согласны руководители автоконцернов из Европы и США. В Северной Америке действуют заградительные пошлины (25%), которые ограничивают импорт китайских автомобилей.
Однако в Европе подобные законопроекты только обсуждаются, и руководители концернов Renault и Stellantis с тревогой наблюдают за попытками китайских автопроизводителей проникнуть на рынок. Топ-менеджеры открыто призывают власти Евросоюза принять меры, и первые шаги уже сделаны.
С ноября 2023 года Франция внедряет новую систему льгот, которая учитывает не только тип двигателя автомобиля, но и уровень выбросов диоксида углерода на всех этапах производства электрокара. Это означает, что господдержку предоставят только тем электрокарам, которые выпущены на экологически чистых заводах.
Законодатели не скрывают своих намерений: Франция стремится лишить китайские марки преимущества низкой цены. Французские электрокары продолжат получать преференции от государства, ведь в Европе электричество вырабатывается на гидроэлектростанциях и атомных станциях, а в Китае основная доля электроэнергии получается путем сжигания ископаемого топлива.
Нововведение приведет к выравниванию цен на электромобили из Китая и Франции. По оценкам экспертов, китайские автомобили подорожают примерно на 5000 евро. Для бюджетного сегмента это существенная сумма.
Какие электрокары предлагает российский авторынок
Для покупателей новых электромобилей в России ситуация такова: если у человека нет возможности потратить более 100 тысяч долларов на премиальный электрокар, например, Porsche, Mercedes-Benz или BMW, то его выбор будет ограничен электромобилями китайской сборки.
Подводные камни есть: покупатели могут столкнуться с проблемами русификации, отсутствием перевода инструкций и технических описаний. Китайские производители пока не проявляют интереса к переводу меню и документации на другие языки, так как их основной фокус — на внутреннем рынке, самом крупном и значимом.
В перспективе ситуация изменится. Китайские электромобили уже получают специальные языковые пакеты для экспортных стран — Великобритании, Франции и Тайваня. Многие премиум-модели изначально выпускаются с английской прошивкой. В ближайшем будущем мы можем ожидать появления русифицированных китайских электромобилей, так как политическая и рыночная обстановка этому способствует.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты