РБК Компании

Как защитить бизнес на маркетплейсах

Маркетплейсы становятся все более популярными площадками для открытия и расширения бизнеса. Как селлеру защитить свои права в условиях возрастающей конкуренции
Как защитить бизнес на маркетплейсах
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

В 2022 году количество продавцов на маркетплейсах выросло в 3 раза по сравнению с 2021 годом. А вместе с ним – количество споров за права на интеллектуальную собственность.

Нечестные селлеры копируют чужие названия, идеи, контент и по сути крадут прибыль у законных владельцев.

Чтобы защитить свой бизнес на маркетплейсах, у продавцов  есть 4 инструмента:

  • товарный знак; 
  • промышленный образец;
  • полезная модель;
  • депонирование контента.

Поговорим подробнее о каждом из них.

Товарный знак 

Он же — бренд или торговая марка. Это обозначение, которое отличает вас и ваш бизнес от конкурентов. Чтобы получить права на товарный знак, необходимо зарегистрировать его в Роспатенте. 

Бренд можно использовать в названии магазина, маркировке товара и рекламе. С его помощью покупатель делает выбор в пользу того или иного предложения.

Защита исключительных прав — главное, что дает товарный знак своему владельцу. С его помощью правообладатель может блокировать карточки товаров и магазины, если в них использовано его название. Нарушителю придется отвечать и перед маркетплейсом, и перед владельцем товарного знака.

Срок действия товарного знака — 10 лет. По истечении срока действия его можно продлить на тот же период неограниченное количество раз.

Читайте подробнее в экспертной статье, как продлить товарный знак.

Промышленный образец

Это результат дизайнерской работы. Он защищает внешний вид вашего товара или упаковки. 

Если вы разработали уникальный дизайн, стоит зарегистрировать его как промышленный образец. Это может быть оформление пакетов, принт ткани, дизайн мебели или посуды. 

Если на площадке найдется товар, который копирует вашу идею, вы сможете направить претензию продавцу, который ее «заимствовал», а затем и администрации маркетплейса. Если нарушитель никак не отреагировал, вы вправе обратиться в суд и потребовать возмещение убытков или компенсацию до 5 млн рублей.

Срок действия патента на промышленный образец — 5 лет с возможностью продления. Суммарно — не более 25 лет.

Полезная модель

Ее можно зарегистрировать в отношении улучшенной конструкции. Она должна быть применимой на практике и новой — то есть нигде не опубликованной и не упомянутой до подачи заявки в Роспатент.

На маркетплейсах полезные модели представлены в качестве мебели, аксессуаров для дома, одежды и обуви. Патент, как и товарный знак, дает селлеру возможность блокировать карточки товаров и магазины нарушителей. Кроме этого — обращаться в суд и требовать компенсацию или возмещение убытков. 

Срок действия патента на полезную модель — 10 лет. 

Депонирование контента

Карточки товаров на маркетплейсах защищаются авторским правом. Его не нужно официально регистрировать, как товарный знак или патент — оно возникает в момент создания контента. Но чтобы его доказать, придется постараться. 

Для подтверждения авторских прав есть удобный инструмент — депонирование. Его суть в том, что вы передаете карточки товаров на хранение в специальный архив. Взамен вы получаете свидетельство, в котором указывается дата их передачи и автор.  

Вы можете блокировать украденный нарушителями контент без суда. Для этого нужно обратиться в администрацию маркетплейса и приложить свидетельство о депонировании.

Документ действует 70 лет. Его принимают в качестве доказательства суды и госорганы в 181 стране мира, включая Россию и США.      

Узнайте больше о разных способах, как подтвердить авторское право.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав на маркетплейсах?

Каждая площадка имеет собственные правила размещения товаров и ответственность за их нарушение. 

Wildberries не требует от селлеров свидетельство о регистрации бренда или патент. Но если маркетплейс понесет убытки из-за нарушения чужих прав, продавец должен будет возместить их в течение 7 дней.

OZON начисляет за нарушения штрафные баллы. При начислении 1 000 баллов аккаунт будет заблокирован.

Если маркетплейс получит штраф из-за нарушения прав на товарный знак или патент, выплачивать его будет недобросовестный селлер.

СберМегаМаркет взимает 30 тыс. рублей в пользу площадки за каждое нарушение. Это не считая того, что правообладатель может потребовать:

  • возместить убытки или выплатить компенсацию до 5 млн. рублей;
  • прекратить торговлю контрафактом; 
  • уничтожить спорные товары.

Что в итоге

Уверенно и безопасно вести бизнес на маркетплейсах можно только при наличии прав на бренд или разработку. Права на контент поможет получить специальный инструмент — депонирование. 

Конечно, вести торговлю можно и без регистрации товарного знака или патента. Но очень высок шанс, что ваш бренд или продукт рано или поздно скопируют. Или зарегистрируют вместо вас. Тогда вы не сможете больше использовать их в своем бизнесе и по закону сами будете считаться нарушителем. 

Чтобы этого избежать, позаботьтесь о комплексной защите вашего бизнеса на маркетплейсах. Тогда у вас не будет проблем с онлайн-площадками и конкурентами, и вы сможете спокойно и без рисков развивать торговлю в интернете.

Последнее изменение: 28 июля 2023

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети