РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Стоит ли копировать образ успешного человека

Почему идея грандиозной победы может обернуться провалом ‒ о цене ошибки рассказывает психолог Сергей Даценко
Стоит ли копировать образ успешного человека
Сергей Даценко
Сергей Даценко
Учредитель

Российский психолог, предприниматель, коуч. Эксперт в психологии, переговорах, продажах, управлении коллективом. Автор образовательного проекта «Школа своих ошибок»

Подробнее про эксперта

Помните нашумевшую историю Элизабет Холмс? Девушки, которая подражала Стиву Джобсу, носила черные водолазки и говорила низким голосом. По версии журнала Forbes она стала богатейшей женщиной в США. Привлекла в свой биотехнологический проект Theranos (Теранос) инвестиции в размере $700 млн, обещая проводить диагностику здоровья всего по одной капле крови.

Ее обвинили в обмане инвесторов, врачей и сотен тысяч пациентов, приговорили к 11 годам тюрьмы, так как технология не была рабочей: она давала ложные данные, а для проведения анализов использовалось оборудование других компаний.

Почему идея грандиозной победы обернулась провалом? В вопросе разбирается психолог Сергей Даценко.

Стоит ли копировать образ успешного человека

Предпринимательница, очевидно, верила в свой будущий успех, как в уже состоявшийся. Идея настолько окрылила ее, что в момент, когда нужно было признать ошибки и получить обратную связь от сотрудников, она начала врать, поддерживая имидж удачливой, непогрешимой бизнес-леди. Образ ее поглотил.

Многие подобные истории похожи: новички в крупном бизнесе делали деньги на волне харизмы, уверенности в себе, подражая уже состоявшимся бизнесменам и успешным предпринимателям. Иллюзия не выдержала реальности, и волна успеха сошла.. Они не подготовили свои проекты, не просчитали риски, не обеспечили безопасность инвестиций своих клиентов. Супервызов, амбиции, ориентация на высокую цель гнали их все выше. В итоге произошел сильный отрыв от реальности, что погубило проекты.

Копируя модель уже состоявшегося, респектабельного человека, они утратили элемент, необходимый для достижения желаемого и декламируемого уровня: соответствие того, что они заявляют, тому, что реально сделали. У них была вера в себя и свой образ, но соответствующего результата не было. 

Таким образом люди пытаются занять свою нишу в иерархии социализации, которая в действительности оторвана от прохождения всех ступеней, необходимых для достижения желаемого уровня.

3 момента, на которые стоит обратить внимание:

  1. Человек, находясь во власти образа, не оценивает адекватно, что происходит в его бизнесе. Он не знает точно, как работает бизнес, но верит, что все процессы настроены нужным образом. 
  2. Тратит время, средства, энергетику на поддержание образа того, чего в реальности нет. 
  3. Отсутствует понимание связи между своими потребностями и действительными потребностями людей.

Респектабельность, богатство, жизнь как на картинке являются культом современности, с которым активно сверяются сегодня. 

Религии нас предупреждают о вредности пути подражания чужой жизни, чужому успеху. Из энциклопедического словаря «Христианская цивилизация»: идолопоклонство — культ поклонения, долженствующий принадлежать только Богу, но отправляемый не Богу, а какому-либо образу, предмету, месту или некоему демону. «Иудаизм, христианство, ислам бдительно отвергали любое идолопоклонство: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им» (Исх.20, 4-5)». То есть религия говорит об уникальности каждого человека. Откуда же растут корни повсеместного копирования образа успешного человека?

 НЛП или нейролингвистическое программирование, возникшее в 70-х годах, тиражировало принцип копирования или примерки на себя желанного образа. По сути, НЛП призывает сотворить себе кумира.

Стоит ли копировать образ успешного человека
Фото: Яндекс

Так можно ли все же оставаться собой, вживаясь в чуждый тебе образ? Сделают ли нас успешными и преуспевающими часы Rolex или стиль: черная футболка и джинсы, как у Стива Джобса? Я как эксперт и специалист по переговорам уверен, что нет.

Чтобы так носить джинсы и футболку, как это делал Стив Джобс, нужно сначала «дорасти» до Rolex, то есть стать по-настоящему толковым бизнесменом, стоящим двумя ногами на земле, а потом уже и от них можно отказаться, выбрав простую одежду вместо дорогого пиджака, и смотреть время не на брендовых часах, а на телефоне. 

А если серьезно, человек в подражании не может быть ни самим собой, ни другим человеком. Потому что проявление другим человеком его внешнего проявления абсолютно точно не означает его внутреннего состояния, ценностей, посылов, умений, навыков. Это всего лишь его внешнее отражение. 

Что мы зачастую видим в НЛП? В одном из практических пособий по нейролингвистическому программированию в качестве набора приемов указываются 3 способа: отзеркаливание, подстройка сверху, подстройка снизу.

В транзактном анализе есть 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель, Ребенок. То есть НЛП просто взяло результаты и наработки Эрика Берна (и других исследователей), упростило и упаковало в коучинг, как покорить мир и добиться успеха. Чем же тогда он отличается? Он дает ответы на глубокие вопросы: зачем ты это делаешь, почему ты это делаешь, почему люди ведут себя так. Он пытается дать тебе возможность, разобраться с собой, осознать свои и чужие модели поведения, почему они так сложены, почему у человека такой сценарий жизни. В транзактном анализе тебя учат, как разобраться, как не дать манипулировать собой, а не манипулировать другими людьми.

У Кэрол Пирсон, автора книги «Пробуждение внутренних героев», есть понимание, что 3 внутренних эго-состояния сродни трем этапам путешествия внутреннего героя. Воин первого уровня (Ребенок) хочет достичь победы любой ценой, Воин второго уровня (Родитель) понимает, что нужно действовать по правилам, Воин третьего уровня (Взрослый) осознает, что нужно сделать это так, чтобы оно не доставляло дискомфорта окружающим. И даже если правовые или социальные нормы позволяют совершить определенное действие, но оно может быть неприемлемым, с точки зрения морали и внутренних границ человека, границ выстроенных отношений, он пожертвует своим желанием достичь этого результата.

Тем, кто придерживается транзактного анализа и юнгианского подхода, ближе позиция вот такого «Воина — Успешного человека» в противовес недопустимости копирования поведения «Воина — Победителя».

Яркие примеры проявления Воина: 

Реклама одно из российских банков, ныне уже не существующего, — визуализация известной легенды XII века об осаде императором Конрадом III крепости Вайнсберг. Он готов отпустить женщин и разрешает им взять с собой самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. Женщины поднимают на плечи своих раненых мужей. И благородный Конрад отпускает их. С точки зрения психологии, это поступок, достойный Воина высшего уровня.

Рост Воина можно также наблюдать на примере футболиста Криштиану Роналду. В начале своей карьеры он считал возможным и допустимым имитировать падения и нарушения противником правил для того, чтобы заработать штрафной или пенальти, за что часто был упрекаем болельщиками и игроками других команд, футбольными комментаторами и вообще футбольным сообществом. На следующем этапе своего развития  он стал гораздо меньше прибегать к таким недопустимым уловкам и имитировать нарушение правил со стороны противника, что неоднократно было отмечено футбольным сообществом. И вот совсем недавно произошел очень интересный случай, когда в игре был назначен пенальти в пользу команды Роналду, и он отказался пробивать пенальти, обратился к арбитру, сказав ему, что нарушения правил не было. Это подтвердил видео-повтор, и назначенный пенальти был отменен. 

Важна победа, справедливо добытая, с равным соперником, не доставляющая никому дискомфорта. И в этом разница. Транзактный анализ — это история, как достичь свой собственный комфорт, а не как любым способом достичь «успеха». 

Как отмечает психолог Джеймс Хиллман в сборнике статей «Эдиповы вариации», «подражание (mimesis) может служить первым входом в инициацию, как упражнение в поведении, опережающем самого себя. Человек копирует или отождествляет себя с идеализированной моделью (ethon), искренне надеясь, что образ перенесет его в желаемое состояние души. Модель остается эффективной до тех пор, пока мы сопровождаем ее ритуалами (devotion, dulia)». Например, одеваемся, говорим, ведем себя, как тот другой. Но это не есть сама инициация. Рост происходит через свою внутреннюю и внешнюю работу. Просто форма без оригинального содержания и уникального проявления стать успешной не может.

Стоит ли копировать образ успешного человека

Что важно во всей этой истории? Какие уроки мы можем вынести?

  1. Каждый человек уникален. Развивайте себя, доставайте свои таланты. Подражание — это иллюзия. Важно быть собой, а не казаться кем-то другим.
  2. Отношения — это важно! Забота о клиентах и их финансовой безопасности — ценности, которые нужны для достижения устойчивого успеха.

Генри Форд, выдающийся предприниматель, основатель Ford Motor Company, получивший 161 патент на свои изобретения, прошел путь от инженера-механика до богатейшего человека Америки. В автобиографии 1922 года «Моя жизнь, мои достижения» он пишет:

«Деньги нужны для того, чтобы на практическом примере продемонстрировать принцип: бизнес справедлив только тогда, когда он служит людям, когда он дает обществу больше, чем берет от общества; а если бизнес не приносит благо всем и каждому, такой бизнес должен прекратить свое существование».

В движении по своему пути и к своим уникальным целям важно сохранять уважение и искреннее, внимательное отношение к людям. Поддерживая контакт с людьми, вы можете получать обратную связь и ощущать пользу и ценность, которую несет ваша компания, ваш бизнес, ваша идея.

  1. Путь к успеху не может быть идеальным. Мы учимся и развиваемся через ошибки. Примерка и срастание с образом всезнающего, непогрешимого бизнес-гуру не оставляет места для промахов и неудач, которые также важны. Это часть пути. 

Стив Джобс придерживался позиции: «Stayhungry, stay foolish» — «Оставайся голодным, оставайся глупым» (Иногда переводят «безрассудным»). Смысл в том, чтобы всегда быть готовым учиться, идти вперед, познавать. Делать ошибки на пути — это нормально, и исправлять их — тоже. Это ожидаемый процесс. В итоге ошибка должна привести к улучшению и совершенствованию. В этом ее смысл.

Подводя итог, хочется вспомнить слова актера театра и кино, режиссера и преподавателя Всеволода Шиловского. В одном из интервью Всеволод Николаевич говорит, что показывает своим ученикам, «ЧТО» надо делать, а «КАК» они уже решают сами. Каждый уникален». 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации18.03.2011
Уставной капитал150 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ округ Петровский, пр-кт Петровский, д. 24 к. 1 стр. 1, помещ. 84-Н, кабинет 6
ОГРН 1117746200483
ИНН / КПП 7729677700 781301001
Среднесписочная численность3 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, Петровский пр-кт, д. 24, к 1, стр. 1, помещ. 75-Н, кабинет 2
Телефон +79217788348

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия