РБК Компании
Главная PR COMMUNITY 21 ноября 2023

Наталья Лифинцева о фрилансе и его сложностях

«Уволюсь и буду работать на себя. Буду сам(а) распоряжаться своей жизнью» — предположу, что многим хоть раз, да приходили в голову подобные мысли
Наталья Лифинцева о фрилансе и его сложностях
Наталья Лифинцева
Наталья Лифинцева
Эксперт PR Community

Сертифицированный бизнес-коуч по стандартам ICF.

Подробнее про эксперта

И тут же на заднем фоне всплывают популярные фразы про большие деньги в легкости и про то, что занимаясь любимым делом, вам ни дня не придется работать. Все так. Но, как говорится, есть нюанс. Давайте по порядку.

1. Любимое дело

Кто может похвастаться тем, что занимается любимым делом? Делает то, что ему реально нравится? А не то, что умеет или за что деньги платят? 

Но если вдруг вы занимаетесь тем, к чему равнодушны, делаете это виртуозно и не испытываете дискомфорта по этому поводу, то вы — редкое исключение и я с удовольствием с вами пообщаюсь. Просто чтобы убедиться, что такие люди существуют. 

Если же вы не можете похвастаться тем, что занимаетесь делом своей жизни, то возникает вопрос — а вы готовы продолжать делать то же самое, уйдя из найма? Или же для начала нужно определиться с видом деятельности? 

2. Круг обязанностей 

Идем дальше. Предположим, вы любите то, чем занимаетесь. 

В найме вы знаете, что относится к вашим обязанностям, где они заканчиваются и где начинается зона ответственности ваших коллег. Например, работая юристом, я знала, что мне не нужно вникать в вопросы маркетинга компании — для этого существовал специальный отдел. Или заниматься вопросами сбыта продукции — для этого есть отдел продаж.  

А когда вы начинаете работать на себя, то приходит понимание, что сейчас все эти и многие другие вопросы находятся в вашей зоне ответственности. 

«Вашими» вдруг становятся и вопросы деловой переписки (например, с потенциальными клиентами), и построение контент-стратегии, и маркетинг с продажами.

Но ведь можно это все делегировать, скажет кто-то. Да, можно. Но для того, чтобы делегирование было эффективным, вы должны дать четкую и понятную инструкцию — что и как делать. А для этого сначала вам надо разобраться в своем бизнесе самостоятельно, погрузиться во все детали. 

Мечты о том, чтобы на начальной стадии построения вашего бизнеса просто нанять человека со словами «сделай красиво и чтобы все работало» и ни во что не вникать самому — утопия. 

Кроме того, за делегирование приходится платить — ведь грамотные специалисты стоят денег. И желание сэкономить и нанять кого-то подешевле и без опыта может привести к потере времени и денег.

3. Продвижение

Помните о том, что реклама — это двигатель торговли? 

Когда вы работаете на себя, то недостаточно быть просто хорошим специалистом в том, что вы делаете. О вас должны узнать. А для этого необходимо определить, кто ваша целевая аудитория и что ей интересно. 

После этого подумать над тем, как и где вы намерены продвигать свои товары или услуги. Если проводить аналогию с работой в найме, то в найме вы «продали» свои услуги одному клиенту — своему работодателю. А во фрилансе вы постоянно ходите на такие собеседования. 

И к этому нужно быть готовым. 

Потому что если вы не являетесь уникальным специалистом в узкой сфере, о котором и так все знают, то этого этапа не избежать.

Необходимо рассказать о вас людям, объяснить ценность вашего продукта, заинтересовать в покупке. Быть готовым отвечать на разные вопросы, дополнять или видоизменять свой продукт. 

4. Медаль за смелость

Неочевидный, но важный момент. Часто бывает так, что мы считаем сам факт ухода из найма во фриланс достаточным для дальнейшего успеха. Потому что мы, такие смелые и решительные, сбросили с себя офисные оковы и зависимость от ежемесячной зарплаты. И за это вселенная тут же должна нас вознаградить и усыпать наш путь клиентами, готовыми платить озвученную сумму по первому требованию. 

Тогда как на самом деле мы попадаем в большое количество таких же смелых и решительных «ждунов». 

И медаль за смелость в виде клиентов и денег мы получим, только если докажем на деле свою готовность идти к результату. 

А как ее доказать, спросит кто-то? Для начала — перестать считать, что кто-то что-то вам должен только за тот факт, что вы решили начать свое дело. Научиться рассказывать о себе и своем продукте понятным для клиентов языком. Убрать «тоннельное» мышление и смотреть на 360 градусов. Тестировать разные варианты. Относиться к неудачам как к опыту. Быть готовым начинать с начала, менять позиционирование/продукт/целевую аудиторию — по отдельности или все вместе, тут уж как сложатся обстоятельства. Меняться самому, менять или расширять окружение, выходить на новый уровень мышления. 

Что же поможет выдержать все это? Возвращаемся к первому пункту:  если вы любите то, чем занимаетесь, если это реально ваше дело, вы им «горите», то именно оно даст ответы на все «зачем» и «почему». 

И, конечно, поддержка — обратитесь к специалисту (бизнес-коучу, бизнес-консультанту) за построением плана и структурой. Чтобы вам помогли сфокусироваться на главном, определили ключевые действия для достижения результатов. Помогли оставаться во взрослой позиции на этом пути и поддержали, когда это будет необходимым. 

Подводя итог, хочу отметить следующее. Целью вышесказанного не является запугивание и отговаривание от фриланса. Задача этой статьи —  помочь подготовиться к реальной ситуации в мире фриланса, снять розовые очки. Найм не для всех и фриланс тоже не для всех. Я против навешивания ярлыков — «найм для зависимых, а фриланс для смелых и свободных» и тому подобных. Поверьте, качественная работа в качественном найме — это прекрасно, интересно и достойно. Фриланс — это про рост над собой, расширение горизонтов и про готовность к дополнительной ответственности.

Какой вариант именно ваш — решать только вам.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Qugo Чек-лист по работе с самозанятыми

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации29.03.2023
РегионМурманская область
ОГРНИП 323510000007710
ИНН 519091154114

Контакты