Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как составить план внедрения программного обеспечения договорного учета

В данном обзоре эксперт рассказывает о пошаговой инструкции для планирования внедрения программного решения для учета договоров
Как составить план внедрения программного обеспечения договорного учета
Источник изображения: Freepik.com
Фархад Баширов
Фархад Баширов
Основатель и руководитель компании-разработчика «РП-Интеграция»

Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»

Подробнее про эксперта

Существуют различные виды прикладного программного обеспечения для автоматизации организаций. Возможно, самыми популярными являются бухгалтерские решения, приложения для работы с клиентами и рекламно-маркетинговые сервисы. Но бизнес-процессы организации не сводятся только к бухгалтерии и рекламе. Существуют прочие группы внутренних процессов т.н. бэк-офиса, среди которых выделяют четыре ключевых блока:

  1. ИТ поддержка сотрудников и внутренней инфраструктуры.
  2. Кадровое делопроизводство и управление персоналом (HR).
  3. Секретариат и канцелярия (административное делопроизводство).
  4.  Договорной учет.

Указанные выше группы задач обеспечивают поддержку основной деятельности, но при этом не затрагивают работу с клиентами. Если проводить аналогию с театром, то бэк-офис это «закулисье», которое не видят «зрители» (клиенты), но без «закулисья» невозможно проведение «спектакля» (основная деятельность).

Перечисленные выше группы внутренних процессов являются не менее важными, чем бухгалтерия или работа с клиентами. В данном обзоре приведем анализ планирования внедрения программного обеспечения на примере «договорного учета». Приведенный ниже пошаговый план можно также взять за основу для программных решений по других задачам и процессам.

договорной учет
 

Пример пошаговой инструкции для планирования внедрения программы договорного учета.

1. Выделение бизнес-процессов

Вначале необходимо проанализировать, каким образом сейчас организован договорной учет. Какие сотрудники задействованы и какая у каждого роль при работе с договорами. После чего, на основании данного анализа выделить соответствующие бизнес-процессы.

1.1: Анализ текущих процессов

  • Сбор информации: Проведите интервью с сотрудниками, которые работают с договорами (юристы, менеджеры, бухгалтеры).
  • Документирование процессов: Зафиксируйте, как сейчас происходит работа с договорами: от создания до архивирования.
  • Определение ключевых этапов: например:
    • Обработка заявки.
    • Создание договора.
    • Согласование.
    • Подписание.
    • Исполнение обязательств.
    • Контроль сроков.
    • Архивация.
  • Определение списка сотрудников, вовлеченных в каждый этап, и оценка затрачиваемого времени на каждый этап.

1.2: Выявление слабых мест в текущем регламенте договорного учета

  • Выявление мест, где возникают временные задержки.
  • Выявление мест, где дублируются обязанности разных сотрудников
  • Выявление задач (процессов), которые занимают больше всего времени (например, ручной ввод данных, поиск документов, формирование шаблонов первичных документов или договоров).

1.3: Оптимизация процессов

  • Найдите процессы, которые являются лишними в Вашем договорном учете. Или упростите процессы, устранив дублирующие шаги.
  • Определите новые процессы, которые отсутствуют в текущем цикле договорного учета. Например, на практике часто встречаются ситуации, когда работа с предварительными заявками не включена в регламент договорного учета. Хотя процесс обработки входящей заявки (запрос коммерческого предложения) важный этап для победы в конкурсе, так как на качество ответа на заявку влияет на принятие решения со стороны заказчика. Аналогичным образом, правильное определение победителя Вашего конкурса позволит минимизировать вероятность выбора недобросовестного контрагента (поставщика или исполнителя).
  • Определите группы задач (процессов) и этапов, можно автоматизировать с помощью программного обеспечения.

2. Составление плана внедрения.

После выделения бизнес-процессов и их анализа, можно переходить к формированию плана внедрения программного решения для учета договоров.

2.1: Сформулируйте четкие цели внедрения

  • Чего вы хотите достичь:
    • Сокращение времени обработки договоров.
    • Уменьшение количества ошибок при согласовании.
    • Улучшение контроля за сроками исполнения.
    • Повышение прозрачности данных.
    • Прочие цели.

2.2: Выбор программного обеспечения

  • Назначьте сотрудников, ответственных за выбор программы и дальнейшее внедрение
    • Если организация небольшая, решение могут принимать руководители или сотрудники, ответственные за договорной учет.
    • В крупных организациях можно сформировать отдельную команду:
      • Руководитель проекта.
      • IT-специалист (для настройки и интеграции).
      • Прочие сотрудники и роли.

2.3: Оценка бюджета

  • Рассчитайте затраты на:
    • Приобретение ПО.
    • Внедрение (настройка, интеграция, миграция данных).
    • Обучение сотрудников.
    • Техническую поддержку.
    • Доработку программы под специфику Вашей организации.
  • Проведите анализ рынка и составьте список подходящих программ договорного учета.
    • Список должен стоимость, правила лицензирования, политику обновлений и условия обучения и поддержки.
    • Также список должен описывать технологическую реализацию программы (веб-сервис, десктоп, формат базы данных, требования к дополнительному ПО и т.п.).
  • ПО должно поддерживать базовый функционал:
    • Справочник контрагентов.
    • Учет договоров.
    • Контроль согласований.
    • Контроль исполнения.
    • Напоминания о сроках.
    • Прочие задачи договорного учета. Подробнее об этом есть отдельный обзор.

2.4: Планирование этапов внедрения

Разработайте поэтапный план, например он может включать пять этапов:

  1. Подготовительный этап:
    • Сбор требований (описано выше в пункте 1.1).
    • Выбор поставщика ПО (описано выше в пункте 2.2).
    • Заключение договора на поставку и внедрение.
  2. Настройка и адаптация:
    • Настройка ПО под специфичные требования организации.
    • Загрузка данных из прочих систем (при наличии) и реестров договоров из Excel.
    • Интеграция шаблонов документов и договоров.
    • Настройка отчетов.
  3. Тестирование (или пилотное внедрение):
    • Проверка работы системы на тестовых данных и на базовом функционале.
    • Настройка сетевой версии с распределением прав доступа между пользователями.
    • Сбор первой обратной связи от пользователей и согласование возможных доработок с поставщиком программы.
  4. Обучение сотрудников:
    • С применением инструкций и видеоуроков.
    • Проведение тренингов от разработчиков.
    • Подготовка дополнительных инструкций при необходимости.
  5. Рабочий запуск (внедрение в эксплуатацию):
    • Переключение всех рабочих процессов договорного учета на программу.
    • Финальная настройка и оптимизация.
    • Создание регламентов (при необходимости) об обязательном применении программы на рабочих местах.

2.5: Определение сроков

  • Обязательно определите сроки для каждого этапа. Даже если они будут предварительные, то это в любом случае позволит понимать временные затраты на каждый этап и придерживать календарного плана внедрения.
  • Учтите возможные задержки. На практике всегда возникают форс-мажоры и необходимо быть готовыми к адаптации (изменениям) планов под текущие реалии.
бизнес процессы договорного учета
 

3. Контроль и оценка результатов

Так как целью применения программного решения является повышение эффективности, то необходимо анализировать достигнутые показатели (например, уменьшение затрат времени или минимизация ошибок). Контроль и оценка результатов включает следующие шаги:

3.1: Периодический анализ (мониторинг) результатов работы в программе (раз в месяц или квартал).

  • Контроль применения программы сотрудниками-пользователями. Анализ и оценка эффективности.
  • В случае выявления признаков игнорирования программы сотрудниками, необходимо выявлять и устранять причины (недостаточное обучение, некорректная настройка программы, неверное распределение ролей между пользователями).
  • Сравнение показателей до и после внедрения программы.

3.2: Постоянное улучшение

  • Формирование пожеланий по доработке функционала и согласование обновлений с разработчиком. Для этого периодически собирайте обратную связь от сотрудников-пользователей программы. Результаты обратной связи формируйте в списки пожеланий и замечаний и передавайте разработчику на рассмотрение.
  • На основе обратной связи и анализа данных вносите улучшения также в бизнес-процессы договорного учета. Программное обеспечение позволяет взглянуть на договорной учет более системно и структурированно.

Итог

Выявление правильных бизнес-процессов и формирования плана внедрения — это главные этапы для успешной автоматизации учета договоров. Детальное понимание текущих процессов и задач, правильный подход к выбору ПО и поэтапное внедрение помогут минимизировать риски и достичь поставленных целей.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

GTM Лабиринт кадров: ключевые сложности

Все новости:

Достижения

Более 1200Внедрений в организациях различных отраслей и с различным количество сотрудников
5 программных решенийПо направлениям: отдел кадров, учет договоров, учет документов, учет клиентов и продаж
Более 7 летОпыта внедрений программных решений для управления документами

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия