РБК Компании

Как приемы медиации помогают разрешать трудовые споры

Профессиональный медиатор, Ксения Тихомирова, расскажет, как правильно разбирать рабочие конфликты, не привлекая специалиста по урегулированию трудовых споров
Как приемы медиации помогают разрешать трудовые споры
Источник изображения: Freepik.com
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

Привлечение медиатора для разрешения трудовых конфликтов давно не диковинка. Многие современно мыслящие владельцы бизнеса активно используют этот метод. А можно ли обойтись без специалиста, и разрешить спор «своими силами»? Допускаю, некоторые коллеги по цеху со мной поспорят, и все-таки как профессиональный медиатор, я считаю: многие трудовые конфликты действительно можно решить без сторонней помощи. Правда, есть несколько «но». Первое: конфликтующие не должны быть в эмоциональной агонии, а личные отношения не должны быть накалены до предела. Второе: ситуация не должна быть тупиковой, когда путь ее разрешение сторонам абсолютно не понятен. Третье: руководитель обязательно должен знать базовые принципы разрешения трудовых споров, их придерживаться и при этом применять техники медиации. 

Как приемы медиации помогают разрешать трудовые споры

О том, какие принципы в разрешении рабочих конфликтов важно соблюдать руководителю и специалистам по работе с персоналом, поделюсь в статье. С опорой на личный опыт развития трех бизнесов и практику в медиации расскажу о базовых правилах работы со спорами и распространенных ошибках в этой работе.  

4 главных принципа в работе с трудовым конфликтом


1. Отличная осведомленность о контексте спора

Успешное разрешение конфликта во многом зависит от того, насколько «в теме» тот, кто его разбирает. Чем больше осведомленность «судьи» и чем точнее знание важных деталей, тем выше к нему доверие конфликтующих и тем продуктивнее «судопроизводство». Вот почему так важно собрать максимум информации о споре. При этом нельзя учитывать мнение только одной стороны: оно субъективно и покажет лишь часть правды. Чем больше позиций (это могут быть мнения и тех, кто не имеет прямого отношения к конфликту), тем выше вероятность получить объективное понимание сути противоречия и вынести справедливый «вердикт».   

2. Право голоса для всех сторон конфликта

Выступая в роли корпоративного медиатора, руководитель может провести vis-a-vis с каждым участником спора, давая возможность без психологического прессинга и боязни «репрессий» со стороны оппонента открыто высказать свою позицию. Такой метод нередко используется в медиации и является весьма эффективным. Метод особенно актуален в разборе разногласий между сотрудниками, которые занимают разные позиции на штатной вертикали и имеют разные полномочия. В атмосфере безопасности и психологического комфорта оппоненты более конструктивны: им не надо «группироваться» и постоянно ждать «удар под дых» от противника. 

3. Вердикт, удовлетворяющий все стороны конфликта 

После того, как проведены индивидуальные «закрытые слушания» (кокусы) и стороны озвучили суть претензий, важно прийти к решению, которое устраивает всех. Эффективнее всего поиск такого решения происходит за круглым столом. Вести встречу и выносить окончательный «вердикт» правильнее тому, кто вел, модерировал и контролировал весь процесс «судопроизводства», так как это сторона нейтральная, незаинтересованная и вызывающая доверие у всех сторон конфликта. 

4. Предупреждение повтора ситуации

Мало «закрыть» конфликт, важно не допустить его повторения. Вообще, многие противоречия между сотрудниками, отделами и целыми подразделениями вскрывают не только и не столько личные разногласия, сколько слабые стороны системы и рабочих процессов в компании. Это может быть «рассинхрон» в понимании приоритетных планов. Или несогласие с распределением нагрузки между специалистами. Или неприятие «первобытной» корпоративной культуры. Или протест против «блата» и «кумовства». Разбор трудового спора помогает увидеть слепые зоны и неработающие элементы бизнеса. И это должно стать импульсом для устранения слабых элементов, чтобы возникший конфликт больше не повторился.

Как приемы медиации помогают разрешать трудовые споры

Основные ошибки при разборе трудовых споров 

  • Недостаточная объективность 

Владельцы бизнеса и руководители нередко занимают предвзятую позицию, принимая сторону одной из конфликтующих сторон. Причины могут быть разными: 1) нежелание вникать в детали и «засаживаться» в ситуацию; 2) личная симпатия к одной из сторон; 3) доверие мнению «авторитетного лица», которое может не быть участником конфликта. Причины могут быть разными, а результат один: принцип беспристрастности нарушается, доверие к «судье» подрывается, и итог разрешения спора не удовлетворит как минимум одну из сторон.

  • Игнорирование подлинных интересов 

Бывает, руководители фокусируются на претензиях сторон и аргументах в пользу своей правоты. При этом упускается самое важное: реальные интересы, которые бывает непросто вывести на поверхность из-под толщи взаимных упреков. Важно держать фокус не на том, что «не нравится», а на том, что «хотелось бы иметь». Когда стороны держат этот фокус, поиск взаимовыгодного решения проходит гораздо быстрее и эффективнее.

  • Слабая коммуникация 

Иногда упускаются важные детали конфликта, когда между всеми участниками нет крепкой и слаженной коммуникации. Эта связь должна быть выстроена на каждом этапе разрешения спора: в момент сбора информации, на этапе личных бесед и, разумеется, на итоговой встрече принятия решения. Все участники конфликта должны видеть: процесс прозрачен, все промежуточные вопросы и решения доводятся до каждой стороны, в процессе нет «аутсайдеров». Слабая, неравноправная, «пунктирная» коммуникация очень негативно влияет на результат разрешения спора.

  • Отсутствие системного подхода 

Без четкого алгоритма в разрешении споров руководители действуют импульсно и хаотично. Некоторые шаги повторяются, некоторые пропускаются. Нарушается последовательность этапов процесса, возникает путаница, возможен тупик. Когда разрешение конфликта топчется на месте и затягивается, оппоненты могут эмоционально выгореть, потерять доверие к «вершителю суда» и утратить веру в саму возможность разрешения конфликта. 

В своих бизнесах я выступаю как собственник, руководитель и как медиатор, так как имею профессиональное образование в медиации. За 17 лет развития разных бизнес-проектов была возможность наблюдать за очень разными трудовыми спорами и со стороны, и в роли оппонента, и в роли руководителя-медиатора. Абсолютно точно: базовые знания принципов и техник медиации — важный мягкий навык собственника бизнеса и руководителя. Уметь вовремя заметить и погасить искру разгорающегося конфликта, значит, уметь управлять главным и, пожалуй, самым сложным ресурсом — людьми. Именно поэтому коллегам-предпринимателям, управленцам и HR-специалистам я не устаю повторять: методы и приемы медиации должны быть горячим инструментом в профессиональном арсенале. Владение медиативными подходами и техниками позволит не только эффективно разрешать трудовые споры, сохранять теплые и доверительные отношения между сотрудниками, но и даст возможность вести успешно коммуникации на самом высоком уровне.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации27.09.2013
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64 к. 1, офис 147
ОГРН 1137799017916
ИНН / КПП 7724301679 772401001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Колпачный пер., д. 4, стр. 3
Телефон +78002500997

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия