РБК Компании

Регулирование криптовалют в России: чего ждать от новых законов?

О нововведениях в законодательном регулировании выпуска и оборота криптовалют в России рассказывает Тимофей Маняхин
Регулирование криптовалют в России: чего ждать от новых законов?
Источник изображения: Freepik.com
Тимофей Маняхин
Тимофей Маняхин
Доцент Кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Кандидат экономических наук, более 20 лет работы в финансовой сфере, сертифицированный риск-менеджер, квалифицированный инвестор, эксперт по вопросам функционирования финансовых рынков

Подробнее про эксперта

На этой неделе, 8 августа, Президентом России В.В. Путиным подписан пакет федеральных законов, затрагивающих вопросы выпуска и оборота цифровых валют в России. К ключевым среди принятых законов, с точки зрения нововведений и количества соответствующих норм, можно отнести Федеральные Законы № 221-ФЗ и № 223-ФЗ. Из текста законов, в том числе из используемой в них терминологии, явно следует, что речь идет не в последнюю очередь о криптовалютах.

Принятыми законами внесены изменения в целый ряд действующих законов, представляющих различные отрасли права, в том числе в сфере финансов, энергетики, валютного регулирования, функционирования платежной системы, проведения организованных торгов. На первый взгляд, не посвященному в данные вопросы человеку с учетом широкого освещения в СМИ информации о разрешении майнинга в России может показаться, что криптовалюте дан «зеленый свет», и в этой связи вносятся необходимые нормы в различные законы.

На самом деле принципиального признания криптовалют не произошло. Судя по текстам законов, государство остается верным неоднократно высказывавшейся, закрепленной ранее в законодательстве о цифровых финансовых активах и цифровой валюте и абсолютно понятной, с учетом рисков использования криптовалют, принципиальной позиции о недопустимости в настоящее время обращения децентрализованных криптовалют на территории страны в качестве средства платежа. 

Но очередные значимые шаги по дальнейшему введению индустрии криптовалют в правовое поле все же сделаны, и с учетом крайне осторожного отношения к криптовалютам во всем мире, можно даже сказать, что с принятием данных законов вкупе с ранее принятым законодательством о цифровых финансовых активах и цифровой валюте нашу страну можно считать одним из пионеров в сфере регулирования криптовалют.

Детальное изучение нововведений позволяет говорить о том, что они — точечные и подчинены конкретным целям. Большое же количество сфер законодательства, затронутых изменениями, обусловлено целями изменений и особенностями дизайна самих криптовалют, в том числе технологией их выпуска и обращения.

Если абстрагироваться от сложных юридических конструкций и нюансов принятых законов, то основные нововведения принципиально сводятся к следующему.

Первая правовая новелла применительно к криптовалютам — введение законодательной базы для предметного регулирования деятельности по майнингу цифровых валют, в том числе определено содержание основных терминов в данной сфере — майнинг, майнинг-пул, адрес-идентификатор и других, определены полномочия соответствующих государственных органов, обозначены основные участники процесса и требования к ним. То есть очерчен периметр для регулирования данной деятельности. Майнинг не был под запретом до этого момента, но принятые нормы обозначили концептуальную позицию государства.

Регулирование майнинга в целом было ожидаемо с учетом того, что он уже получил широкое распространение на практике, и стали возникать беспокоящие государство аспекты данной деятельности. И здесь было два основных варианта — запретить майнинг или легализовать и взять его под контроль, в том числе в части вопросов налогообложения, противодействия отмыванию преступных доходов, энергобезопасности и других. Государство выбрало второй вариант.

Как нововведение повлияет на майнеров? На этот счет надо сказать, что согласно закону, с учетом предусмотренных им особенностей, майнерам придется регистрироваться, отчитываться, платить налоги и соблюдать нормы потребления электричества. Уплату налогов, кстати, никто не отменял и до принятия закона, как и необходимость учитывать вопросы хотя бы локальной энергобезопасности при организации майнинга. Также заложена законодательная основа для контроля за потреблением электричества и использованием выпущенной (полученной) цифровой валюты. 

Представляется, что данные требования повлияют в первую очередь на крупных майнеров и майнинг-пулы, извлекающих выгоду в том числе от эффекта масштаба, и которых властям, при необходимости, не составит труда выявить, в том числе по объемам потребляемой электроэнергии.

На физических же лиц с небольшими используемыми мощностями введенные нормы вряд ли сейчас окажут значимое влияние. При текущей стоимости электричества, вычислительных аппаратов и криптовалют экономическая мотивация к данной деятельности практически отсутствует. Майнинг «на будущее», то есть в расчете на значительный рост цены полученной криптовалюты в обозримом будущем, в настоящее время тоже вряд ли характеризуется высокой мотивацией с учетом очень высокой текущей неопределенности на международном финансовом рынке в отношении активов категории «risk-off».

Кроме того, вызывают вопросы практические аспекты организации контроля за целевым назначением небольшого потребления энергии.

Другой значимый блок нововведений касается новых норм в отношении цифровых валют в правовом поле, регулирующем вопросы организованных торгов, платежных систем и валютного регулирования. Согласно изменениям, в соответствующих законах возможны исключения и особенности их применения с учетом экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, который устанавливается программой такого режима. 

В частности, изменения предполагают возможность исключения или изменения норм действующего законодательства в части использования цифровых валют в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам. Данные изменения, судя по недавним заявлениям представителей Банка России в СМИ и сообщениям на интернет-сайте Банка России, обусловлены планами по обеспечению возможности проведения внешнеторговых платежей в криптовалютах.

Принятыми законами предусмотрены и другие нововведения, в том числе возможность обращения в России иностранных цифровых прав, а за рубежом — российских цифровых прав, что также имеет потенциал расширения возможностей расчетов по внешнеторговым контрактам.

О влиянии соответствующих изменений на развитие национальной финансовой системы и внешней торговли можно будет судить не ранее принятия и апробации соответствующих подзаконных актов и программы экспериментального правового режима уполномоченными органами, в том числе Банком России. Здесь много практических нюансов — организация торговли цифровыми валютами, ценообразование на них, организация платежей и другие.

Что касается подхода государства к одному из главных и наиболее острых аспектов использования криптовалют — их обращению в качестве средства платежа на территории страны, то он остался прежним. Более того, он был усилен. В дополнение к уже имевшейся в законодательстве о цифровых финансовых активах и цифровой валюте норме, запрещавшей принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), введена норма, согласно которой в Российской Федерации запрещается предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты.

В отношении новой нормы возникают определенные практические вопросы, в том числе о том, что именно понимать под предложением цифровой валюты неограниченному кругу лиц, например, относятся ли сюда сервисы по организации P2P операций с учетом того, что криптовалюта в таких операциях не является средством платежа, то есть не обращается, а выступает товаром как, например, фиатная валюта на рынке форекс. Но при этом фактически криптовалюта может предлагаться такими сервисами для сделок неограниченному кругу лиц. Ответы на подобные вопросы, видимо, дадут уже подзаконные акты и правоприменительная практика.

Также новыми законами предусмотрен запрет на рекламу цифровых валют. Но это вряд ли можно считать нововведением, так как законодательством о цифровых финансовых активах и цифровой валюте уже был предусмотрен запрет на распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги). Поэтому новая норма связана скорее с соответствующим уточнением профильного законодательства о рекламе. Хотя она, безусловно, усиливает запрет.

В пользу по-прежнему крайне осторожного отношения государства к криптовалютам говорит и юридическая конструкция, использованная в принятых законах. Нововведения, касающиеся использования криптовалют во внешней торговле, не были внесены непосредственно в профильные отрасли права — в них была сделана ссылка на экспериментальный правовой режим, который может предусматривать изменения или исключения из соответствующих действующих норм. 

Очевидно, что при таком подходе в случае, если потребуются другие изменения, а вероятность этого для новых направлений деятельности всегда высока, не нужно будет оперативно вносить изменения в сами законы — достаточно изменений в подзаконных актах, регулирующих экспериментальный режим. В данном смысле это очень эффективный подход.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации29.09.1993
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хорошевский, пр-кт Ленинградский, д. 49/2
ОГРН 1027700451976
ИНН / КПП 7714086422 771401001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия