РБК Компании

Какие современные подходы используются в проектировании школ

Объекты социальной инфраструктуры являются частью общей структуры жилых кварталов, и подход к их проектированию должен учитывать актуальные потребности горожан
Какие современные подходы используются в проектировании школ
Источник изображения: Личный архив архитектурной мастерской «Миронов и партнеры»
Ирина Кошечка
Ирина Кошечка
Генеральный директор

Отвечает за стратегию развития архитектурной мастерской и взаимодействие с ключевыми партнерами. В портфолио — более 60 объектов общей площадью свыше 700 тыс. кв.м.

Подробнее про эксперта

Объекты социальной инфраструктуры — детские сады, школы, поликлиники — являются частью общей структуры жилых кварталов, и тенденции развития таких объектов тесно связаны с формированием кварталов жилой застройки в целом. 

Говоря об объектах образования, нужно выделить несколько ключевых факторов, влияющих на организацию этих объектов и определяющих требования к ним. Первый — это безопасность. Этот фактор связан не только с антитеррористическими мероприятиями. Для администрации важно сохранять контроль пребывания детей на территории образовательного учреждения, а также наличие травмобезопасной среды для детей разных возрастов внутри здания и на прилегающей территории. Для достижения этой цели разными нормативными документами и функциональными инструкциями предписывается сплошное ограждение территории школ и детских садов, минимизация количества входов на территорию и входных групп в здание, ограничение доступа на территорию «посторонних» людей и даже родителей учеников. В этом случае функциональная и рекреационная инфраструктура таких объектов, например, стадион, спортивные площадки или площадки для прогулок, а также сами здания не доступны жителям окружающих домов. Отвечая требованиям безопасности, социальные объекты могут стать «крепостными островками» в составе жилого квартала, разделенного барьерами доступа. Это в конечном итоге приводит к безразличному и даже агрессивному отношению к окружающей жилой среде квартала. 

Второй ключевой фактор — социальные объекты как ядро общественной жизни. Как противопоставление фактору безопасности, объекты социальной инфраструктуры стремятся стать центрами притяжения позитивной общественной активности жителей квартала. Если территория детского сада имеет естественную обособленность и масштабность пространства для маленьких посетителей, то территория школы может быть пригодна для семейного отдыха, молодежной и взрослой активности. На школьном стадионе могут проходить тренировки и соревнования вне школьной программы. Школьная библиотека, актовый зал, мастерские могут быть использованы как площадки для общих образовательных и творческих мероприятий, лекций и поэтических вечеров, концертов и спектаклей. Для этого и помещения школы, и ее территория должны быть приспособлены для совместного и поочередного использования разными посетителями. Для целей безопасности и разделения потоков посетителей должны быть организованы дополнительные входы на территорию объекта и в здание, а также предусмотрено функциональное зонирование с разделением помещений, которыми пользуются только школьники, и помещений для совместного или поочередного использования всеми посетителями. Такой подход позволяет рационально пользоваться возможностями школьных пространств и объединяет территорию школы с окружающей территорией жилого квартала, создавая дружелюбную среду для жизни. Многие застройщики стараются учитывать это фактор, как дополнительную точку привлекательности, которая повышает стоимость жилья в квартале. 

Третий фактор — технологичность и мультифункциональность. Современные подходы к организации образовательных объектов продиктованы техническими возможностями и рациональным использованием пространств. Например, школа может отказаться от отдельного актового зала, который используется полностью несколько раз в год, и проводить общие массовые мероприятия в приспособленном общем пространстве рекреации. Библиотека из места хранения книг превращается в современный информационный центр и место проведения лекций, конференций и кружков. Рекреации благодаря мобильным информационным технологиям становятся местом проведения внеклассных занятий и собраний. Даже общие рекреационные пространства детского сада могут использоваться для организации общих межгрупповых игр и активностей для детей разных возрастов и их родителей. Таким образом, для объектов образования современным вызовом и, одновременно, современным трендом является интеграция образовательных объектов и пространств в общую жизнь окружающего жилого квартала. 

Сложности проектирования при создании таких объектов заключаются в необходимости соблюсти баланс между доступностью территории, архитектурной красотой и пожарной безопасностью, а также простотой эксплуатации. Необходимо обдуманное применение как отделочных материалов, так и компенсирующих мероприятий в случае каких-либо происшествий и угроз. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации07.08.2017
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Дворцовый округ, наб. Реки Мойки, д. 37 литера А, помещ. 14н(№1-8)
ОГРН 1177847265200
ИНН / КПП 7810702272 784101001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 37, 6 этаж
Телефон +78126004147
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия