РБК Компании
Главная HUBSpeakers 21 октября 2024

Футуролог Антон Попов: как анализировать тренды и управлять изменениями

Футуролог Антон Попов рассказал какие существующие мегатренды окажут значительное влияние на жизнь людей в будущем
Футуролог Антон Попов: как анализировать тренды и управлять изменениями
Источник изображения: Личный архив Антона Попова
Антон Попов
Антон Попов
Тренд-мастер, визионер. Эксперт по стратегической трансформации бизнеса. Консультант-практик, трекер, автор и ведущий курсов.

Собственный управленческий опыт — свыше 22 лет в цифровой экономике и управлении клиентским опытом.

Подробнее про эксперта

Сейчас вы ведете активную образовательную деятельность, сотрудничая с акселерационными программами и университетами. Одновременно с этим вы продолжаете активно учиться. Какой у вас план собственного обучения?

Когда я заканчивал школу, я даже не знал, что есть профессия, например, маркетолога. Некоторых современных профессий тогда в принципе еще не было. Все быстро меняется и это накладывает отпечаток на то, что нужно изучать.

Например, сейчас я занимаюсь стратегией цифровой трансформации. Чтобы лучше в этом разбираться, необходимо изучать связанные темы, например, управление на основе больших данных или цифровизацию клиентского опыта.

Когда у меня появляется запрос, я ищу либо наставника, либо курсы, либо книги, которые дадут ответы. Кстати, преподавание очень помогает в том, чтобы самому еще глубже разобраться в предметной области.

Однако чаще всего я выбираю такие темы, в которых мало кто разбирается, и мне приходится быть первопроходцем. Находить и структурировать информацию в сферах, где все очень быстро меняется. Либо там, где еще не наработалась практика. И я стараюсь найденную информацию как-то обобщить и донести до других людей.

В этой связи работа с трендами — это всегда работа на краю неизведанного. Это меня в трендах и привлекает. Еще я очень благодарен физическому факультету СГУ, где я получил классическое образование. Оно заложило основы системного мышления, понимания причинно-следственных связей, навык работы с информацией в различных источниках. И вот это, наверное, самое ценное.

Вы были соучредителем компании «Редкая марка». Чем занималась ваша компания?

Да, это было одно из первых SMM-агентств в России. Мы работали в первую очередь с цифровым маркетингом. Входили в топ-3 агентств по клиентскому сервису, занимали различные призовые места. Приходилось решать большое число разнообразных задач от компаний из десятков отраслей.

Поэтому сейчас моя профессиональная деятельность состоит в повышении насмотренности и применении экспертизы в разных отраслях. За мою практику я сделал около тысячи проектов для клиентов из тридцати отраслей. Благодаря этому я могу переносить опыт между отраслями и приносить пользу компании.

Вы автор книг «Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй» и «Блоги. Новая сфера влияния». Чем для вас являются ваши книги?

В первую очередь это желание удивлять, вдохновлять. Когда люди читают книги, это расширяет их кругозор. Так вот мне нравится вызывать у людей озарения, которые приходят к ним в результате прочтения, когда люди придумывают новые идеи благодаря книге. Это, наверное, и есть моя движущая сила — почему я делюсь, преподаю, пишу.

Первая книга «Маркетинговые игры» родилась из практики. Мы делали игры для дистрибьютора компьютерных компонентов со встроенными рекламными сообщениями. И хотелось рассказать, что есть новый инструмент. После выхода книги интерес к моей персоне начали проявлять разные маркетинговые ассоциации. Например, пригласили заниматься репутацией Госкорпорации «Росатом» после прочтения моей книги «Блоги. Новая сфера влияния».

Меня стали приглашать выступать на конференции. Мне пришлось подучиться выступать публично, поэтому сейчас этот навык у меня развит. Публичные выступления способствовали развитию моего личного бренда.

Если бы вам нужно было выбрать только одно место работы, которое нельзя будет поменять, то что бы это было?

У меня есть тяга к разнообразию, поэтому я точно не любитель одного места работы. Когда мы говорим о выборе, то необходимо сформулировать критерии для сравнения. Один из таких критериев — это влияние на изменения.

В корпорациях изменения обычно проходят очень медленно. А в стартапах, напротив, можно гораздо быстрее увидеть и оценить результат. Поэтому с точки зрения скорости получения результата интереснее работать со стартапом.

Но другой фактор, который важен — это масштаб изменений. С этой точки зрения у корпораций, конечно, больше ресурсов. Однако у стартапов тоже есть такая возможность, поскольку они могут быстро расти. Есть кейсы кратного роста, в 2−3 раза в год. Так, за несколько лет можно стать довольно крупной компанией. И тогда масштаб изменений тоже будет существенным.

Как вы можете описать свою профессиональную деятельность?

Я являюсь стратегическим консультантом, а эта профессия включает в себя очень много разных аспектов.

Некоторое время назад было популярно название «T-shape» или «Т-человек». Верхняя часть буквы «Т» показывает ширину знаний. А вертикальная часть буквы указывает на то, что человек знает глубоко, в чем он эксперт. Так вот у меня очень широкий кругозор, и специализация в управлении инновациями.

Я помогаю бизнесу в трансформации, когда собственники понимают, что с бизнесом что-то не так. Вместе мы ищем проблемы, причины их возникновения, ставим цели и определяем способы их достижения. И в этом мне уже помогает экспертное знание инструментов управления будущим, футурологии и разных способов заглянуть вперед и вернуться назад, в настоящее.

В чем отличие футурологии от тренд-вотчинга?

Если кратко, тренд-вотчинг — это анализ трендов на коротких промежутках времени, а футурология работает с долгосрочными трендами.

В бизнесе анализ трендов помогает принимать решения в управлении, маркетинге, определять новые рынки, новые модели получения доходов, разрабатывать продукты, к которым люди готовы и позволяют технологии.

Какие различия вы видите между русской культурой и культурами других народов?

Для начала нужно выбрать шкалу измерения этих различий. Например, есть шкала Герта Хофстеде, которую многие социологи в разных странах уважают и взяли за эталон. В ней определены шесть параметров, по которым можно сравнивать разные социокультурные коды народов.

Можно посмотреть в динамике, как менялось соотношение тех или иных параметров за двадцать лет наблюдений. Если говорить про США и Россию, у нас прямо противоположные значения параметров по всем шкалам.

Например, Россия более эмоциональная страна. У нас люди принимают решения с душой, с чувством справедливости, исходя из общего блага. Люди в западной культуре напротив, более рациональные и принимают решения исходя из четких метрик/

Поэтому, вроде как хорошо, когда есть у тебя цель, поставленная по SMART, то есть измеримая, конкретная и так далее. Но она не всегда зажигает русских людей.

Есть также различия в отношении к изменениям. Русские люди любят стабильность и не хотят перемен. Можно это назвать ленью, можно назвать режимом энергосбережения в холодной стране. Но при этом, когда есть угроза, либо нужно совершить подвиг, либо происходят катаклизмы, то мы очень быстро собираемся и можем в короткий период времени работать на 300%. Поэтому часто, когда мы ставим сами себе окончательные сроки сдачи, мы до них ничего не делаем, а в конце начинаем проявлять героизм.

Или возьмем, к примеру, европейское Средиземноморье. Там выращивают виноград, который нужно каждый день окучивать, подрезать, следить за лозой, поливать. Русскому человеку это вообще не интересно. Ежедневная рутина — это скучно для нас. И получается, что с одной стороны русские не любят монотонную работу, но с другой — любят стабильность.

Футуролог Антон Попов: как анализировать тренды и управлять изменениями

Здесь видна нестыковка?

Нет, здесь нет нестыковки. Нужно обратить внимание вот на что: в компаниях всегда должны быть задачи, связанные с подвигом. Если таких задач нет, то их надо создать. Иначе вы рискуете потерять инновационных людей, которые у вас есть, и ждут возможности сделать что-то интересное.

Вот еще одно различие. В западных культурах распространена жизнь в кредит, в русском культурном коде есть противоположная установка. Это сознательное смирение и возможность отложить для себя получение удовольствия на более долгий срок. Мы умеем ждать, умеем затягивать пояса, чтобы «детям жилось лучше».

Это тоже можно использовать в системе мотивации, применять это в управлении. Вовлекать людей в долгосрочное планирование, где мы можем гарантировать им стабильность, если они останутся с компанией. И при этом показывать возможности получения «отложенной выгоды», если мы вместе сделаем правильное дело.

 Вы создали систему ПРАВь.  Что это за система?

Для русской ментальности очень важно ставить цели смыслообразующие, которые превосходят текущие потребности в финансовых и материальных благах. Это одна из базовых прошивок нашего культурного кода. Мы хотим, чтобы наше дело продолжалось даже за пределами нашей жизни, в виде детей, в виде наших книг, или того дела, которое мы затеяли.

Система ПРАВь — это набор инструментов для управления будущим и настоящим, как правильно настроить процесс стратегирования, и применить для управления проектами, которые могут привести к развитию организации. Эти инструменты учитывают присущие нам принципы и традиции в русских коллективах. Модели управления, которые привнесены в Россию из других стран — Японии, США, Германии, у нас не всегда работают. Я анализирую, почему это так, и нахожу способы их адаптации к современным условиям.

Что означает название ПРАВь?

ПРАВь — это аббревиатура, которую по первым буквам можно расшифровать как Поля Решений и Анализ Возможностей. С другой стороны это славянский термин, обозначающий мир богов, которые знают и определяют будущее. В этом смысле ПРАВь является символом понимания того, что произойдет в будущем и как им управлять.

Но это невозможно без изменений в настоящем, поэтому система включает в себя и понимание того, какой должна быть справедливая культура, какие правила нужны для эффективного управления. Как переправиться из одного состояния в другое.

Поэтому я говорю, что я советник по трансформации и компании, и личной стратегии собственника, и личной стратегии человека, который решил что-то поменять в своей жизни.

Футуролог Антон Попов: как анализировать тренды и управлять изменениями

Какое время обычно занимает работа с вами в проекте трансформации компании?

Это зависит от того контура, который мы хотим изменить. Можем изменить один цех на предприятии или один департамент в компании. Или можем всю организацию изменить. Понятно, что чем больше этот контур изменений, тем дольше они длятся. Если говорить в среднем, моя работа занимает от полугода до двух лет.

Но в любом случае надо начинать с каких-то пилотных проектов, чтобы компания увидела и подтвердила, что это эффективно, что это работает.

Антон, какие существующие мегатренды на ваш взгляд окажут значительное влияние на жизнь людей в будущем?

Есть четкий тренд на деглобализацию мира. Мир уже не будет единым, и нас ждет пятнадцать лет активной фазы передела мира, границ, разделения по идеологии и защите своих суверенитетов.

Это повлияет и на экономику. Текущая система управления экономикой была создана для глобального мира, а если он распадается на части, то управлять как раньше станет нельзя.

Другой тренд — увеличение продолжительность жизни. Дешевая электроэнергия и технологии в медицине позволяют продлить жизнь. Как следствие, происходит старение населения и личное одиночество пожилых, которое, напротив, сокращает желание жить.

На пересечении трендов одиночества и увеличения продолжительности жизни возникают новые идеи продуктов. Например, создают роботов, помощников по дому, голосовых помощников, с которыми можно просто поговорить, пообщаться пожилым людям.

В этом и есть моя задача — выявлять устойчивые тренды, находить их влияние на отрасли и компании, помогать бизнесу трансформироваться и устойчиво развиваться.

Источники изображений:

Личный архив Антона Попова

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации09.10.2015
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Чертаново Южное, ул. Чертановская, д. 65, кв. 23
ОГРН 1157746927117
ИНН / КПП 7726355430 772601001
Среднесписочная численность3 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Чертановская, д. 65-23
Телефон +79067853341
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия