РБК Компании

На кого зарегистрировать товарный знак: физическое лицо, ИП или ООО

С 29 июня этого года правообладателями брендов могут быть как юридические лица, так и рядовые граждане. На кого выгоднее зарегистрировать свой товарный знак
На кого зарегистрировать товарный знак: физическое лицо, ИП или ООО
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

Закон вступил в силу почти полгода назад. Это небольшой срок, учитывая, что примерно столько в среднем и занимает регистрация товарного знака.

Ежедневно у наших заявителей возникает вопрос: на кого безопаснее и выгоднее регистрировать товарный знак: на ООО, ИП или физ. лицо?

Прецедент по этой теме пока не сложился. Все, на что мы можем опираться — это официальные документы. Попробуем разобраться в вопросе с их помощью.

ООО или физическое лицо? 

Итак, ООО — организация, осуществляющая коммерческую деятельность. 

Физическое лицо в контексте ООО — это: 

  • генеральный директор;
  • один из учредителей, 
  • аффилированное лицо — лицо, способное оказывать влияние на работу организации. Им может оказаться супруг или близкий родственник учредителя.

Например, генеральный директор планирует регистрировать товарный знак на ООО или на себя. 

Плюсы и минусы регистрации на ООО

Плюсы: 

  • организация использует товарный знак напрямую, без оформления дополнительных документов и передачи прав;
  • нет риска аннулирования товарного знака за неиспользование;
  • товарный знак можно поставить на баланс и тем самым увеличить стоимость компании;
  • все расходы по регистрации знака можно сразу включить в расходы ООО;
  • при возможном обращении в суд у ООО будут готовые документы для подтверждения прав на обозначение и расчета компенсации.

Минусы:

  • если в ООО несколько учредителей, есть риск рейдерского захвата бизнеса;
  • можно безвозвратно потерять бренд при закрытии или банкротстве организации.

Не так давно я сама наблюдала за попыткой захвата бренда. К нам обратился заявитель из Подмосковья. Он хотел зарегистрировать товарный знак на физлицо. Никаких препятствий не нашлось, и заявку в Роспатент благополучно подали в тот же день.

Спустя три месяца, когда по знаку уже активно шли экспертизы, к нам обратилась владелица молодой компании по производству пищевых добавок. Выяснилось, что это ее название. Его просто не успели зарегистрировать. Заявитель же ранее работал в ее фирме, но был уволен и в отместку «унес» бренд вместе с собой. Причем, все его действия были полностью законны, хоть и не укладывались в нормы человеческой морали. Спор удалось урегулировать —  права на заявку были переданы.

Плюсы и минусы регистрации на физическое лицо

Плюсы:

  • товарный знак можно подготовить заранее — еще до оформления ООО;
  • нет риска захвата бренда, так как права на него принадлежат одному человеку;
  • ООО может легально выплачивать физ. лицу вознаграждение за использование знака и так сокращать налоговую базу.

Минусы:

  • физ. лицо как правило не пользуется товарным знаком самостоятельно, а только в рамках работы организации;
  • есть угроза аннулирования за неиспользование бренда;
  • нет возможности расширить бизнес по франшизе — ее сторонами могут быть только компании и ИП (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

Насколько велика угроза аннулирования товарного знака, если он зарегистрирован на физическое лицо, а пользуется им компания 

На самом деле риски минимальны. Отсутствие каких-либо документов у физлица не приведет к тому, что Роспатент сразу же аннулирует бренд. 

Представьте, вы зарегистрировали товарный знак на себя, а потом собрались открыть ООО и активно использовать готовый бренд в его работе. Спустя три года ваши конкуренты решили отнять раскрученное наименование. 

По закону они имеют такое право, но только если товарный знак лежит мертвым грузом и никак не используется в коммерческой деятельности. Вы же используете обозначение, просто не напрямую. 

Чтобы сохранить бренд, нужно будет предоставить подтверждение, что он работал — производились и продавались товары, оказывались услуги. А вы, правообладатель, дали на это согласие и контролировали процесс использования вашего товарного знака (п. 2 ст. 1486 ГК РФ).

Рекомендации:

Если при регистрации товарного знака стоит выбор между физическим лицом и ООО, я рекомендую остановиться на ООО. Это логичное и удобное решение, потому что именно компания будет вести реальную коммерческую деятельность. В спорных ситуациях не придется собирать дополнительные документы и доказывать, что ООО законно использует ваш бренд.

ИП или физическое лицо

ИП — статус физического лица, который позволяет заниматься коммерческой деятельностью без регистрации юрлица. 

Если сравнить свидетельства на бренды ИП и физ. лица, мы не увидим в них разницы. Она только в том, что при регистрации на ИП в заявке указывают ОГРНИП, а на физическое лицо — СНИЛС.

Плюсы и минусы регистрации на ИП

Плюсы:

  • возможность сразу вести коммерческую деятельность;
  • можно расширить бизнес по франшизе и получать ежемесячную прибыль.

Минусы:

  • нельзя оформить франшизу;
  • товарный знак переходит по наследству. Это минус только в особенных случаях. Например, если ИП являлось соучредителем ООО и предоставляло организации свой товарный знак. После смерти предпринимателя наследники смогут распоряжаться брендом по собственному усмотрению: продать, аннулировать, разорвать все договоры. Все это независимо от того, какие отношения ИП поддерживал с партнерами. В прочем, этот сценарий работает и при регистрации знака на физическое лицо.

Плюсы и минусы регистрации на физ. лицо

Плюсы:

  • можно получить права на бренд без получения какого-либо статуса;
  • можно выступать арендодателем товарного знака и получать прибыль.

Минусы:

  • нельзя самостоятельно вести коммерческую деятельность без получения статуса ИП или самозанятого; 
  • нельзя расширить бизнес по франшизе.

Рекомендации: 

Товарный знак — это инструмент систематической коммерческой деятельности. То есть он нужен для того, на что физическое лицо не имеет права без получения особого статуса и постановки на учет в налоговом органе. 

Поэтому, если у заявителя оформлено ИП, регистрировать товарный знак я рекомендую именно на него. Это даст возможность сразу внедрять бренд в бизнес. А если ИП потребуется закрыть, для сохранения знака достаточно будет внести изменения и добавить СНИЛС. Закрытие ИП не повлияет на существование товарного знака. А можно сразу подать заявку и с ОГРНИП, и со СНИЛС.

Но это всего лишь рекомендации. Регистрировать бренд на компанию, ИП или физическое лицо — решать только вам. Главное — трезво оценивать все нюансы бизнеса.

Если вы оформляете бренд самостоятельно, то рискуете столкнуться с определенными трудностями. Подробнее о том, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно и избежать типичных ошибок, читайте в авторской статье патентного бюро «Железно».  

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети