РБК Компании
Главная Б1 15 ноября 2023

Китай и Россия: вместе в эпоху перемен

Делимся секретами работы с китайским бизнесом и рассказываем о том, как китайские компании выходят на российский рынок, а российские — на китайский
Китай и Россия: вместе в эпоху перемен
Наталья Хобракова
Наталья Хобракова
Партнер Группы компаний Б1

Руководитель направления по работе с азиатскими клиентами

Подробнее про эксперта

ВЫХОД КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ НА РЫНОК РОССИИ

Китайский рынок в основном ориентирован на внутреннее потребление, поэтому выход на международные рынки вызывает у компаний много вопросов. Какие-то из них пытаются сделать это самостоятельно, другие обращаются за помощью к консультантам, которые обладают глубокими знаниями о специфике местной экономической и политической ситуации. 

Можно выделить две категории китайских компаний, которые смотрят в сторону российского рынка. 

1. Первая категория — бизнес, который впервые выходит на международный рынок или изначально решил работать на рынке России и / или дружественных ей стран, поэтому он смело использует возможности работы на российском рынке и с российскими контрагентами. Такие компании интересует, как правильно организовать бизнес в России — необходимо ли здесь открывать юридическое лицо или можно начать с представительства / филиала в России, а также какие меры государственной поддержки можно получить. 

Такому бизнесу может понадобиться помощь в локальном комплаенсе — налоговом, бухгалтерском, юридическом. При этом есть разные варианты выхода на российский рынок: можно или самому создать бизнес с нуля, или купить уже существующий. Если речь о втором варианте, задача консультанта помочь и с M&A — найти партнера, проанализировать актив.

2. Вторая категория бизнеса, которая интересуется Россией, — компании, которые уже работают на весь мир, поэтому при выходе на российский рынок они очень осторожны. Им нужен анализ практических и законодательных рисков работы в России. Если такие компании понимают, что риски минимальны, запрашиваются те же услуги, которые интересуют и первую категорию бизнеса.

И в первом, и во втором случае мы как компания-консультант получаем уникальную возможность поучаствовать в довольно интересном этапе развития китайской экономики за рубежом. Мы знаем, в каких секторах и с какими целями и интересами китайские компании выходят на Россию, и в этом заключается ценность Б1, ведь благодаря опыту мы понимаем запросы китайского бизнеса.

Интересный факт 

Если на российском рынке уже присутствуют китайские компании, работающие в схожей отрасли, то новичок прежде всего попытается установить контакты с этой компанией — при условии, конечно, отсутствия непосредственной конкуренции между ними. А еще в соответствии с традициями китайской бизнес-культуры личные встречи играют ключевую роль для успешной реализации проектов. 

ВЫХОД РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НА РЫНОК КИТАЯ 

Международная экспансия — важный шаг для российских предпринимателей, ориентированных на диверсификацию бизнеса, увеличение прибыли и привлечение новых клиентов. В условиях санкционного режима китайский рынок становится особенно важным для российского бизнеса. И хотя российские компании имеют богатый опыт продвижения на иностранных рынках, сотрудничество с Китаем может сопровождаться определенными трудностями. Рассмотрим несколько из них. 

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ 

Выбор местоположения — первый и основной аспект для развития бизнеса в любой стране, а особенно в Китае. Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются предприниматели в Китае, является настройка транспортных маршрутов на фоне увеличения объемов привозимых товаров, и поэтому при расчете потенциальной прибыли особое внимание необходимо уделить таможенным расходам. Однако, в некоторых регионах страны существуют специальные зоны, которые стимулируют инвестиции в конкретные отрасли, предоставляя льготы. Доступность таких льготных режимов зависит от типа бизнеса. 

Например, производственным предприятиям предоставляются налоговые льготы — право на ввоз сырья и компонентов без таможенных пошлин, что делает производство и продажу материалов на местном рынке очень выгодными. Единственным недостатком там может стать только высокая конкуренция. Одним из таких регионов является расположенная на морском побережье материкового Китая провинция Хайнань, которая является туристическим центром страны. 

Российские компании сегодня отрезаны от доступа к западным разработкам, и поэтому для доступа к ним они вынуждены открывать представительства в Китае. Там они ищут поставщиков и изучают современные технологии, чтобы не отставать от мировых разработок. Подходящим регионом для закупки высокотехнологичного оборудования является провинция Шэньчжень, где находятся многочисленные компании IT-сектора. 

ВЫБОР СТРУКТУРЫ БИЗНЕСА 

Необходимо учитывать потребность в китайских контрагентах и понимать, какая структура больше всего подходит для запуска бизнеса — особенно в B2B-направлении. В Китае доминируют B2B и B2G, в то время как B2C насыщен и высококонкурентен. Поэтому локальное присутствие, конечно, упрощает решение вопросов логистики и поиска поставщиков. Например, для закупок программного обеспечения и оборудования российских компаний в Китае создают отдельные подразделения. Среди примеров компаний, которые успешно используют возможности Китая для развития своего бизнеса, можно выделить ритейлеров и компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Они создают в Китае торговые юридические лица, чтобы изучить местный рынок, найти поставщиков товаров и быть ближе к покупателям.

ОТКРЫТИЕ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ 

Следует учитывать, что, поскольку банки России больше не имеют корреспондентских счетов, открытие счета за рубежом может быть необходимым для многих компаний. Однако, далеко не все китайские банки спешат предоставлять эту услугу. Кроме того, в различных провинциях Китая могут существовать даже ограничения на открытие счетов для иностранных компаний. В таких случаях необходимо использовать специальный FTN-счет (Foreign non-trade), который позволяет проводить транзакции без создания юридического лица и может быть использован для проведения операций из-за границы. 

СОЗДАНИЕ СП С КИТАЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ 

С точки зрения производственной перспективы, проекты совместных предприятий (СП) представляют огромный интерес для производства технологического оборудования. Однако, если рассматривать проект с точки зрения консалтинга, сначала важно обеспечить соответствие потребностей бизнеса в Китае и проекта СП. К тому же, необходимо представить проект перед государственными органами России. Важно помнить, что представление проекта должно проходить не только в рамках коммерческих отношений.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации20.06.2002
Уставной капитал10 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Замоскворечье, наб. Садовническая, д. 75
ОГРН 1027739707203
ИНН / КПП 7709383532 770501001
Среднесписочная численность1596 сотрудников

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия