Как суперстимулы для мозга станут прорывом в маркетинге: опыт Альфа-Банка
В 2025 году в руках маркетологов могут появиться ИИ-модели, которые генерируют суперстимулы для мозга

Защитник телезрителей в игре «Что? Где? Когда?», генеральный директор благотворительного фонда Альфа-Шанс, лучший директор по маркетингу в России в 2021 году по версии рейтинга ИД Коммерсантъ
Это значит, что рекламные сообщения будут «проникать» в мозг потребителей, минуя сознание. А маркетинговые коммуникации, основанные на суперстимулах, могут быть в 2-3 раза эффективнее существующих.
В январе 2024 года исследователи Массачусетского технологического института поместили в аппарат МРТ российского популяризатора науки Илью Колмановского. Не для медицинского обследования, а с целью тестирования ИИ-модели, способной создавать языковые суперстимулы. В течение двух часов исследователи зачитывали Илье сотни фраз и наблюдали, как на них реагирует его мозг. Точнее, как на те или иные сочетания слов реагируют речевые зоны в его голове. Какие-то фразы воспринимались спокойно, а какие-то вызывали «взрывную» реакцию — при их обработке мозг начинал потреблять в 2-3 раза больше глюкозы и кислорода. Эти фразы как раз и были речевыми суперстимулами, которые придумал искусственный интеллект.
Как ИИ научился создавать суперстимулы
Как и всегда бывает с ИИ — в результате обучения. До Ильи Колмановского в аппарате МРТ успели побывать другие люди. Им зачитывали десятки тысяч фраз, в то время как искусственный интеллект наблюдал за реакцией мозга каждого респондента. Проанализировав эти данные, ИИ что-то понял про универсальные принципы работы мозга и научился формулировать «сильные» фразы.
ИИ-модель из MTI теоретически способна формулировать рекламные слоганы так, чтобы они «не выходили из головы». Чтобы мозг считал эту информацию безусловно важной. У каждого из нас есть в памяти детский стишок или считалочка, которая запомнилась на много-много лет. Почему? Потому что мозг бессознательно решил, что эту информацию необходимо сохранить. Так же может произойти с рекламной фразой, сформулированной ИИ-моделью.
А что дальше
Лаборатория в MIT и другие исследовательские и коммерческие организации продолжат исследовать суперстимулы. Появятся ИИ-модели, которые с помощью слов и изображений смогут влиять на области мозга, отвечающие не только за запоминание, но и за эмоции и мотивацию. Реклама с «дофаминовой бомбой» — наше ближайшее будущее. Маркетологи обретут власть над умами широких масс. Но ненадолго.
Коммерческие компании, которые научатся применять суперстимулы в рекламе, вырвутся вперед. Новое конкурентное преимущество будет работать до тех пор, пока потребители не адаптируются. Ведь мозг способен приспосабливаться к суперстимулам через механизмы нейропластичности. То, что будоражило мозг вчера, сегодня может показаться обыденностью. Поэтому коммерческим компаниям придется заново обучать ИИ-модели. И так — раз за разом. Исследовательские центры российский компаний, Alfa Research Center от Альфа-Банка и Лаборатория искусственного интеллекта Сбера, уже включились в гонку.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети