Как эффективно применять контент-маркетинг на новом рынке
За год работы контент-маркетинг не принес компании ни одной продажи. Почему они не сворачивают направление, а собираются развиватьПричина
Компания занималась контент-маркетингом почти год, но не получила от него ни одной продажи.
Руководитель компании обратился в Студию экспертного контента с задачами:
- найм специалиста и построение отдела контент-маркетинга в компании;
- создание контент-стратегии, которая поможет сформировать образ компании-эксперта на рынке прокторинга;
- стать с помощью инструментов контент-маркетинга лидером рынка.
Особенности нового рынка
Про услугу прокторинга знает крайне мало потребителей. Это процедура защиты от списывания, которая распознает любые запрещенные действия во время прохождения тестирования. В России ниша прокторинга практически не освоена — есть всего пара компаний на рынке.
Есть развитые рынки, на которых высокий спрос. Много людей знает о существовании продукта, они уже осознали потребность и хотят его заполучить. Спрос рождает предложение, продающих товар/услугу становится больше и разливается алый океан со сражениями за клиента и дикой конкуренцией. А когда рынок новый, спроса еще нет, первопроходец должен сам создавать спрос — объяснять профит от нового продукта. Это сложно, но есть шанс, что его торговая марка станет именем нарицательным. Так произошло с памперсами (бренд Pampers) и ксероксами (бренд Xerox).
У героя кейса в этом смысле уникальный продукт, потому что рынок новый, а само слово прокторинг непонятно широкой аудитории. Мало поискового спроса, мало конкуренции. На момент начала сотрудничества со Студией экспертного контента у компании был всего один прямой конкурент. В такой ситуации, в идеале, нужно объединиться и вместе повышать спрос на этот пирог, который они сейчас делят. Увеличение запросов «прокторинг» увеличит весь рынок, нарастит объем денег.
Однако конкурент ведет закрытый образ жизни, у него почти нет медийного присутствия. С одной стороны, это мешает анализу и отстройке от конкурента. С другой — своим молчанием он даже помогает тому, чтобы ниша ассоциировалась с клиентом Студии. Ведь когда аудитория выбирает между двух компаний, она выберет ту, о которой больше информации. Значит нужно как можно больше и чаще рассказывать про продукт и его сильные стороны.
Зачем нужен контент-маркетинг, если рынок такой молодой, что его почти нет
Когда рынок настолько новый, маркетингу приходится формировать потребность: актуализировать проблему, объяснять суть продукта, расширять аудиторию и узнаваемость. Конкуренты здесь не прямые, а косвенные — это стереотипы и возражения клиентов, которые не понимают суть продукта и зачем он им.
Задача на таком рынке — работать с аудиторией с самого начала, направлять ее, просвещать. Профит на такой ранней стадии рынка в том, что компанию начнут отождествлять с нишей.
Если правильно заниматься контент-маркетингом и доносить свою экспертность на этом этапе, то можно стать лидером рынка и занять полочку в головах аудитории. Именно такую главную цель мы поставили в начале работы с клиентом Студии экспертного контента.
Как по телефону объяснить, что такое прокторинг? Никак
До начала сотрудничества, компания занималась контент-маркетингом ситуативно — писали статьи в блог с помощниками на аутсорсе. Руководитель проектов изучил воронку продаж и понял, что без прогретых лидов и входящего потока заявок получить нужный уровень продаж не получится. По телефону объяснить, что такое прокторинг и зачем он нужен, холодной аудитории почти невозможно — слишком сложный продукт. Нужно прогревать.
Задачи контент-маркетинга
Выявили две главных сложности:
- Новый рынок, на котором мало: спроса, площадок для дистрибуции контента, партнеров с накопленными базами. Нет сформированного коммьюнити, специализированных сообществ.
- Узкий портрет клиента, всего 2 сегмента:
Сегмент 1. Вузы
На момент построения контент-отдела компания уже работала с большинством вузов страны, в пандемию образовательные учреждения почувствовали огромную потребность принимать экзамены удаленно. Поэтому ставку в маркетинге и продажах особенно делали на следующий сегмент.
Сегмент 2. Корпоративные клиенты,
которые соответствуют длинному списку критериев:
- Высокая текучка и как следствие, надо учить большой поток людей,
- Есть потребность в частом обновлении знаний (изменение в продукте, законодательстве),
- Надо уметь оценивать уровень знаний сотрудников,
- Высокая цена ошибки (репутация, жизни людей, большие деньги),
- Необходимость тестировать более 500 сотрудников в год.
Таких компаний в России в принципе не более 1000, и еще меньше тех, кто готов тратить на это бюджет. Поэтому у клиента долгий цикл сделки — 11 месяцев.
Задача со звездочкой, но решать ее надо с помощью тщательно продуманной контент-стратегии.
На старте поставили вот такие задачи для будущего контент-маркетолога:
- Повысить узнаваемость бренда и сделать его синонимом слова «прокторинг».
- Повысить цитируемость в интернет-пространстве, увеличить брендовый трафик.
- Повысить количество лидов (в качестве лида зафиксировали компанию с потребностью, которая потенциально может стать клиентом, и оставила где-то контакт).
- Повысить количество визитов на сайт с помощью контент-маркетинга.
- Повысить количество договоров.
- Повысить интерес к системе online-тестирования в корпоративном сегменте.
- Повысить интерес с идее честного тестирования и прокторингу в целом.
И наняли специалиста — самым успешным кандидатом на вакансию стала девушка, с которой уже работали раньше на другом проекте.
Аудитория и путь клиента: ловим HR и IT спецов
В начале составили портрет клиента:
И путь клиента с темами для контента:
Сложность в том, что нет сформированного коммьюнити. Нет такого, что вы зашли в Telegram и там корпорации обсуждают, как им проводить и контролировать тестирования. Что делать, если на вашем рынке мало спроса, партнеров, нет профессиональных сообществ?
Помогает тщательное изучение аудитории, понимание кто нужен, где его искать и какой контент давать. Можно использовать мультипартнерство с компаниями с одинаковой аудиторией, но не конкурирующим продуктом.
Совет бизнесу, который опасается, что конкуренты украдут их ЦА — пока они не начнут применять эти знания в работе, толка от этой информации для них не будет. Наоборот, когда вы открыто говорите о своей аудитории, кто-то может узнать себя и понять, что ваш продукт для него.
Что сделали
В рамках услуги построения отдела в течение трех месяцев все процессы проходят под руководством эксперта Светланы Ковалевой. Новый сотрудник приступает к самостоятельной работе только тогда, когда уверенно использует инструменты контент-маркетинга, а процессы настроены и работают эффективно.
С этой компанией мы работали по многим направлениям, и не все они дали результат.
SEO для блога
От услуг копирайтера отказались, потому что спрос и так был небольшой — попробовали своими силами. Контент-маркетолог написала 5 статей для блога, но трафик они не раскачали, так как запросов на новом рынке немного и поискового трафика почти нет.
Сейчас оптимизацию поставили на паузу до переезда на новый сайт, но к ней планируют вернуться. Оптимизация важна — сделать один раз и потом трафик будет только нарастать.
Telegram-канал
Канал в Telegram создавали с нуля. Сейчас число подписчиков растет, есть переходы на сайт и записи на демо. Этот трафик органический — аудитория приходит с вебинаров, регулярно подписываются текущие пользователи. В течение полугода аудитория прирастает на 20-30% в месяц.
Рассылка
Раз в месяц рассылаем дайджест для привлечения новых клиентов. Благодаря сегментации удалось добиться хороших показателей открываемости рассылки.
Мероприятия
Хорошо, когда клиент рассказывает свой кейс в докладе вместе с вами — это всегда повышает доверие к контенту. Одно дело, когда вы говорите, что вы молодец, и совсем другое, когда это говорит клиент.
В первый же месяц работы мы запланировали совместный вебинар с очень крупным клиентом, известной металлургической компанией. Сотрудники, с которыми внедряли прокторинг, поделились своим опытом на мероприятии. И это привело еще одного известного спикера для следующего вебинара, который провели уже через месяц.
Когда продуктовая компания становится медийно активной, с редакцией начинают связываться подписчики, которые тоже хотят в этот «телевизор». Поэтому выгодно иметь такой инструмент на своей площадке. У компании-заказчика это сработало — они начали активно проводить мероприятия, выступать на внешних площадках. И недавно клиент, один из крупнейших университетов страны, пришел с запросом на участие в мероприятиях. Говорят, что увидели рассылки, вебинары, и тоже хотят выступить. Сейчас они планируют совместное мероприятие и ожидают новые лиды.
По словам контент-маркетолога компании, удобно, что сейчас уже есть готовые доклады, которые можно актуализировать и использовать на новой аудитории. Подготовка занимает гораздо меньше времени, компания более мобильна и может быстро принять приглашение/отправить заявку.
Результат. Были ли продажи
Контент-маркетинг начал приносить результат спустя 10 месяцев. После партнерской конференции пришло две заявки на демо-версию сервиса. Причина в особенностях продукта, целевой аудитории, и, как следствие, долгом цикле принятия решения. И холодные продажи здесь никак не помогут, поэтому задача контент-маркетинга — топить этот лед прогревами аудитории. Их продукт продается не с первого звонка, и даже не с десятого. А значит нужно активно делать лидформы, вебинары, обзвоны после них.
Контент-маркетинг на новом рынке точно нельзя назвать провалом. Компания-заказчик продолжает им заниматься, потому что хочет добиться ассоциации с нишей. Когда аудитория дозреет, у нее в первую очередь в голове возникнет название этой компании. Другого способа, кроме контент-маркетинга, для этого нет.
Руководитель проектов компании отметил, что цель их контент-маркетинга не только в формировании спроса, но и лидген. Но пока они не понимают срок от первого касания об контент до конвертации в продажу. В явном виде они ни разу не зафиксировали, что лид с контент-маркетинга конвертировался. Но это может быть спецификой бизнеса, что со многими из них раньше общались, и воронка вебинаров и контента позволила их подогреть. Сейчас выясняют, сколько раз нужно встретиться, чтобы конвертация произошла.
Профиты
Даже при отсутствии прямых продаж, бонусы от контент-маркетинга все равно есть :
- Удержание текущих клиентов
Опытным путем пришли к тому, что контент-маркетинг позволяет удерживать текущих клиентов от перехода к конкуренту. Они очень внимательно наблюдают за каналами, видят появление какой-то фичи и просят добавить к ним. - Повышение лояльности и удовлетворенности
За счет контент-маркетинга получается лучше сопровождать текущую базу клиентов. Зафиксировано, что клиенты стали лояльнее, а продукт — прозрачнее. Пользователи нашли место, где могут следить за обновлениями. Теперь в каналах публикуют экстренную информацию — о периодах недоступности, например.
Служба заботы много лет не знала, как поставлять информацию текущим клиентам. Глядя на работу контент-маркетолога, они сделали такой канал. - Сбор фактуры для кейсов
В форме обратной связи для клиентов (что-то вроде NPS) задают вопрос — хотели бы вы принять участие в мероприятиях, выступлениях, вебинарах, и чтобы описали ваш кейс. Это форма отлично работает для получения лидов на контент-маркетинг — около половины отвечают положительно и уже есть несколько клиентов в очереди на кейс. - Развитие спитчинговых навыков у экспертов
Чем раньше эксперты компании начнут выступать, тем больше опыта у них будет. На вебинарах от лица заказчика выступал руководитель проектов, с которым мы плотно взаимодействовали. Он говорит, что до сих пор волнуется перед вебинаром, хотя уже несколько раз успешно выступал.
Нужно 10 000 часов заниматься одним делом, чтобы стать в нем экспертом. Поэтому не откладывайте свою экспертность на старость.
Итого: если у вас есть бюджет, даже небольшой, — нужно пробовать. Заранее неизвестно, какие неочевидные выгоды можно получить от контент-маркетинга. И лучше делать это под присмотром профессионалов, потому что в процессе контент-стратегию предстоит пересматривать. Не факт, что первые идеи, с которыми вы зайдете в проект, реализуются, зато может появиться много других бонусов.
Внедрили отдел контент-маркетинга в компанию и настроили непрерывный процесс производства и дистрибуции экспертного контента. Освоили SEО-статьи, завели и развили Telegram-канал, запустили e-mail рассылку ивент-маркетинг. Через 10 месяцев контент-маркетинг начал приносить результаты в виде лидов и повышения уровня лояльности клиентов, удержания клиентской базы.
Источники изображений:
Личный архив студии экспертного контента
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети