Взгляд в будущее: какие школы строят в 2024 году в Москве
На примере реализуемых проектов посмотрим, что в новых школах способствует обучению и развитию разносторонней личностиЯвляется директором группы социальных проектов с 2023 года. До прихода в Level Group более 10 лет работала руководителем инвестиционно-девелоперских проектов в ИНТЕКО, ГК ПИК, ГК МИЦ
Более 100 тысяч первоклассников сядут за парты столичных школ 2 сентября 2024 года, а всего учеников, готовых грызть гранит науки — более 1,6 млн. Некоторым из них повезло больше других: они будут учиться в недавно возведенных зданиях, в которых создается современная образовательная среда, в том числе, за счет новых подходов к проектированию и строительству школ. На примере реализуемых проектов посмотрим, что в новых школах способствует обучению и развитию разносторонней личности.
По данным исследования, проведенного Level Group, наличие в жилом комплексе или в непосредственной близости школ и детских садов — один из ключевых параметров, на который обращают внимание потенциальные покупатели квартир в новостройках в столице. 45% опрошенных в самой активной возрастной категории (29-38 лет) и 42% в более старшей категории (от 39 лет) назвали именно образовательную инфраструктуру на первом месте среди всего, что должно быть в жилом комплексе. При этом 33% уверены, что школа и детский сад должны непосредственно входить в состав комплекса — отмечают авторы исследования.
Поэтому сегодня школа является конкурентным преимуществом, которое может усилить спрос на квартиры в конкретном жилом комплексе. Но при этом важно, чтобы она не просто была, а отвечала запросам покупателей и давала возможность для полноценного развития детей.
Девелоперы в русле тенденций
По словам мэра Москвы Сергея Собянина потребность в детских садах постоянно растет из-за строительства жилья и рождения детей — каждые 10 лет население увеличивается примерно миллион человек, поэтому помимо вложений в содержание образования нужно строить школьные здания.
Всего с 2011 года в Москве построено более 600 школ и детских садов. За семь месяцев 2024 года уже построено 23 здания школ и детских садов, среди них — школа-гигант на 1200 мест в районе Коммунарка. Сейчас в столице на девелоперов возложена обязанность строительства образовательных объектов в новых ЖК — порядок того, как они передаются городу на уровне правительства Москвы был утвержден в 2021 году. Москомстройинвест заключает с девелоперами соответствующие договоры по всем новым проектам, которые сейчас готовятся к реализации и рассматриваются на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии.
При этом девелоперы разрабатывают концепции планировки зданий, чтобы создать наиболее комфортную среду для обучения и развития. Например, в проекте Level Мичуринский планируется строительство комплекса, объединяющего школу на 750 учеников и детский сад на 225 детей. Разновысотное здание из кирпича как бы символизирует нерушимость фундаментальных наук, а вертикальные полосы остекления уходят, кажется, прямо в небо — это не только добавляет внутреннему пространству света, но и показывает, что путь к совершенству бесконечен.
Здание образовательного комплекса в проекте Павелецкая Сити внешним видом напоминает раскрытую книгу на книжной полке, лежащую среди высотных жилых корпусов. Продолжает книжную тему и расцветка фасадов: она сочетает цвет бумажного листа с яркими медными оттенками — это отражение идеи того, что дети должны не только получать знания, но и раскрывать свой потенциал, развивать индивидуальность, яркие и сильные стороны.
В проекте Level Южнопортовая концепция непрерывности образования нашла отражение в фасаде и том, что оба этапа обучения находятся под одной крышей. В конструктиве здания также много метафор образовательного процесса: лестница как путь к познанию, световые порталы на входе — подчеркивают важность обучения, а маяк становится символом выбора правильного пути в жизни, с которым должна помочь школа. И это только внешние черты, заметные невооруженным глазом — организация внутреннего пространства также меняется, но об этом поговорим дальше.
Больше света и гибких пространств
Если говорить о внутренних помещениях, то главным трендом последнего времени стало создание большого общего пространства, из которого идет распределение людских потоков. Таким архитектурным центром современных школ становится атриум, который в том числе выполняет функцию актового зала. Здесь можно при необходимости проводить и учебные занятия, и внутришкольные мероприятия. Удивительный факт: еще в 2016-2017-х годах согласовать строительство стеклянного атриума было достаточно сложно — с этим столкнулись, например, при проектировании Бауманской инженерной школы №1580, а сейчас департамент образования уже включает их в стандарты. Школа, к слову, открылась в 2023 году.
В недавно открывшемся образовательном центре «Диалектика» в ЖК «Испанские кварталы» в поселении Сосенское атриум вмещает 400 человек — пространство может использоваться как в качестве актового и концертного зала, кинотеатра и лектория, так и для встреч, работы над групповыми проектами и активного отдыха.
Будут многофункциональные многосветные пространства и в каждом образовательном объекте компании Level Group, которые строятся в разных районах города. В учебном комплексе Павелецкая сити их будет даже два: отдельно для начальной и для средней и старшей школы. Как сообщают в компании, они занимают от двух до четырех этажей и освещаются за счет витражей или зенитных фонарей большой площади. В пространстве атриума находится зона эстрады (сцена), от которой устремляются вверх ряды сидений. Во время мероприятий пространство можно отделить от прилегающих зон с помощью перегородок, а в остальное время они убираются, чтобы дать детям больше свободы передвижения. Рядом с залом находятся помещения для артистов и кладовые для хранения различного сценического инвентаря.
И жить, и учиться
Еще один тренд, который больше характерен для вузов, в последние годы нашел место и в школьном звене: это кампусный подход к строительству образовательных учреждений. В первую очередь это выражается в многофункциональности комплексов: тут сразу находятся и детский сад, и начальная школа, и средние и старшие классы. При этом для детей разного возраста создаются подходящие им условия, но они могут вместе пользоваться разнообразной инфраструктурой. Например, в проектах создаются спортивные комплексы и площадки для различных видов спорта, библиотечный комплекс, IT-полигоны, площадки для прогулок, залы для проведения концертов, выступлений, о которых говорилось ранее. В таком пространстве можно провести хоть целый день.
Высший пилотаж в кампусном подходе — это создание пансионов, где дети не только учатся, но и живут. Примером такого образовательного учреждения является московская школа «Летово». Доля проживающих в кампусе учеников (постоянно либо с понедельника по субботу) составляет 77%, хотя изначально планировалось, что их будет меньше, но и московские школьники, которые проживают в отдаленных районах города, захотели оставаться в пансионе на буднях, поэтому его пришлось расширять. Что есть в этом комплексе? На участке площадью более 60 тыс. кв. м помимо учебного корпуса и пяти зданий общежитий для детей есть спортивные площадки, дома учителей, теплица и фаблаб. Напомним, что учатся здесь дети с 7 по 11 класс. В жилом комплексе для старшеклассников есть кабинеты психологической поддержки, коворкинг, «кулинариум», где проходят мастер-классы по кулинарии.
Сейчас строится новый кампус — Letovo Junior, в реализации этого проекта, как и в строительстве старшей школы, принимает непосредственное участие Level Group. Это будет детский городок, состоящий из нескольких «кварталов» — один для детского сада, второй — для начальной школы, третий — для средней школы будет представлять собой технологический хаб в виде конструктора из блоков. Из интересного здесь можно будет увидеть мультимедийный комплекс, теплицы, не говоря уже о спортивных залах, представить без которых современную школу просто невозможно. Ученики переедут туда в 2025 году.
Объединение на одной территории школы возможностей для разных активностей помогает раскрыть потенциал детей, не ограничиваясь только учебными часами. При этом изменение подходов к проектированию самих школ помогает сделать и сам образовательный процесс более эффективным.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль