Как трансформировать интернет-платформу в экосистему
С Алексеем Курченковым, исполнительным директором краудфандинговой экосистемы Planeta.ru разобрали, как создать из вашей интернет-платформы экосистемуИсполнительный директор бизнес-группы Planeta.ru, включающая в себя крауд-платформу Planeta.ru, контент-платформа Orbita, интернет-магазин Атмосфера и сервисы по доставке и производству.
Почему сейчас важно обратить внимание на экосистемы?
В 2011 году эксперты венчурного рынка предсказывали, что технологические компании, занимающиеся разработкой ПО, станут краеугольным камнем мировой экономики. Сегодня мы видим, что этот прогноз сбылся: программное обеспечение действительно перевернуло мир. Такие компании как: Apple, Microsoft, Amazon, Google, Alibaba, Baidu — это уже не просто успешные бизнесы, а многофункциональные экосистемы. Эти компании не ограничились улучшением своего традиционного бизнеса, а создали совершенно новую модель взаимодействия с пользователями. Переход к экосистемной модели позволил им выйти на новые рынки и сделать бизнес более масштабным.
Российская экономика не отстает от западных коллег. По данным портала ict.moscow, в стране насчитывается более 150 экосистем, охватывающих разнообразные секторы экономики: от финансов (Сбер, Т-Банк, Альфа-банк, ВТБ), ритейла (X5, Магнит, Ozon, Wildberries, Lamoda), IT (Яндекс, VK, Контур, Лаборатория Касперского), до тяжелой промышленности.
Преимущества экосистем:
Во-первых, экосистема позволяет компаниям предоставлять услуги и продукты с цельным клиентским опытом. Во-вторых, такие компании успешнее конкурируют за удержание своих клиентов, предлагая им широкий спектр услуг, и привлекают новых, обеспечивая устойчивое развитие бизнеса. В-третьих, экосистемы позволяют компаниям быстро адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, вводя новые продукты и услуги.
Переход к экосистемной модели бизнеса это вин-вин и для компании и для ее пользователей, так как такой подход к ведению бизнеса приумножает ценности, которые компания предлагает потребителям и стимулирует появление сетевых эффектов взаимодействия для разных групп пользователей.
Для компании это возможность расширять свое присутствие на рынке или выйти на новые, запуская новые продукты и услуги. А благодаря IT технологиям, таким как рекомендательные системы, ИИ и биг дата эффективнее создавать положительный и персонализированный клиентский опыт, который помогает удерживать лояльность потребителей.
Первые шаги к экосистеме:
Шаг первый. Рассмотрите возможные сценарии развития, примеряя существующие типы платформенных моделей на свой бизнес. Каждая из них имеет преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при принятии решения. Понимание модели, которая применима к вашему текущему бизнесу позволит двигаться к трансформации в экосистему.
Можно выделить три основных типа платформ:
Открытая платформа, доступна для всех, кто соответствует базовым правилам и стандартам. В такую экосистему могут входить разработчики, поставщики услуг, партнеры, как пример, это — VK, Ozon, Google Android. Ее преимущества связаны с быстрым ростом благодаря вкладу сторонних участников, поддержкой государственных регуляторов, а рискованность — необходимость контроля качества и законодательные риски.
Закрытая платформа, когда доступ к платформе строго контролируется ее владельцами. Участие в ней разрешено только по их усмотрению. Например, подразделение Philips в сфере медицинских технологий. Конечно, главное преимущество — это полный контроль над участниками и процессами. Но стоит помнить, что недостаток платформы будет связан с ее ограниченным ростом, риском «замыкания» в себе и невозможность получить вклад от сторонних участников.
Регулируемая платформа, которая сочетает в себе элементы открытой и закрытой платформы. Доступ к ней может быть открыт, но с определенными ограничениями и условиями. Например, это могут быть платформы для торговли недвижимостью, транспорта и др. Главное преимущество — это сочетание гибкости и контроля, возможность привлечения новых участников при сохранении качества услуг. Среди рисков стоит отметить более сложную структуру, необходимость разработки сложных механизмов регулирования.
Трансформация в экосистему открывает для компании новые источники дохода и укрепляет ее позиции на рынке. Создав платформу, компания может не только удержать свою долю, но и затруднить конкурентам возможность отнять ее.
Шаг второй. Определите степень взаимозависимости между участниками платформ в экосистеме.
Что подразумевается? Представьте свою платформу для аренды жилья. Разрешите ли вы владельцам отелей размещать объявления на конкурирующих платформах? Слишком строгие ограничения могут отпугнуть участников, а полная открытость может привести к отсутствию привязанности именно к вашей экосистеме. И вам нужно установить внутренние «правила» работы с платформой. Помимо прочего, необходимо собирать обратную связь от пользователей и быть открытым, чтобы адаптировать модель под потребности аудитории.
Помните, что привлекательность экосистемы напрямую зависит от того, насколько она интересна пользователям и есть ли у них альтернативы. Но важно не только привлечь их, но и уметь быстро подстраиваться под меняющиеся потребности.
Помните историю Apple? Сначала компания хотела контролировать все приложения для iPhone, но быстро поняла, что это ошибка. Открыв доступ разработчикам и поделившись с ними доходами, Apple стимулировала пользователей находить новые способы использования смартфона, что в итоге и привело к успеху.
Нет универсальной формулы для создания экосистемы. Нужно взвешивать все за и против, решая, где стоит быть открытым, а где ввести строгие правила.
Будьте готовы к тому, что переход к платформенной модели вероятно повлечет изменения в организационной структуре бизнеса. Но это не отменяет вариант развития в котором вы можете сохранить часть традиционной модели, которая приносит доход и параллельно инвестировать в создание экосистемы.
Например, банки часто пытаются сохранить традиционные схемы, надеясь, что новые направления помогут им войти в цифровую эру экосистем, но для настоящего успеха может потребоваться более радикальный подход.
Почему Planeta.ru начала трансформацию в экосистему?
За 12 лет на нашей платформе тысячи проектов нашли поддержку сотен тысяч людей. Мы наблюдали, как креативные и общественно-полезные инициативы воплощаются в жизнь, и поняли, что для многих авторов успешная крауд-кампания — это лишь начало творческого пути.
С 2018 года мы начали предпринимать активные шаги по трансформации бизнеса в экосистему. Одним из первых шагов было масштабирование услуг по логистике. Затем, в 2020 году, мы запустили программу «Планета поддерживает», которая позволяет нам финансово участвовать в проектах, размещенных на краудфандинговой платформе Planeta.ru и производить вознаграждения для авторов. Таким образом, мы объединили краудфандинговую платформу, онлайн-магазин уникальных товаров и контент платформу в одну экосистему.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль