Как учесть мотивацию, таланты, интерес и навыки каждого ученика в школе
«Если не видишь чего-то вокруг, надо брать и делать это самому» — Алла Аргунова поделилась опытом создания частной школыЧлен Европейской Ассоциации Учителей Школ, Автор программ по предпринимательству, Основатель Школы педагога Нового поколения EduWayHub, Инвестор, Бизнес-ангел, мама 4х детей
Алла Владимировна, вы говорите, что, если не видишь чего-то вокруг, надо брать и делать это самому. Вот так и сделали свою школу. Расскажите, чем она интересна, уникальна и хороша?
- Первое, чем мы гордимся, это тем, что мы умеем создавать мотивацию у детей. У нас все дети хотят быть в школе, учиться, достигать результатов. Это то, за что нас любят дети, любят родители.
- Второе — это свобода и комфортная атмосфера. Если спросить детей, которые к нам сейчас приходят на тестирование, понравилась ли им школа, они уверенно говорят «да». Я спрашиваю: «А что же тебе понравилось? Ты же только зашел, побыл час». А они восхищаются, что здесь люди улыбаются, понимаете? Учителя улыбаются, дети улыбаются. То есть здесь совсем все по-другому. Вот это второе. И это тоже, кстати, влияет на мотивацию.
- А третье, конечно, то, ради чего приходят родители в школу, дети в школу, вообще для чего создана школа — это образовательная концепция. Она у нас построена на основе индивидуальных маршрутов, постепенного контроля результата и перехода в другой модуль только после результатов первого модуля. У нас собственная образовательная концепция, которая позволяет ребенку расти в своих результатах.
- И четвертое, что очень важно, — это реальность. Мы позволяем нашим детям не быть на островке, оторванном от реальности. Например, наши ученики здесь создают свои YouTube-каналы, на которых пишут сценарии на уроках сценарного мастерства, что в том числе готовит их к сочинениям. Потом они их снимают, выкладывают как школьный проект в роликах. Наши ролики собирают до 300 тысяч просмотров.
Таким образом дети понимают, что они не в четырех стенах, и их результаты, например, творческие увидит до 300 тысяч людей.
Бал, который мы проводили в школе, был подключен к прямой трансляции. То есть и все их бабушки, дедушки, все тети, дяди, которые были далеко, могли посмотреть, прокомментировать и потом пересматривали, пересматривали, пересматривали. Это важно, ведь дети понимают, что здесь они не закрыты, что они в этом мире живут. И еще у них есть программа предпринимательства, которая усиливает ощущение жизни и деятельности. Ученики создают свои предпринимательские проекты и реализовывают их. Потом с этими проектами ребята побеждают, например, в МГУ или на других конкурсах. У них реально есть победы. И что самое важное, все проекты очень перспективны в плане реализации.
Например, наши дети создали мобильное приложение по выбору домашнего животного, мобильное приложение для помощи бездомным животным. Так дети дополнительно совершенствуют навыки в рекламе, создают ролики и модернизируют стратегии. То есть максимально реализовывают свой продукт. Эти приложения уже рабочие, их уже можно скачать. Эти предложения есть, их можно развивать, но дальше нужно в них вкладывать деньги, и ребята ищут взрослых помощников, менеджеров, которые дальше помогут им уже их монетизировать, зарабатывать на этом. Это наш следующий этап — помочь этим вещам существовать не в виде прототипа, а в виде привлекательного и востребованного продукта, апробированного и разработанного в стенах школы.
Вы начали с мотивации, и, на мой взгляд, последнее, четвертое, что вы сказали, что ученики не замкнуты здесь, тоже работает на мотивацию. То есть мотивация и увлеченность очень важны в жизни ученика. Почему нужна увлеченность? Насколько она важна?
Я бы все-таки разделила увлеченность и мотивацию и сказала, что важнее мотивация. Благодаря увлеченности мы погружаемся в тему, можем очень долго быть в этом предмете, долго и широко изучать его. А мотивация — это необходимая вещь для достижения результата. Чтобы был результат, сначала должна быть цель. Дальше мы должны идти к этому результату, то есть должны быть действия.
А для того, чтобы эти действия вообще осуществлены были, должна быть мотивация. То есть, по сути, мотивация — это желание, сопровождаемое действием для достижения какой-либо цели. Получается, что достижения цели и достижения результатов не будет без мотивации. Поэтому первична всегда мотивация. А если мотивацию разложить, то должна быть сначала мотивация к школе: «Я, в принципе, хочу идти в школу». Дальше «я хочу изучать этот предмет», «я хочу общаться именно с этим педагогом», и «я хочу достичь некоторых результатов в этом предмете», если мы говорим о предмете.
Но не всегда же у нас результаты и успех — это только предмет. То есть у каждого ребенка же еще свой успех. Кто-то хороший блогер, кто-то хороший креативщик, кто-то хорошо рисует, кто-то танцует, кто-то проекты хорошо делает. И не всегда эти дети успешны в математике.
Каково главное условие успеха? Это именно замотивированность ученика или он должен видеть цель, четко себе представлять ее или еще что-то? Может, родитель важнее всего в том, чтобы ребенок успеха достиг?
У нас в школе есть формула успеха, которая в том числе рассчитана и на учителей. Что сделать, чтобы ребенок был успешен? Сначала мы должны знать, какие препятствия у него могут быть, как справляться с этими препятствиями. Потом нужно выстроить систему так, чтобы ребенок эти препятствия спокойно прошел. А потом мы обнаруживаем его успех. Очень важно дать подтверждение того, что он молодец. Давая постоянно подтверждение на его положительные качества, мы растим эти положительные качества, и он становится успешным. Это, с одной стороны, если посмотреть на успех. Что касается самого ребенка, чтобы он успешен был, конечно, у него должна быть цель. Для того, чтобы он поставил цель, он должен знать себя, то есть знать, чего хочет, и к чему-то стремиться.
Хорошо. Цель первична. А если к вам приходит немотивированный ребенок, который не понимает, чего он хочет, что ему интересно, как это можно воспитать, взрастить?
Это можно взрастить. Если говорить об учебных дисциплинах, то сначала нужно сформировать мотивацию по предмету, чтобы там были результаты. А в общем и целом успех необязательно в предмете. Важно создать желание у ребенка, чтобы он чего-то хотел, помимо предметов. Это две абсолютно разные траектории.
Если говорить об интересе к предмету, то у нас есть определенная шкала мотивации, которую мы определяем, где находится ученик, и на разном уровне этой шкале есть разные способы, как мотивировать ребенка и передвинуть его выше. А если мы говорим о том, чтобы ребенок чего-то хотел сам, важно показать ему масштаб возможностей.
Если мы оставим людей на необитаемом острове и они не будут понимать, что есть вокруг, то им нечего будет желать. Они будут хотеть только хорошо покушать, чтобы им было тепло. Чтобы желания были яркими, дети должны максимально увидеть мир. Кругозор у них должен быть максимальный. И современный мир, а не только предметный, который в учебниках. И попробовать себя везде надо максимально. Именно поэтому так нужно выстроить уроки, чтобы дети могли постоянно попробовать. Чтобы это было не просто, например, физика, а чтобы это было создание 3D-модели какого-то физического объекта. Чтобы это была не просто история, а такое описание событий, как будто я был их участником. Они должны попробовать себя в разных ролях.
У нас есть дети, которые хорошо поют, танцуют, снимаются, рисуют. Поэтому у нас широкий выбор программ дополнительного образования, которые раскрывают и совершенствуют таланта учеников.
То есть у вас есть Youtube-канал, где вы демонстрируете творческие способности ваших учеников, и вы собираетесь развивать эти направления. Так получается?
Да, так и есть. Но основная задача школы — это выявить эти таланты и потом выстроить траекторию так, чтобы ребенок мог здесь развить эти способности.
Вы также упомянули о том, что есть разные ступени мотивированности ученика. Как узнать, на какой ступени ученик и как ему помочь двинуться на следующую? Это учителя всем этим занимаются?
Да. Мы обучаем учителей и утверждаем мысль о том, что что учитель — это не только предметные знания. Это и лидер, который способен управлять группой. Он должен иметь коммуникативные навыки, потому что он постоянно общается, должен уметь управлять мотивацией, должен быть еще немножко психологом. Здесь мы максимально обучаем управлять мотивацией, и коммуницировать, и модерировать процесс.
Видел видео на сайте вашей школы, где урок истории, наверное, идет, и там рыцарь в кольчуге одевает ученика, какое-то костюмированное представление или, не знаю, что-то разыгрывалось, может быть, сражение какое-то. Это действительно на уроках такое происходит?
Это действительно на уроках. Не всегда, конечно, прямо костюмирование. Иногда это просто видео. Не секрет, что современные дети очень хорошо знают современный мир и порой даже лучше нас, взрослых. Но они иногда не могут представить, как выглядело общество в прошлом, какие у них были принципы, почему они так поступали. Поэтому, если мы это им просто говорим, если они просто слушают, но не видят, то мы теряем очень много. Дети должны видеть, максимально трогать, щупать.
Понятно. Вы рассказали про индивидуальный образовательный маршрут или траекторию. Как это выглядит? Как она разрабатывается? Как происходит самообучение? Все привыкли видеть, что есть учитель у доски в классической школе, есть учитель у доски, который для всех рассказывает одно и то же. А если это индивидуально? Как это происходит?
У нас есть план ученика. Мы его называем силлабус. Это и есть план студента и ученика. Там прописан его маршрут, который он должен выполнить по определенному модулю. Он не делится на классную и домашнюю работу. Ученик идет по этому маршруту, выполняет определенные задания. Они как индивидуальные, так и работа в группе, либо поиск чего-то. И так приходит к результату.
Какова тогда роль учителя в классе?
Учитель мотивирует, создает коммуникацию, модерирует этот процесс, объединяет в группы тех, кто на одном уровне, корректирует этот маршрут. Если видит, что есть какое-то затруднение какое-то, то он максимально корректирует, сразу возвращает ученика обратно, помогает ему справиться с препятствиями. То есть это не самообучение в полном понимании.
То есть урок — это некое время, когда ученик идет по своему маршруту. Учитель следит, корректирует, помогает, чтобы ученик двигался в темпе. То есть ученик может уйти вперед остальных или пройти, условно, всю программу всего класса за неделю, например?
Да. Некоторые так и делают. Они проходят всю программу и потом углубленно изучают какой-то предмет, который им нравится.
Почему это эффективнее, чем классический урок?
Потому что все дети разные. С этим все согласятся. Поэтому если они все разные, а мы хотим, чтобы они пришли к результату, то мы не можем их двигать одинаково к этому результату. К разным детям не может быть один подход. Это факт. И именно наличие индивидуального маршрута помогает сделать образовательный процесс эффективным для каждого.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты