РБК Компании
Главная EdgeЦентр 20 марта 2024

Зачем ритейлу нужны облака: технологии меняют онлайн-шоппинг

За быстрым и удобным сервисом онлайн-гипермаркета стоят облачные технологии. Если онлайн-ритейлер их не применяет, то система может зависать, а данные теряться
Зачем ритейлу нужны облака: технологии меняют онлайн-шоппинг
Михаил Шурыгин
Михаил Шурыгин
Генеральный директор компании EdgeЦентр

В компании EdgeЦентр прошел путь от руководителя направления до генерального директора. С 2023 года комиссией по облачным технологиям, хостингу и информационной безопасности РОЦИТ.

Подробнее про эксперта

Индустрия онлайн-ритейла постоянно меняется, и этот год не стал исключением. Согласно подсчетам Shopify, в 2023 году объем розничных продаж через Интернет достигнет $5,6 трлн долларов. В этом материале расскажу о том, как новые технологии меняют онлайн-торговлю и какие изменения ждут потребителей онлайн-магазинов и маркетплейсов.

Как новые технологии меняют мир онлайн-шоппинга

Главные тенденции, которые сегодня формируют будущее онлайн-торговли, связаны с улучшением пользовательского опыта. Компании все чаще оснащают путь покупателя на своей платформе элементами, позволяющими покупателю не только почувствовать преимущества онлайн-формата, такие как удобство поиска нужного товара или возможность покупать в удобное время. Но и снизить дискомфорт от невозможности использовать привычные опции похода в оффлайн магазин, например, примерить одежду или пощупать ткань. На помощь приходит дополненная реальность, голосовой поиск, чат-боты и другие IT-решения, которые делают онлайн-шоппинг быстрым, удобным и безопасным. Разберемся подробнее.

 1. Дополненная реальность улучшает пользовательский опыт при совершении онлайн-покупок.

По данным отраслевого исследования, проведенного компанией Euromonitor, 45% специалистов заявили, что обеспечение положительного цифрового потребительского опыта является решающим фактором успеха. Технология AR объединяет реальные и цифровые элементы, что позволяет повысить удобство совершения покупок, позволяя потребителям предварительно ознакомиться с товарами в «реальной» обстановке.

2. Все больше онлайн-покупателей используют голосовой поиск.

Современное поколение потребителей привыкло к мгновенному удовлетворению своих потребностей — настолько, что многие уже не хотят тратить время на ввод запросов при поиске товаров. Согласно исследованию Statista, более 60% покупателей предпочитают искать товары с помощью голоса.

3. Шопинг через мобильные устройства популярен как никогда. 

На сегодняшний день мобильная коммерция ​​— это не просто использование телефона для покупки товаров. Она включает в себя любую покупательскую активность (просмотр мобильной рекламы, просмотр ассортимента на смартфоне и т.д.), осуществляемую через мобильный браузер или приложение. 

4. Чат-боты способствуют повышению качества обслуживания клиентов и ускорению покупок

Чат-боты предоставляют потребителям доступ к практически мгновенной поддержке и даже могут помочь соединить их с нужным отделом, если им требуется дополнительная помощь. Они могут выступать в качестве персональных помощников для клиентов, помогая найти товар и ускоряя процесс покупки. Использование этой технологии расширяет возможности брендов по обслуживанию клиентов и становятся все более персонализированными. Благодаря своей универсальности чат-боты могут поддерживать клиента на всех этапах его пути — от конверсии до удержания.

5. Больше внимания уделяется устойчивому развитию

Интересно, что кроме чисто технических трендов, все больше компаний из сферы онлайн-ритейла стали стараться удовлетворить запрос нового поколения в экологичности и этики. Учитывая настроения современных покупателей, большинство интернет-магазинов стараются минимизировать свое негативное воздействие на окружающую среду.

6. Пользователи хотят получать свой товар быстро и при этом чувствовать себя в безопасности

С ростом онлайн-покупок и стремлением клиентов получать свои товары как можно быстрее, важность эффективной и масштабируемой IT-инфраструктуры становится все более очевидной. Интеграция различных систем, управление большими объемами данных и обеспечение безопасности становятся ключевыми задачами, которые помогают решать облачные сервисы и адаптивная IT-инфраструктуры.

Облачные технологии предоставляют ритейлерам возможность масштабировать свои ресурсы в соответствии с текущими потребностями, что особенно важно в периоды пикового спроса или акций. Это позволяет не только оптимизировать затраты, избегая необходимости инвестирования в дорогостоящее оборудование, но и обеспечивает более высокий уровень устойчивости и надежности систем. Интеграция с облачными сервисами упрощает процесс обновления и развертывания новых функций и приложений, что является важным фактором для поддержания конкурентоспособности и предоставления клиентам новых, инновационных возможностей.

Адаптивная IT-инфраструктура дает возможность более эффективно управлять логистическими процессами и запасами на складах, что, в конечном итоге, приводит к ускорению доставки и повышению уровня удовлетворенности клиентов. С помощью систем аналитики и инструментов обработки данных онлайн-ритейлеры могут лучше понять потребности и предпочтения своих покупателей, и, как следствие, предлагать им персонализированные решения.

Последнее в списке трендов, но не последнее по важности и степени влияния на рынок  онлайн-шоппинга — возросшая активность кибертеррористов. Согласно исследованию Malwarebytes Labs, ритейл стал мишенью номер один для киберпреступников. Именно на эту отрасль приходится больше кибератак, чем на любой другой сектор бизнеса.

Чего боятся онлайн-ритейлеры и как киберугрозы влияют на потребителей

Проанализировав наш опыт по защите IT-инфраструктуры, мы выделили несколько наиболее распространенных видов киберугроз, предотвращение которых находится в поле онлайн-ритейлеров. 

Атаки на API

По мере того как предприятия онлайн-ритейла становятся все более многоканальными, наши клиенты создают и внедряют новые API-интерфейсы. Хотя технология API сама по себе выгодна (она позволяет быстро подключать различные источники данных и каналы продаж), она также несет в себе определенный риск. Дело в том, что каждый API — это потенциальная точка доступа для хакеров.

Учитывая, что 12% API подключены к конечным точкам, связанным с критическими данными клиентов (номера кредитных карт, личные данные и т.д.), мы советуем нашим клиентами уделять особенное внимание этому аспекту безопасности.

Социальная инженерия

Социальная инженерия — это один из самых распространенных видов атак на сектор онлайн-ритейла, c которым мы сталкиваемся при работе с клиентами. В процессе фишинга, одного из типов социальной инженерии, злоумышленники пытаются с помощью обмана заставить покупателей разглашать свою финансовую информацию и учетные данные.

Фишинговые атаки затрагивают предприятия любого масштаба и в случае успеха могут нанести огромный ущерб. Одна из опасностей фишинга заключается в том, что успешная атака может привести к дальнейшим кибератакам на целевую организацию или на физических и юридических лиц, связанных со скомпрометированными данными.

Атаки на POS-системы

Атаки на кассовые аппараты представляют собой серьезную угрозу для розничной торговли. Злоумышленники используют уязвимости для получения несанкционированного доступа и кражи данных кредитных карт покупателей. В качестве мер предосторожности, мы рекомендуем онлайн-ритейлерам внедрять надежные средства контроля доступа с многофакторной аутентификацией, регулярно обновлять свои системы, сегментировать сети, отслеживать события, шифровать персональную информацию и проводить обучение сотрудников по вопросам безопасности.

Недостаточная осведомленность сотрудников о кибербезопасности

Тренинги по кибербезопасности являются обязательным компонентом поддержания стандартов безопасности в сфере онлайн-ритейла. В идеале розничные компании должны регулярно предоставлять курсы по кибербезопасности для своих сотрудников. Например, это может быть ликбез в формате обучения навыкам выявления и сообщения о подозрительных действиях, таких как попытки фишинга или физического вмешательства в работу POS-терминалов. В данном случае бдительность и сознательное отношение сотрудников к безопасности — важнейшие средства защиты, особенно когда дело касается цифровых активов. 

Уязвимости в программном обеспечении

При наличии больших территориально распределенных сетей и зависимости от сторонних провайдеров, неправильная конфигурация серверов и уязвимости программного обеспечения — обычное явление для розничной торговли. Среди наиболее распространенных уязвимостей мы выделяем следующие виды:

  • SQL-инъекции
  • Перенаправление на недостоверные сайты
  • Отсутствие аутентификации
  • Незашифрованные данные
  • Слабые пароли

При таком количестве способов кражи информации становится понятным, почему киберпреступники часто добиваются успеха в своих целях. На компаниях, предоставляющих услуги онлайн-ритейла, лежит ответственность за защиту данных и укрепление доверия со стороны покупателей и партнеров.

Мы осознаем, что ни одна система не может гарантировать полную защиту от киберугроз. Тем не менее, компании должны следовать стандартным процедурам обеспечения кибербезопасности и стремиться к максимально эффективным средствам защиты. Приоритет безопасности пользователей позволяет выстроить доверительные отношения с покупателями. 

В заключение хочу отметить, что онлайн-ритейл — это постоянно развивающаяся отрасль, и опережение тенденций является залогом успеха. В 2023 году мы можем ожидать дальнейшего роста социальной коммерции, персонализации, AR/VR, услуг по подписке, а также устойчивых и этичных методов совершения покупок. Ритейлеры, опережающие эти тенденции и обеспечивающие исключительное качество обслуживания покупателей, будут иметь все шансы на успех в ближайшие годы.

В материале использовано изображение от creativeart на Freepik

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.10.2013
Уставной капитал362 168 566,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва Б-Р Большой (Сколково инновационного центра тер) Д. 42 СТР. 1 ПОМЕЩ. 137, ЭТ. 0, РАБ М 33
ОГРН 1137746982966
ИНН / КПП 7704848336 773101001
Среднесписочная численность173 сотрудника

Контакты

Социальные сети