РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная Smartis 20 сентября 2023

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

С 2021 по 2023 год рынок недвижимости сталкивался с различными факторами. Выводы о последствиях можно сделать при внимательном изучении данных
Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости
Игорь Балашов
Игорь Балашов
Основатель и CEO Smartis

Будучи разработчиком, с нуля освоил весь маркетинг и основы построения и развития среднего и крупного бизнеса, что послужило основой для создания и развития рыночного решения по сквозной аналитике в недвижимости. Сертифицированный специалист больших данных Data scientist. Закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Подробнее про эксперта

Какие события повлияли на рынок недвижимостиКак события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Лесные пожары. В июле 2021 года мы видим серьезную просадку на графике сделок — пиковое значение почти минус 20%. Основная причина тому  — крупные пожары по всей России. Клиенты в классах комфорт и бизнес отказывались от покупки недвижимости в этот период, вероятно из-за переживаний за уже существующую недвижимость, например, за дачу в зоне лесных пожаров. При этом в сегменте премиум подобный спад не наблюдался.

Скачок курса доллара. В следующие месяцы после объявления СВО многие застройщики заметили у себя неожиданный всплеск по сделкам. По нашим данным, в Москве и регионах он достиг показателя + 20% к прошлым месяцам. Казалось бы, люди в ступоре, все должно замереть или упасть. Здесь мы проводим корреляцию с резким скачком доллара на тот момент. Клиенты стремились сохранить свои сбережения, а недвижимость традиционно является одним из самых стабильных активов для этих целей.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Застройщики в будущем могут использовать эту тенденцию — при повышении курса доллара многие клиенты пытаются как-то переконвертировать свое имущество, чтобы сохранить или преумножить капитал.

Мобилизация. В октябре 2022-го года количество продаж в среднем по рынку снизилось до 24% — это последствия объявления мобилизации в конце сентября.

Продление льготной ипотеки. Обратимся к данным по продажам. О продлении государственной программы доступной ипотеки объявили 29 декабря 2022 года. На тот период и после никакого влияния мы не увидели, частично даже есть спад.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Но проанализировав динамику по месяцам, замечаем пики по сделкам в ноябре-декабре. В регионах продажи выросли на 31,2%, в Москве и Московской области на 18,7%.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Здесь свою роль сыграла неизвестность — продолжится ли программа или проценты станут выше с нового года? Многие застройщики продавали именно через такой посыл  — «успейте купить квартиру, пока не отменили льготы». Рынок, по сути, отрепетировал сценарий отмены программы, который нас ждет рано или поздно в будущем. Застройщики могут пользоваться возможностью создать себе резкий всплеск продаж на почве ажиотажа отмены.

Тенденции рынка недвижимости к 2023 году

Теперь обратимся к основным тенденциям, которые сформировались под воздействием перечисленных событий и ответа рынка на них.

Восстанавливается трафик

Для начала посмотрим на то, как менялся показатель трафика. Важно рассматривать картину именно по чистым данным, без роботов, которых на рынке недвижимости с избытком. Иначе рискуем сделать ложные выводы. На графике по данным 2021 года мы видим традиционные сезонные всплески количества сессий — в марте и октябре. В 2022 классическая сезонность уходит на второй план и вмешиваются серьезные внешнеполитические события. 

По сравнению с 2021 годом в 2022 году отмечается общее падение количества сессий на 14,9 процентов. Отдельно выделяется падение трафика буквально на следующие дни после начала СВО  — на 30% по сравнению с предыдущим годом. Здесь сразу же отсеялись все посетители, которые просто присматривались к покупке, для кого приобретение недвижимости не было критически важным и срочным. 

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Смотрим на график с учетом количества сессий 2023 года и видим, что рынок начинает восстанавливаться и возвращаться к состоянию докризисного периода. Показатели трафика на текущие полгода 2023 года начинают повторять 2021-й. Данные за январь-апрель 2023 года показывают рост относительно прошлого года на 4,2%, в апреле видим прирост трафика на 33,7% по сравнению с апрелем 2022-го, а в мае уже на 61%.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Растет количество успешных сделок 

В 2022 году застройщики сообщали о невыполнении плана продаж на 20-30%. В некоторых регионах и среди отдельных сегментов недвижимости были и удачные случаи выполнения и даже перевыполнения, но по нашим данным в среднем рынок просел на 12%.

Сейчас мы видим положительную динамику — вместе с ростом трафика растет и количество заключенных сделок. Показатель продаж на май 2023-го по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года увеличился на 63,9%.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

В целом количество сделок стремится к значениям 2021 года. Если до конца текущего года не случится новых внешних потрясений, то мы можем прогнозировать, что число сделок и дальше будет на уровне 2021-го.

Удлиняется цикл сделки 

Длительность цикла сделки — важная метрика, которая дает застройщику понять, как мыслит клиент, сколько времени он тратит на обдумывание и принятие решения о покупке. Обязательное уточнение — мы считаем эту метрику от первого касания клиента с застройщиком. Первая сессия на сайте, первое взаимодействие с рекламой — это уже старт цикла. 

На рынке встречается практика измерять цикл от первого звонка или даже визита, что в корне неверно — застройщик должен видеть весь пункт клиента до покупки, иначе это серьезно искажает картину.

Девелоперы обращают внимание на то, что цикл сделки постепенно увеличивается. Данные по рынку это подтверждают. В 2021 году средний цикл от первого касания до покупки — от 100 до 200 дней. Дальше замечаем интересную тенденцию — резкий всплеск в марте 2022 года, здесь цикл продаж составил уже 455 дней. Причина в том, что все клиенты, которые думали о покупке недвижимости полтора года, наконец-то решились на покупку под воздействием внешних факторов.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Второй пик увеличения показателя длительности цикла сделки мы видим в сентябре 2022-го — это тоже следствие «спровоцированных» обстоятельствами покупок.

Если оценивать картину по классам недвижимости, то в ноябре 2022-го среди премиум сегмента отмечаем аномальный показатель — около 1200 дней. Категорию клиентов, которые присматривались к элитной недвижимости почти три года, внешние триггеры все-таки подвели к сделке.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Таким образом, в разрезе по регионам мы видим аномальное ускорение по длительности цикла сделки — 20-30 дней. Обращаем внимание на то, что наиболее выражен он среди клиентов из регионов, находящихся вблизи территорий проведения СВО. Здесь триггером становится уже базовая потребность в безопасности — решения по сделкам принимаются из желания покинуть потенциально опасные места и приобрести жилье в другой части страны.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Отдельно отметим, что цикл сделки растет не только среди клиентов, которые покупают жилую недвижимость для себя, но и среди инвесторов. Они тоже стали думать дольше и тщательнее принимать решение о том, куда вложиться.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Обратим внимание на то, как на точность оценки длительности цикла влияет технология post-view — с ней мы видим увеличение показателя до четырех раз, особенно в канале медийной рекламы. 

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Post-view фиксирует просмотры медийной рекламы. Все эти данные укладываются в общий путь клиента, который удлиняется за счет того, что технология смогла зафиксировать просмотр. Как это работает: 

  • размечаются все медийные объявления;
  • данные из CRM, Яндекс.Метрики, Google Analytics, Campaign Manager и т.д. собираются в базу и связываются в цепочку;
  • с помощью дашбордов и отчетов (по динамике по дням, эффективности площадки, по форматам медийной рекламы, по креативам) полученные данные визуализируются.

Таким образом, застройщик может принимать решения о результативности площадок и креативов, а также перераспределять рекламный бюджет на основе этих ответов.

Увеличивается количество касаний до сделки

Вместе с ростом длительности цикла клиент теперь совершает больше касаний с застройщиком до сделки.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

По нашим данным, цепочка взаимодействий выросла на 14,3 процента. Если в 2021 году медианное значение количества касаний  — 35, то в 2023 году уже 40.

Растет доля мобильного трафика и текстовых коммуникаций

Доля мобильного трафика закономерно увеличивается от года к году — сейчас она составляет 66,5 %. По количеству сделок с мобильных телефонов лидируют регионы.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Если обращаться к классам недвижимости, то ключевые для Mobile First — премиум и бизнес. 

Средний чек клиентов, которые совершают сессии с мобильных устройств Apple, значительно выше, чем в сегменте пользователей Android. Та же ситуация и для десктопа.

Как события последних двух лет повлияли на российский рынок недвижимости

Доля текстовых коммуникаций на рынке недвижимости все еще достаточно небольшая, но постепенно растет — в 2023 году она увеличилась на 6,1% по сравнению с данными 2021 года. 

Заключение 

Последние два года существенно отразились на рынке недвижимости в России. Застройщики едва адаптировались к последствиям пандемии, как снова столкнулись с неконтролируемыми внешними обстоятельствами. Однако к середине 2023 года мы видим положительную динамику — рынок оживает и растет, плавно возвращаясь к показателям 2021 года. 

Происходящие события еще раз напомнили девелоперам о том, как важно держать руку на пульсе, оперировать надежными данными и оперативно принимать бизнес-решения, чтобы дать ответ быстро меняющейся реальности. Сейчас необходимо внимательно отслеживать изменения клиентского поведения и строить свою стратегию с упором на эти показатели. К примеру, мы видим, как растет длительность цикла сделки (в том числе и среди инвесторов), увеличивается число касаний клиента до сделки, растет доля мобильного трафика и текстовых коммуникаций.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации16.09.2019
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зюзино, ул. Одесская, д. 2, К/Э/П с/6/24 З
ОГРН 1197746560318
ИНН / КПП 7727428345 772701001
Среднесписочная численность12 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия