РБК Компании

Экологичность в e-commerce: как сделать интернет-торговлю устойчивее

С чего начинается экологичный подход к интернет-торговле — рассказывает директор ресурсного центра «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров
Экологичность в e-commerce: как сделать интернет-торговлю устойчивее
Дмитрий Федоров
Дмитрий Федоров
Директор ресурсно-экологического центра «Зеленая цивилизация»

Эколог, экс-министр лесного хозяйства Ульяновской области, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Подробнее про эксперта

По результатам исследования НИУ ВШЭ, опубликованным в Forbes, сегодня уже для 40% россиян важна экологичность товаров, которые они покупают. А большинство покупок они делают в интернете, поэтому курс на устойчивость и «зеленые» практики будет все более значимым преимуществом для брендов в сфере e-commerce, где конкуренция особенно высока. 

Выстраивание устойчивого подхода к ведению бизнеса — это всегда системная работа. Поэтому, если бренд решил проявить экоответственность и избежать гринвошинга, начать стоит со свежего взгляда на выбор поставщиков, логистических партнеров и упаковки, управление складами и пунктами выдачи товаров.

Экотребования к поставщикам

Большинство современных игроков рынка интернет-торговли закупают готовый товар или его комплектующие в Китае. Товары из этой страны редко ассоциируются с экологичностью, в отличие, например, от европейских. Но в реальности среди китайских поставщиков «зеленые» практики широко распространены. Импульс в этой сфере дала война со смогом в Пекине в 2005-ом году, когда ситуация вынудила производства снижать выбросы парниковых газов. 

С тех пор экологические требования ужесточились по всей стране, и сегодня китайских поставщиков уже не удивишь энергосберегающими лампами. Многие из них используют перерабатываемые материалы, вторичное сырье, электропогрузчики, холодильные установки, которые работают на углекислом газе, а не на фреоне. Логистические центры там нередко снабжены солнечными панелями, а к маршрутам доставки грузов предъявляют высокие требования, чтобы фуры не перевозили «воздух». 

О внедренных «зеленых» практиках китайские компании обычно рассказывают на своих сайтах в специальном разделе, посвященном устойчивому развитию. На это стоит смотреть, если у бренда есть цель сделать бизнес более устойчивым — и не стесняться прямо запрашивать у потенциальных поставщиков информацию о соблюдении экологических требований.

Можно также обратить внимание также на то, разработана ли у производителя политика устойчивого развития. Эта практика широко распространена и в России — соответствующие документы есть у 600 крупных и средних отечественных компаний, и в них учтены в том числе вопросы безопасности производства для окружающей среды.

«Зеленая» логистика

Основные причины высокого экологического следа грузоперевозок — это нерациональное выстраивание маршрутов развоза, из-за которого путь машин становится длиннее, и не до конца заполненная полезная площадь. Однако сейчас помимо крупных логистических хабов появляется все больше распределительных центров среднего размера, и сеть таких «перевалочных пунктов» позволяет организовать сборные грузы, а значит, экономить ресурсы и снижать выбросы СО2 во время доставки. 

Вот как работает практика сборных грузов. Представим, что оптовая партия товара едет из Москвы в Екатеринбург. Не доезжая до уральской столицы, водитель останавливается в крупном логистическом центре, и часть товара там перегружается в транспорт поменьше, который едет до конкретной точки сбыта. В него же могут сгружать свои товары и другие поставщики. В итоге доставщикам не приходится проезжать дополнительные километры и десяток более мелких населенных пунктов, разгружая в каждом небольшие контейнеры и сжигая больше топлива.

E-commerce станет устойчивее, если больше брендов будут отдавать предпочтение логистическим компаниям, которые неравнодушны к стандартам экобезопасности. У потенциальных партнеров стоит узнавать, какого рода техника у них используется, насколько их транспорт безопасен для водных объектов, если груз доставляется по воде, насколько транспорт соответствует требованиям по потреблению топлива и какое именно топливо используется.

Показательным будет и наличие сертификации. Многие логистические компании сегодня сертифицированы по международному стандарту экологической безопасности ISO-14001, в том числе и 10-12% российских игроков логистического рынка. Этот стандарт содержит требования к системе экологического менеджмента и работает для любой отрасли. Поэтому на него можно ориентироваться и при внедрении принципов «зеленой» логистики, если у бренда собственная инфраструктура доставки. 

Энергоэффективность на складах

Около половины совокупных выбросов CO2 в нашей стране приходится на нужды производственных и других помещений в тепле и свете. Склады обслуживаются круглосуточно, а значит постоянно потребляют большие объемы электроэнергии. 

Если свет в помещении будет гореть впустую, то ресурсы, затраченные для производства этой энергии, будут пущены на ветер, как и часть бюджета управляющей складом компании. Поэтому многие крупные логистические центры и ритейлеры, с самого начала работы в России сразу следовали принципам «зеленой» эксплуатации зданий. Они помогают сократить расход тепла и света, снизить нагрузку на окружающую среду, которую создает обслуживание помещения.

Эти принципы могут примерить на себя и бренды с собственными складами. Начать можно с умных счетчиков, чтобы отследить уровень потребления электроэнергии в режиме реального времени и понять, как его скорректировать. А дальше необходимые для этого приборы — светодиодные энергосберегающие лампы, датчики движения для смесителей и ламп, электропогрузчики, холодильные установки на углекислом газе — несложно закупить в России.

Устойчивая упаковка

По данным региональных операторов по обращению с ТКО, с которыми взаимодействует АНО «Зеленая цивилизация», в последние годы количество отходов в контейнерах выросло на несколько процентов именно за счет одноразовой упаковки. Причем ее экологический след иногда бывает выше, чем след самого товара, ведь маленькие предметы часто заворачивают в несколько слоев бумаги, пленки и других материалов. Поэтому первое, что стоит сделать брендам в сфере e-commerce, которые задумались об устойчивости упаковки — разработать политику минимизации ее количества и внимательнее следить за ее происхождением. 

Используется ли при производстве упаковки сырье из переработанных материалов или из вторсырья? Какие красители используются в составе упаковки, безопасны ли они для окружающей среды? Как можно уменьшить количество картона, пенопласта, пленки и других слоев, которые после распаковки становятся мусором? С этих вопросов можно начать. 

Следующий этап — забота о том, чтобы покупатели могли сдать упаковку в переработку и это не доставляло им неудобств. Для этого можно оптимизировать ее дизайн, например, использовать на коробках легко отклеиваемые этикетки, сократить количество скотча и скрепок, от которых сложно освободить картон, нанести на коробки крупные и четкие коды переработки — специальные знаки, обозначающие материал изделия. 

Наконец, можно сделать упаковку удобной в транспортировке, чтобы покупателям не пришлось брать пакет. Например, встроить в конструкцию коробки пластиковую ручку для переноски, которую можно будет легко вытащить из пазов и тоже сдать на переработку.

Проблема «последней мили»

Многие игроки рынка интернет-торговли поддерживают тренд на доставку до двери и обеспечивают покупателям возможность заказать курьера по указанному адресу практически в любое время. Однако проблема с точки зрения устойчивого развития в том, что, каким бы «зеленым» ни был подход к выбору поставщиков и логистических компаний, сама практика «последней мили» на последнем этапе резко увеличивает экологический след бизнеса. 

Именно на этом этапе происходит бум использования упаковки, пластиковых пакетов, нетканых сумок, картона, одноразовой посуды, которая отправляется на полигоны. Кроме того, именно на этапе «последней мили» создается дополнительный объем выбросов в атмосферу, ведь не всегда товар до двери доставляют на электромопеде или велосипеде, часто курьеры развозят заказы и на автомобилях.

Пункты выдачи также становятся точками накопления экологического следа. Для них тоже закупаются пакеты, для их обслуживания расходуется тепло и свет. Некоторые бренды вводят практику платных пакетов. Но в современных российских условиях она двойственна: с одной стороны, она может стимулировать брать с собой шоппер, с другой стороны — большей часть населения еще далеко до повсеместного внедрения экологических привычек в свою жизнь. 

Эффективнее в плане устойчивого развития здесь будут экопросветительские инициативы, которые расскажут о выгоде использования многоразовых сумок, о том, как сдавать упаковку на переработку, об экономии ресурсов.

Пока что российский закон не обязывает компании создавать структурные подразделения, которые обеспечивают экологическую безопасность и энергоэффективность производства, логистики и других бизнес-процессов. Поэтому ответственный подход остается инициативой самих брендов, но те, кто его внедряет, уже получают репутационные преимущества в глазах потребителей и инвесторов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации11.03.2021
Уставной капитал
Юридический адрес Г. МОСКВА Ш. ВОЛОКОЛАМСКОЕ Д. 108 ЭТАЖ/ПОМЕЩЕНИЕ ЦОКОЛЬ/VIII КОМНАТА/ОФИС 1/101
ОГРН 1217700107008
ИНН / КПП 7733366175 773301001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия