РБК Компании

Глобальное потепление: риски и вызовы для России

Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ о климатических изменениях, их влиянии на экономику России и том, как глобальное потепление сказывается на окружающей среде
Глобальное потепление: риски и вызовы для России
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью ideogram.ai
Михаил Аким
Михаил Аким
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Член правления Ассоциации европейского бизнеса в России. В прошлом вице-президент по стратегическому развитию, ABB Россия, Казахстан, Беларусь, Центральная Азия.

Подробнее про эксперта

Stanford Report выпустил исследование,  в котором, на основании ряда источников, утверждается, что выбросы метана растут быстрее, чем когда-либо, а концентрация метана в атмосфере сейчас более чем в 2,6 раза выше, чем в доиндустриальные времена — самая высокая за последние 800 000 лет. Текущий ситуация ведет к глобальному потеплению выше 3 градусов к концу этого столетия. Рост выбросов, согласно исследованию, обусловлен в первую очередь добычей и использованием угля, нефти и газа, разведения крупного рогатого скота и овец, а также разложения пищевых и органических отходов на свалках.

Попытаемся разобраться в некоторых факторах, влияющих на данные климатические изменения, и проанализировать, насколько катастрофична ситуация для России, каков возможный экономический ущерб.

Большинство отечественных и зарубежных исследований указывают на серьезные и зачастую неконтролируемые риски, а также на экономические убытки, связанные с глобальным потеплением. Например, в документах ООН по окружающей среде, в котором содержится оценка потенциальных катастрофических последствий глобального потепления, в частности указывается, что «в подавляющем большинстве случаев потепление происходит из-за сжигания угля, нефти и газа». Практически, только немногие ангажированные исследования, финансируемые заинтересованными бизнесами и лицами, ставят под сомнение данную проблему.

МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) установила, что при потеплении на 2°C мир потеряет в два раза больше видов растений и позвоночных животных и в три раза больше насекомых. В ряде регионов урожайность сельскохозяйственных культур сократится более чем на 50%, что создаст угрозу для продовольственной безопасности. Например, погода лишила российских аграриев значительной части урожая, и только из-за весенних заморозков пришлось пересеять 1,1 млн га, а режим чрезвычайной ситуации (ЧС) объявлялся в 11 регионах. «Совэкон» (Аналитический центр, специализирующийся на анализе аграрных рынков) оценил потери урожая пшеницы этого года в сумму 45 млрд рублей. 

Риски глобального потепления напрямую связаны с выбросами метана, получаемыми при производстве и использовании ископаемого топлива, отходов, в сельском хозяйстве. Основным источником выбросов метана в арктических условиях является таяние вечной мерзлоты; при этом влияние глобального потепления значительно сильнее проявляется в арктических регионах.

Согласно оценкам Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН «минимальный ущерб от таяния мерзлоты для жилых и промышленных зданий и сооружений превысит 7 — 10 трлн рублей». Эта оценка не учитывает «линейных сооружений нефтегазовых компаний», а за последние десятилетия число аварий трубопроводов и обрушений зданий из-за деградации многолетней мерзлоты значительно увеличилось.

При этом, вероятно, не все риски возможно полноценно просчитать и оценить, в связи с крайне динамичной, быстроменяющейся ситуацией в геополитике и экономике. Любая значительная перестройка экономики создает дополнительный стресс для климатической повестки и экологии в целом: строительство промышленных объектов, энергетической и транспортной инфраструктуры требует существенных объемов оборудования, стройматериалов, топлива и т.д.

Геополитические конфликты представляют громадную проблему для мировой торговли, влияя на цели устойчивого развития и выявляя все новые уязвимости существующей мировой экономической системы. События последних лет выявили хрупкость глобальных цепочек поставок, особенно в критических узких местах, что приводит к более высоким издержкам, в частности, транспортным, из-за изменения маршрутов как коммерческих пассажирских, так и грузовых рейсов, большим эксплуатационным проблемам и, соответственно, негативным последствиям для климата. Это не только вызывает беспокойство за окружающую среду, но и подчеркивает сложную взаимосвязь между геополитическими событиями и комплексным воздействием человеческой деятельности, в различных ее проявлениях, на окружающую среду.

Цепочки поставок воспринимались как надежные оптимизированные системы, на которые мировая экономика опиралась десятилетиями. Геополитические конфликты угрожают сложившемуся балансу, в частности, сложившейся системе взаимоотношений между производителями и потребителями.

Например, ситуация в Красном море вызвала коллапс в коммерческом судоходстве, поскольку традиционные кратчайшие морские пути оказались под угрозой. Это повлекло за собой стратегическую перестройку не только судоходной отрасли, но и мировой экономики в целом. Очевидно, такие изменения влияют на все аспекты экономической деятельности: от графиков поставок до доступности товаров, что приводит к значительным дополнительным выбросам, в том числе метана. Авиационная отрасль, которая имеет очень высокий углеродный след, сталкивается с дополнительными проблемами из-за геополитических конфликтов, влияющих на доступность воздушного пространства. Авиакомпании вынуждены использовать более длинные, менее экономичные маршруты, что приводит к более высоким общим выбросам.

Важнейшим фактором, влияющим на нарушение программ декарбонизации, является перестройка глобальных цепочек — в частности стремление западных правительств и компаний уменьшить свою зависимость от Китая, связанную с геополитическим противостоянием. На протяжении десятилетий цепочки были максимально оптимизированы с экономической точки зрения, но, зачастую, это были сравнительно эффективные решения и для экологии, минимизации выбросов. Правительства ряда стран создают законодательные и экономические стимулы для развития локального производства, в результате чего многие компании вынуждены рассматривать возможность переноса своих предприятий. Особенно ощутимо эти процессы происходят в отрасли электроники, полупроводников, электромобилей, солнечных панелей, других стратегических отраслях.

Практически, руководители компаний оказываются неспособными избегать геополитики при решении стратегических вопросов развития компаний, которые в «идеальном» мире должны были быть сфокусированы на сокращении ущерба окружающей среде, в частности, выбросов парниковых газов, таких, как метана.

Весьма вероятно, что продолжающиеся сбои в долгосрочной перспективе могут ускорить тенденцию к ниаршорингу (практике перемещения бизнес-операций в соседнюю страну). С одной стороны, это позволит добиться большего контроля над управлением цепочками поставок, а с другой — сократить выбросы парниковых газов, связанные с глобальной торговлей, воздушным, наземным и морским транспортом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Мясницкая, д. 20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия