РБК Компании
Главная Moneyman 12 марта 2024

Как мы на 50% сократили траты на SMS при помощи ML-алгоритма

Рассказываем о своем опыте и результатах внедрения модели на машинном обучении, которая тестировалась компанией Mindbox
Moneyman внедряет ML алгоритм для SMS рассылок
Задача и причина

Задача:

Сократить траты на SMS и повысить конверсию в повторную заявку.

Причина:

Необходимость в экономии бюджета маркетинга в условиях ежеквартального роста стоимости канала SMS.

Первый заем MoneyMan выдает под 0% — зарабатывать бизнес начинает со второго. Поэтому главная задача прямого маркетинга — повысить конверсию в повторную заявку. Самый конверсионный канал — SMS, но его стоимость с каждым кварталом становится выше.

Чтобы сократить затраты, в компании внедрили ML-алгоритм. Он отбирает клиентов, которые с наибольшей вероятностью оформят повторную заявку, — и только они получают SMS. Чтобы убедиться в корректной работе алгоритма, использовали встроенные AB-тесты Mindbox. Они позволили не ждать аналитиков и разработчиков и сэкономили компании месяц работы.

Опыт MoneyMan будет полезен бизнесу, который внедряет модели на машинном обучении и ищет способы их быстро и дешево тестировать.

Руслан Салихов, Head of direct marketing MoneyMan:

«Команда прямого маркетинга постоянно формулирует новые гипотезы — в их тестировании помогает Mindbox. Одна из таких гипотез — использовать ML-алгоритм, чтобы повышать конверсию в повторную заявку. Он отбирает 50% клиентов, которые подходят под условия предстоящей рассылки.

Теперь клиент получает SMS, только если набирает достаточное количество баллов по скор-модели. Это позволяет экономить 50% бюджета на SMS без снижения конверсии. Оставшиеся деньги можем использовать для тестирования других гипотез, проведения новых акций.

Благодаря Mindbox нам удалось протестировать ML-алгоритм без привлечения ИТ-ресурсов. Если бы в платформе не было встроенного функционала AB-тестирования, нам пришлось бы проверять эффективность алгоритма своими силами. Это бы заняло минимум месяц: сначала пройти спринт бизнес-аналитиков, потом разработки. А с Mindbox было достаточно нескольких часов работы CRM-маркетолога: выбрать нужный сегмент и настроить AB-тестирование рассылок. И потом подождать 2–3 недели для получения статистически достоверного результата.

Думаю, Mindbox подойдет любой компании, если ей важно выстроить персональные коммуникации с клиентами, учитывать их частоту и проводить достоверные AB-тесты. Большой плюс Mindbox в том, что он продается не просто как платформа, а как платформа плюс сервис. Это и хорошая служба поддержки, и возможность обсудить с менеджером, как решить ту или иную задачу. А если решения нет, получить информацию от продуктовой команды, планируется ли доработка и в какие сроки».

Почему решили использовать ML-алгоритм, как его разрабатывали и как он действует

Задача алгоритма. Мы хотели определить, какие клиенты лучше откликаются на SMS. Можно было провести тесты для  каждого RFM-сегмента по очереди. Но тогда пришлось бы проверить слишком много гипотез — задача растянулась бы во времени. Решили использовать машинное обучение.

Разработка. Разрабатывал модель наш аналитик на базе сторонних решений. Для обучения модели выгрузили из бэкофиса клиентов с погашенным займом и без блокирующих факторов, например удаления личного кабинета. Затем на основании результатов нескольких рассылок выделили три группы:

  1. Те, кто получил SMS с предложением повторного кредита и оформил его в течение трех дней. Диапазон в три дня выбрали потому, что столько времени у нас проходит до следующей массовой рассылки. На last click не ориентируемся: считаем, что клиент необязательно переходит из SMS, чтобы оставить заявку.
     
  2. Те, кто получил SMS с предложением повторного займа, но не оформил его в течение трех дней. Смотрим на наиболее актуальные данные: если клиент один раз после SMS оформил повторный заем, а следующие сообщения проигнорировал, то попадет во вторую группу.
     
  3. Те, кто не получал SMS с предложением повторного займа, но все равно оформил его. Разделение на группы позволило вычленить клиентов, которым имеет смысл отправлять SMS, чтобы повысить их конверсию в заявку. Затем аналитик изучил этих клиентов, выделил их социально-демографические и поведенческие характеристики и загрузил в ML-модель. Модель определила, какие из этих характеристик сильнее всего влияют на конверсию в заявку.

Для отладки сделали несколько подходов: на основании прогноза модели формировали сегмент для рассылки, затем снова загружали ее результаты в модель. На всю работу ушел примерно месяц.

Принцип работы. Каждую ночь ML-алгоритм анализирует сегмент с погашенными займами за последний год без блокирующих факторов и присваивает каждому клиенту значение от 0 до 100, где 0 — минимальная вероятность конверсии, а 100 — максимальная. Если клиент раньше брал займы без напоминания, он не получит SMS.

Затем данные передаются в Mindbox — у клиентов проставляется соответствующее значение в дополнительном поле (необязательное поле в профиле, куда можно зашить нужную компании информацию).

Клиент попадает под условия массовой маркетинговой рассылки, но получает SMS только в том случае, если ML-модель присвоила ему больше 50 баллов.

Как убедились в корректности ML-алгоритма с помощью AB-тестирования Mindbox

Марина Кочеткова, CRM-маркетолог MoneyMan:

«Алгоритм разработали до подключения Mindbox — около двух месяцев он работал с другой платформой клиентских данных. К моменту интеграции с Mindbox нужно было снова проверить корректность алгоритма из-за того, что изменились условия выдачи займов: правила ЦБ и наша политика скидок. Это могло повлиять на поведение клиентов.

Необходимо было проверить эффективность ML-алгоритма, но прежде — убедиться в том, что функционал AB-тестов Mindbox работает корректно. Для этого провели AA-тест: разделили получателей SMS на две группы и отправили им одинаковое сообщение. Если между группами нет разницы в конверсии, то разделение происходит случайным образом. Тест это и показал со статистической достоверностью 95%. Затем провели AA-тест еще два раза с аналогичным результатом».

Для тестирования самого алгоритма разделили получателей SMS с предложением повторного займа на три группы:

  1. 80% сегмента попали под действие алгоритма и получали SMS, только если алгоритм присвоил им больше 50 баллов.
  2. 10% получали SMS в любом случае, без присвоения баллов.
  3. 10% попали в контрольную группу и не получали SMS в любом случае.

    По результатам теста оказалось, что у 80% из первой группы конверсия выше, чем у тех, кто получал SMS в любом случае. Статистическая достоверность — 95%. Это означает, что ML-алгоритм работает корректно: компания экономит на SMS, при этом не снижая конверсию в заявку. Если бы оказалось, что конверсия основной группы ниже, чем у второй и особенно третьей, контрольной, это бы означало, что модель работает некорректно и ее нужно переобучать. Разделение на три группы используют при каждой рассылке, чтобы вовремя заметить, если модель начнет хуже отрабатывать.

    Конверсия в заявку у группы, которую отобрал алгоритм, оказалась на 4,86 п. п. выше, чем у обычной рассылки, и на 5,63 п. п. выше, чем у контрольной группы. 

    Руслан Салихов, Head of direct marketing MoneyMan:

    «После того как мы убедились в эффективности ML-алгоритма, нужно было настроить отправку SMS с учетом скор-модели. В этом нам тоже помог Mindbox. Маркетологу не нужно каждый раз заново делить сегмент на группы с ML-алгоритмом, без него и контрольную группу. Для каждого сценария аудитория разделена на автообновляющиеся подсегменты, меняем просто текст SMS.

На двух сценариях с предложением повторного займа экономим 5 часов работы в неделю. Знаем это потому, что вручную выгрузить клиентов из базы данных и загрузить в SMS-агрегатор занимает около 2,5 часов для каждой рассылки».

Планы

Протестировать ML-алгоритм в каскадных рассылках: мобильный пуш плюс SMS. Использование нескольких каналов может повлиять на конверсию: важно убедиться, что модель будет работать корректно.

Результат

50% — экономия на SMS, 1 месяц — экономия работы бизнес-аналитиков и разработчиков, 5 часов в неделю — экономия времени маркетолога за счет автоматической передачи данных в Mindbox (по данным внутренней отчетности MoneyMan за 2 месяца).

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Рейтинг BBB- от «Эксперт РА»«Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Moneyman на уровне BBB-, прогноз стабильный
12 лет на микрофинансовом рынкеКомпания основана в 2012 году, она стала первым сервисом займов в России, работающим 100% онлайн
45,8 млрд руб. выдано за 2023 г.Топ-3 МФО России по объему выданных микрозаймов (рэнкинг «Эксперт РА»)
7,1 млрд руб. рабочий портфель1 место на рынке среди небанковских МФО по размеру рабочего портфеля займов (рэнкинг Эксперт РА)
2,4 млрд руб. чистая прибыльТоп-3 МФО России по объему чистой прибыли за 2023 год (рэнкинг Эксперт РА)

Профиль

Дата регистрации07.06.2011
Уставной капитал102 900 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер. г. муниципальный округ Филевский парк, ул. Василисы Кожиной, д. 1, офис Д13
ОГРН 1117746442670
ИНН / КПП 7704784072 773001001

Контакты

Адрес 121096, Россия, г. Москва, ул. Василисы Кожиной, д. 1, офис Д13

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия