Как управлять эмоциями: практические советы
В жизни меняется контекст, а исход остается прежним? Эксперт Анастасия Бутова-Никишина уверена: всему виной эмоции, которые управляют намиAgile-консультант: более 5 лет опыта. Клиенты банковского и страхового секторов, а также металлургии и нефтегазовой отраслей. Эксперт в области эмоционального интеллекта. Executive-коуч и конфликтолог
Бывает, что ко мне обращаются за советами, как начать контролировать свои эмоции и не давать им выплеск в самый неподходящий момент.
Давайте разберемся с таким запросом, и перед тем как приступить к практическим рекомендациям, для начала вспомним с вами, что такое Эмоциональный интеллект.
Стоит сказать большое спасибо Дэниелу Гоулману за популяризацию Эмоционального интеллекта, однако, в процессе популяризации произошла и небольшая подмена понятий, мелочи, но именно в них кроется дьявол.
Эмоциональный интеллект — это EI, не EQ
Emotional Intelligence [EI] — интеллектуальное управление эмоциями и использование эмоций для решения задач
Emotional Quotient [EQ] — коэффициент эмоциональности показывающий силу проявления эмоций
Эмоциональный интеллект — когнитивная способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления, действий и принятия решений.
Теперь, что касается «контролировать» свои эмоции. В эмоциональном интеллекте нет такого понятия как «контролировать» и тем более «подавлять», есть понятие «регулировать», т.е. «управлять».
Способны ли люди научиться управлять своими эмоциями? У меня для вас хорошая новость и не очень.
Хорошая новость заключается в том, что вы действительно способны научиться управлять своими эмоциями, не очень хорошая — на это требуется время и частенько наставник.
Приведу пример с ребенком. Когда ребенок хочет кушать, он тут же оповещает об этом окружающих, ребенок не умеет еще ждать. Со временем мы учимся управлять своим желанием, своим позывом.
И если вы думаете, что самое сложное — это понять готов ли выпустить свои эмоции здесь и сейчас, разочарую вас, — это не так. Самое сложное, осознать, идентифицировать свою эмоцию, затем проанализировать насколько она подходит под ситуацию и если не подходит, заменить на подходящую, а возникшую эмоцию затем выпустить в мирное русло.
Что нам помогает в идентификации? — наше тело, то как оно реагирует позволяет нам понять, что с нами происходит, то как мы дышим, помогает нам понять что с нами, то как мы говорим, помогает понять другим, что с нам.
Давайте соберем это в алгоритм:
Для лучшего понимания как это работает, приведу несколько кейсов.
Кейс 1: встреча Олега с начальником. У Олега высокий ЭИ.
У Олега все было хорошо на контракте, заказчик говорил, что ему все нравится, все хорошо. Внезапно в один день, его вызывает к себе начальник и говорит, что заказчик абсолютно не доволен работой Олега. У Олега недоумение, внутри злость. Однако, Олег хорошо понимает, что эти эмоции ему никак не помогают, защитная реакция и диалог «Да как так, он же мне говорил...» куда-то его конечно приведут, но не факт, что туда куда надо... Спокойненько выдохнув и, переключившись на эмоции «интерес» и «доверие», Олег поинтересовался у начальника, что произошло. Олегу важно было конструктивно найти выход из сложившейся ситуации. После встречи Олег пошел в спортзал и сбросил все то напряжение, которое он поставил на паузу в момент диалога с начальником.
Кейс 2: диалог Петра после получения предложения написать заявление по соглашению сторон. У Петра низкий ЭИ.
Петр был одним из разработчиков и вот в один день его вызывает руководитель на диалог. Зайдя к руководителю, Петр понял, что диалог будет не простой, так как помимо руководителя на встрече был сотрудник HR. На встрече Петру сказали, что у него плохие показатели, напомнили, что проводили с ним уже несколько раз беседы один-на-один, где он обещал исправиться, но ничего не менялось и в итоге компания приняла решение расстаться с ним по соглашению сторон. Петр был ошеломлен, на его лице начали проступать пятна и он начал орать на руководителя и HR, говорил, что подаст в суд, что они не имеют права. Его гнев зашкаливал и казалось что вот-вот он начнет чем-то кидаться. Опытному HR и руководителю удалось остановить весь поток гнева Петра. Петр же, выйдя со встречи, сел на свою грядку и начал всем говорить «Нет, ну вы слышали какая наглость? Да я на них в суд подам»...
У кейса 2 еще долгая история, однако, для этой статьи перейду сразу к тому, что важно: когда у Петра начала подходить эмоция злости и брать большие диапазоны приближаясь к гневу, Петр не остановил этот поток, не переключился и даже не попросил взять паузу... Петр мог осознать, что он гневается, но совершенно не просчитал, куда это его приведет.
Как говорил Л.Н. Толстой «То, что начато в гневе, кончается в стыде».
Что бы Петр мог сделать по-другому? Вы можете подумать сами: предложить подышать, выпить воды, принять расслабленную позу, а лучше вообще перестать дышать, чтобы мозг переключился на самозащиту и ушел от яркой эмоции, я же скажу лишь про приложение гнева: весь свой гнев, который был направлен на «подам в суд» и т.д. Петр мог направить на поиск новой работы и реализацию задач.
Если же вдруг, читая данный кейс, вы понимаете, что не чувствуете своего тела, дыхания, тех сигналов, которые вам даются, то я рекомендую посмотреть в сторону инь-йоги, где вы не только научитесь фокусироваться на своем дыхании и теле, но и также научитесь выключать «дискотеку» в своей голове, т.е. останавливать мысли и быть здесь и сейчас.
Между стимулом и нашей реакцией находится наш эмоциональный интеллект. Чем он более развит, тем более адекватна наша реакция.
Очень многое еще можно написать по данной теме, однако пора завершаться. Желаю всем быть осознанными диджеями своих эмоций.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети