Мешает ли застенчивость карьерному росту
Елена Стрижкова, HR бизнес-партнер АО «Свой Банк» — о том, как застенчивость сотрудника может влиять на карьеруHR-эксперт в финансовой отрасли. Владеет экспертизой в области подбора и оценки персонала, внутренних коммуникаций, корпоративной культуры.
Согласно недавнему исследованию кембриджских ученых, застенчивость является чертой, которая может существенно влиять на карьеру человека. Авторы подчеркивают, что застенчивые люди часто сталкиваются с трудностями в социальной и профессиональной сферах из-за страха негативной оценки со стороны коллег и руководителей.
Действительно, чрезмерная застенчивость может негативно сказываться на карьере. Стеснительные люди часто избегают социальных взаимодействий, боясь негативной оценки со стороны окружающих. В условиях, где успех зависит от командной работы, уверенного общения и эффективного взаимодействия с коллегами и клиентами, застенчивым людям бывает сложно продемонстрировать свои способности. В профессиональном плане застенчивость может затруднить их публичные выступления, презентации, участие в групповой работе, общение с руководством, а также принятие важных решений, т.е. те действия, которые требуют уверенности в себе. Такой страх может привести к развитию т.н. синдрома самозванца, когда человек чувствует себя недостаточно компетентным для занимаемой должности, что только усиливает его неуверенность, робость и страх. Кроме того, стеснительные сотрудники, которые проявляют меньшую активность на совещаниях и избегают участия в обсуждениях, могут восприниматься коллегами и руководством как менее вовлеченные и даже не заинтересованные в достижении поставленных бизнес-целей, что может отрицательно сказаться на карьерных перспективах.
Как правило, люди склонны делать выбор в пользу более общительных и уверенных в себе людей, поскольку такие качества напрямую ассоциируются с развитыми лидерскими способностями, надежностью и компетентностью. В современной корпоративной культуре высоко ценятся коммуникативные навыки и умение продвигать свои идеи. Все более важными уже на этапе отбора становятся гибкие навыки или soft skills, — они тщательно проверяются в ходе собеседований. Особое внимание уделяется навыкам общения и умению вести себя в стрессовых ситуациях, что может оказаться проблемой для застенчивых людей. Сегодня работодатели стремятся найти не просто хороших специалистов, но сотрудников, способных эффективно работать в команде и брать ответственность за результат. Работа над своими гибкими навыками поможет преодолеть застенчивость и выделиться среди других кандидатов.
По данным крупнейшей социальной сети для профессиональных контактов LinkedIn, в 2024 году в список наиболее ценных soft skills входят именно навыки общения и командной работы, лидерские и управленческие качества. В деловом мире, где ключевую роль играет человеческий фактор, особо ценятся умения общаться и договариваться, вести переговоры, предоставлять конструктивную обратную связь, ясно выражать свои мысли и идеи и продуктивно взаимодействовать с коллегами и клиентами. Это показывает с какими сложностями в текущей бизнес-среде могут столкнуться застенчивые сотрудники.
Вместе с тем не каждая должность требует высокоразвитых soft skills. Как правило, на позициях низшего звена и должностях, не связанных с непосредственными коммуникациями с клиентами и подрядчиками, требования к коммуникативным навыкам ниже. Здесь на первый план выходят hard skills — узкоспециализированные навыки, необходимые для выполнения служебных обязанностей. Застенчивые люди нередко обладают глубокими знаниями, вниманием к деталям и высокой степенью ответственности, умеют слушать и анализировать информацию, что позволяет им достигать успеха в своих областях.
Однако для продвижения по карьерной лестнице не обойтись без развитых гибких навыков, а значит, преодоления стеснительности. Ведь для успешного выполнения обязанностей на руководящей должности необходимы продвинутые лидерские качества. Хороший менеджер должен уметь делегировать задачи, разъяснять цели, мотивировать и направлять подчиненных, представлять результаты и нести за них ответственность. Чем выше сотрудник продвигается по корпоративной иерархии, тем шире круг его коммуникаций, тем в большей мере он становится мотиватором для своей команды. Поэтому при выборе между двумя кандидатами на повышение, равными по hard skills, руководство будет оценивать их гибкие навыки. В таком случае преимущество получит, конечно, не тот, кто все время остается в тени из-за чрезмерной застенчивости, а тот, кто может брать на себя ответственность, четко и уверенно ставить задачи и излагать свои идеи, грамотно вести диалог с коллективом.
Впрочем, застенчивость не обязательно должна быть непреодолимым препятствием для успешной карьеры. Существуют стратегии и методы, которые могут помочь таким сотрудникам справляться с трудностями и развивать необходимые навыки. Важно, чтобы как сами сотрудники, так и их работодатели понимали, что работа над этими аспектами может привести к значительным улучшениям для всех заинтересованных сторон.
И замечательно, что сегодня многие компании осознают важность инвестиций в создание комфортной рабочей среды, позволяющей каждому сотруднику раскрыть свои сильные стороны, независимо от каких-то личностных характеристик. Полезны программы расширенного онбординга, которые помогают новым сотрудникам лучше адаптироваться к рабочей среде и почувствовать себя частью команды. Они могут включать в себя регулярные встречи с наставниками, участие в командных мероприятиях и тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков. Так, тренинги по развитию навыков публичных выступлений помогают преодолеть страх перед аудиторией и учат уверенно и ясно излагать свои мысли. Менторские программы в свою очередь дают застенчивым сотрудникам возможность получать поддержку и советы от более опытных коллег, что положительно сказывается на компетенциях, а отсюда и в уверенности в своих силах. Благодаря подобным мерам и в условиях всесторонней поддержки сотрудников со стороны компании потенциальные проблемы, связанные с застенчивостью, теряют свое значение и перестают быть барьером на пути к профессиональному успеху.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети