Семейное образование: как изменятся правила игры для родителей и учеников
Какие изменения затронут семьи, выбравшие семейное обучение, и как государство планирует их поддерживать? Рассказывает эксперт Анастасия Колпакова-КалмыковаЧлен правления Краснодарского регионального отделения СЖР, руководитель Клуба женщин предпринимателей СЖР
В беседе с Анастасией Колпаковой-Калмыковой, экспертом и основателем центра «СОтворчество», членом общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, мы обсудим, что именно изменится для семей, выбравших путь семейного образования, какие возможности и ограничения несут нововведения и как государство собирается поддерживать семьи, обучающие детей дома.
Анастасия, семейное образование сегодня становится все более актуальной темой. Какие основные изменения вы наблюдаете в этой области в последние годы?
Анастасия Колпакова-Калмыкова: Действительно, семейное образование становится все более популярным, особенно в условиях, когда родители стремятся к индивидуализированному подходу в обучении своих детей. Согласно данным исследования Московского городского педагогического университета (МГПУ), с кем сотрудничает наша АНО Национальная Лига СО, количество учащихся в 2023 году составляло уже 174,7 тысяч, что в 10 раз больше по сравнению с 2016 годом. Однако в последнее время появились новые вопросы.
Один из них — введение прокторинга для дистанционной сдачи промежуточной аттестации (ПА). Это вызвало широкий резонанс среди родителей, и можно выделить три основные группы реакций. Первая — это те, кто воспринял изменения спокойно, понимая, что «лафа» рано или поздно должна была закончиться. Вторая группа — это те, кто считает, что если бы о нововведениях молчали, возможно, все бы обошлось. И, наконец, третья группа убеждена, что эти изменения их не касаются. Однако реальность такова, что прокторинг становится обязательным для всех дистанционных форм сдачи аттестации. Радует, что большая часть родителей восприняла спокойно. Наши дети учатся, поэтому уверенно все сдадут.
Расскажите подробнее, что собой представляет прокторинг и какие вопросы он вызывает у родителей?
Анастасия Колпакова-Калмыкова: Прокторинг — это система, которая контролирует условия сдачи экзаменов или промежуточных аттестаций в онлайн-формате. Основная цель — выявить нарушения, такие как использование шпаргалок или сторонней помощи. Контроль может быть разным: от онлайн-наблюдения человеком до записи видео экзамена с последующей проверкой проктором.
Многие родители обеспокоены тем, как это может повлиять на детей, особенно младшего школьного возраста. Прокторинг помогает обеспечить честность экзаменационного процесса. Важно понимать, что школа обязана фиксировать условия проведения аттестации, а не только ее результат. Если школа выбрала дистанционный формат, то отказ от прокторинга невозможен.
Недавно вступили в силу изменения, которые касаются дистанционного обучения и аттестации. Как они повлияли на семейное образование?
Анастасия Колпакова-Калмыкова: Важное нововведение заключается в том, что теперь все образовательные организации, в том числе школы, колледжи и вузы, обязаны до 1 мая каждого года уведомлять о применении дистанционных технологий в следующем учебном году. Родители детей на семейной форме обучения должны быть в курсе этих изменений. При этом, если аттестация будет проводиться дистанционно, ее нужно сдавать с прокторингом, иначе — очно. Также в случае, если родители не согласны с дистанционной формой, они могут подать заявление, и школа обязана организовать очную сдачу ПА.
Как быть родителям, которые не хотят, чтобы их дети сдавали аттестацию дистанционно?
Анастасия Колпакова-Калмыкова: Родители могут подать заявление об отказе от дистанционного формата, тогда школа обязана организовать очную аттестацию. Однако отказ от прокторинга при дистанционной форме невозможен. Прокторинг будет применен в любом случае — будь то онлайн наблюдение или запись процесса с последующим просмотром.
Вопрос, касающийся записи видеоматериала во время сдачи ПА, вызывал особое беспокойство. Нужно ли школе хранить эти видеозаписи и как долго?
Согласно пункту 22 постановления, школа обязана хранить результаты аттестации, а не видеозапись процесса сдачи. После составления протокола проктором и истечения срока на возможную апелляцию, видеозаписи можно удалить.
Должна ли школа делать отметку в справке о том, что аттестация проводилась дистанционно с прокторингом?
Нет, это необязательно. Каждое учебное заведение самостоятельно решает, как выглядит справка и какую информацию она содержит. Однако при предоставлении такой справки в другую школу, она обязана принять ее. При этом, школа проверяет полученные результаты и легитимность справки, запрашивая информацию в учебном заведении, где ребенок сдавал ПА. Таким образом, другая школа может запросить информацию о прокторинге. Если этой информации нет, школа имеет право не зачесть справку.
Из этого следует, что школы не обязаны указывать информацию о прокторинге в справке, так как при необходимости ее можно запросить отдельно. Тем не менее, для упрощения документооборота школа может включать сведения о прокторинге в справку.
Подводя итог, прокторинг — это не так страшно, но обязательно. Существует несколько видов прокторинга, и с некоторыми из них мы уже сталкивались.
Анастасия, сейчас среди экспертов в сфере семейного образования активно обсуждаются возможные меры поддержки для семей, которые выбрали этот путь, а также учреждений, которые ведут образовательную деятельность. Какие из предложений вы считаете наиболее важными?
Анастасия Колпакова-Калмыкова:
Во-первых, введение налоговых льгот для тех, кто инвестирует в систему образования. Это позитивная мера, однако хотелось бы, чтобы льготы распространялись не только на инвесторов, но и на тех, кто непосредственно занимается образовательной деятельностью: частные школы, детские сады и центры дополнительного образования. Для них государственная поддержка особенно важна.
Еще одно предложение — создание государством общедоступных электронных медиа для образовательных целей с предоставлением им льгот и грантов. Пока непонятно, коснется ли это инфлюенсеров с крупными аккаунтами, которых планируют приравнять к СМИ.
Кроме того, важно, что обучающиеся на семейной форме образования смогут получать стипендию, если в учебном заведении предусмотрены такие выплаты для других форм обучения.
Одним из острых вопросов является тема компенсации родителям средств за обучение детей в семье. Можете рассказать об этом подробнее?
Родители, чьи дети получают образование в семье и успешно сдают промежуточные и/или государственные итоговые аттестации, должны рассчитывать на денежную компенсацию по региональному нормативу. Родители тратят много средств на репетиторов, учебные материалы и другие ресурсы.
Однако есть вопросы. Например, по какому региональному нормативу будет рассчитана компенсация, если ребенок прописан в одном регионе, а сдавал экзамены в другом? Источник финансирования также не уточнен. Мы надеемся, что эти моменты будут прояснены в ближайшем будущем.
Как вы оцениваете предложенные изменения в процедуре государственной итоговой аттестации?
Предложение заключается в том, чтобы государственная итоговая аттестация по программам среднего общего образования могла проходить в форме ЕГЭ по желанию ученика. Это важно, потому что сейчас есть выбор между ЕГЭ и другими формами экзаменов. Однако возникает вопрос: если ученик не хочет сдавать ЕГЭ, какие будут альтернативы? Возможно, справка вместо аттестата, но ясности пока нет.
Также обсуждается увеличение обязательных предметов на итоговой аттестации, таких как история и литература. Эти предметы сложные, и не всем может быть необходим уровень ЕГЭ по ним.
Какие еще изменения обсуждает сообщество родителей детей на СО?
Например, ограничение наполняемости классов: не более 20 учеников в начальной школе и 25 — в основной и средней. Это хорошая инициатива, но в некоторых регионах уже есть классы с численностью до 40 человек. Как будут перераспределяться ученики, если нормативы будут жестко фиксированы? Этот вопрос требует дополнительных разъяснений.
Также встает вопрос, смогут ли обучающиеся на семейном образовании зачисляться в школы как экстерны на весь период или на отдельный учебный год по своему желанию. В текущем законодательстве именно родители решают, когда их ребенок будет проходить аттестацию, что закреплено приказом Министерства Просвещения. Здесь важно, чтобы родители сохраняли возможность гибкого выбора, когда и как их ребенок будет проходить аттестации.
Мы видим отражение наших инициатив и продолжим добиваться, чтобы позитивные изменения были поддержаны, а спорные моменты — уточнены.
Главное, чего мы добились своей работой АНО Национальная Лига СО с Министерством Просвещения, это то, что государство признает семейное образование как полноценную форму обучения и готово поддерживать родителей. Компенсации позволяют снять часть финансового бремени, а это, в свою очередь, привлечет больше семей к этой форме обучения. Важно, чтобы законодательство четко определяло, как будет происходить эта компенсация, чтобы избежать бюрократических сложностей.
Мы надеемся, что в ходе дальнейшего обсуждения эти моменты будут уточнены, и семейное образование станет еще более доступным и поддержанным государством.
Источники изображений:
Личный архив Анастасии Колпаковой-Калмыковой
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети