Что такое аутсорсинг: плюсы, минусы, перспективы
Объясняет, а также делится профессиональным мнением о перспективах направления в России эксперт в области бухгалтерского учета Ольга Толкачева

Собственник, 70+ компаний с оборотом более 800 млн рублей на сопровождении
Что такое аутсорсинг
Аутсорсинг представляет собой процесс передачи непрофильных задач и функций компании внешним организациям. Он подразумевает сотрудничество с внешним поставщиком услуг, который берет на себя определенные бизнес-процессы на постоянной или временной основе.
При аутсорсинге услуги выполняются работниками аутсорсинговой компании на ее территории. Этот термин произошел от английского выражения outer source using, что можно интерпретировать как «использование внешних ресурсов».
В России аутсорсинг широко применяется в следующих областях:
- IT-обслуживание (включая поддержку оборудования и программного обеспечения. По данным исследования, рост спроса на аутсорсинг в сфере IT в 2022 году увеличился на 18%);
- Строительство (реализация проектных задач в сфере сооружения и ремонта);
- Бухгалтерский учет (управление финансовой отчетностью, расчеты по заработной плате, налогам и проведение платежей).
Отличия аутсорсинга от аутстаффинга
Аутсорсинг и аутстаффинг являются двумя распространенными моделями привлечения внешнего кадрового потенциала для выполнения задач в интересах компании-заказчика. Между ними существуют определенные отличия, однако оба варианта можно рассматривать как формы кадрового субподряда. В обоих случаях работники входят в штат либо аутсорсинговой, либо аутстаффинговой компании, которая отвечает за их зарплату и все связанные с этим кадровые вопросы.
Аутстаффинг (с англ. outstaffing: вывод персонала за пределы штата) — это вид сотрудничества, при котором компания-заказчик «арендует» работника у компании-подрядчика. Аутстаффинг — особый вид трудовых отношений, при котором трудоустройство сотрудника имеет место в одном предприятии, а фактическая работа осуществляется в другом.
Ключевое различие между аутсорсингом и аутстаффингом заключается в предмете договора. В рамках аутсорсинга работодатель обращается за определенной трудовой услугой — например, юридической или бухгалтерской поддержкой, не заботясь о том, кто именно будет выполнять эти функции. То есть он не осуществляет найм конкретного специалиста — он приобретает услугу. В отличие от этого, аутстаффинг подразумевает, что работодатель заказывает конкретные трудовые ресурсы с необходимыми требованиями, такими как квалификация, стаж и другие параметры, что говорит о большем внимании к индивидуальным характеристикам специалистов.
Выделим еще несколько отличительных признаков:
- В договоре аутсорсинга объектом является выполнение определенной услуги, где всегда обозначаются границы ответственности, тогда как в аутстаффинге предметом договора будет являться предоставление персонала;
- Работники аутсорсинговой компании оказывают услуги на территории исполнителя, а работники аутстаффинга — на территории заказчика;
- Оплата за услугу при аутсорсинге рассчитывается из объема оказанных услуг, тогда как при аутстаффинге — за трудовые ресурсы, чаще всего измеряемые в часах;
- Сотрудник аутсорсинговой компании подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка компании-аутсорсера, тогда как сотрудник-аутстаффер находится в ведении заказчика — например, в его магазине или на производстве с соблюдением установленного там режима.
Как работает аутсорсинг
Аутсорсингом может воспользоваться любой предприниматель или организация. Компания-аутсорсер своими силами подбирает сотрудников для оказания услуг, принимает их в штат, оборудует рабочие места, обеспечивает необходимыми ресурсами и обучением за свой счет. Заказчик заключает договор с компанией-аутсорсером на оказание услуги — это могут быть абсолютно разные услуги, начиная от кадровой работы и заканчивая бухгалтерским и юридическим сопровождением. По завершении периода или оказания необходимого объема работ подписывается акт и производится оплата на расчетный счет аутсорсинговой компании.
Плюсы аутсорсинга
Аутсорсинг позволяет компаниям сфокусироваться на решении стратегических задач, что ведет к повышению эффективности и конкурентоспособности. Я всегда говорю клиентам, что каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается и тем, в чем он профессионал. Вот некоторые из основных плюсов аутсорсинга:
- Снижение затрат. Аутсорсинг позволяет компании избежать расходов на содержание штатных сотрудников, включая зарплаты, социальное страхование, обучение и оборудование рабочих мест;
- Доступ к экспертным знаниям. Компании могут получить доступ к специалистам высокого уровня, которые обладают необходимыми знаниями и опытом в определенных областях;
- Повышение эффективности. Передача непрофильных функций сторонним организациям позволяет сосредоточиться на основной деятельности компании;
- Гибкость ресурсов. Аутсорсинг дает возможность быстро реагировать на изменения в бизнесе, увеличивая или уменьшая объем предоставляемых услуг в зависимости от потребностей компании;
- Улучшение качества услуг. Многие аутсорсинговые компании имеют строгие стандарты качества и системы контроля, что гарантирует высокий уровень оказываемых услуг;
- Сокращение времени на выполнение задач. Внешние подрядчики часто имеют более эффективные процессы и технологии для выполнения определенных задач, что позволяет сократить время выполнения работ;
- Минимизация рисков. Привлечение сторонних организаций для выполнения определенных функций может снизить риски, связанные с наймом и обучением персонала;
- Расширение возможностей. Аутсорсинг может помочь компании расширить свои возможности без необходимости значительных инвестиций в инфраструктуру или персонал;
- Концентрация на инновациях. Фокус на собственных ключевых компетенциях позволяет компании быстрее внедрять инновации и улучшать свою продукцию или услуги.
Минусы аутсорсинга
Несмотря на большое количество преимуществ, аутсорсинг имеет свои недостатки, и вот основные из них:
- Потеря контроля над определенными функциями, переданными на аутсорс;
- Возможное снижение качества услуг при неправильном выборе подрядчика;
- Зависимость от внешних факторов. Поставщик может поднять цены на свои услуги или вовсе прекратить деятельность, что приведет к необходимости в срочном порядке искать нового подрядчика и перестраивать бизнес-процессы;
- Риск нарушения конфиденциальности. При работе с внешними подрядчиками возникает риск утечки конфиденциальной информации о компании;
- Дополнительные затраты. В некоторых случаях аутсорсинг может стать причиной увеличения затрат, особенно если выбранный подрядчик завышает цены на свои услуги.
Перспективы аутсорсинга в России
Перспективы аутсорсинга в России на самом деле достаточно благоприятны. В настоящее время многие компании успешно развиваются и имеют многомиллионную выручку, при этом не имея арендованных офисов и сотрудников в штате.
С каждым годом спрос на услуги аутсорсинга увеличивается, а качество предоставляемых услуг становится все выше. Руководители аутсорсинговых компаний заинтересованы в обучении своих сотрудников и автоматизации большинства бизнес-процессов, а также во внедрении современных систем контроля и учета. Грамотное управление процессом аутсорсинга может минимизировать все возможные риски и максимизировать преимущества, повышая рентабельность и давая вашему бизнесу возможность расти и качественно развиваться.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Рубрики


