Как зарегистрировать компанию в Армении
Армения привлекает бизнес выгодными налогами, поддержкой IT-сектора и упрощенной процедурой регистрации для иностранцев

Юридическое сопровождение процессов открытия компаний за рубежом, открытие банковских счетов нерезидентам, оптимизация налогообложения, международное право, ведение отчетности зарубежных компаний
С 2022 года наблюдается стремительный рост числа российских компаний, которые выбирают Армению для переноса или открытия своего бизнеса. Для многих бизнесменов Армения оказалась «окном в мир»: страна, сохраняя дружеские и экономические связи с Россией, предоставляет бизнесу выход на глобальный рынок через относительно либеральные и прозрачные механизмы регистрации предприятий.
В чем привлекательность Армении для бизнеса из России и стран СНГ
Одна из главных причин востребованности юрисдикции — благоприятный налоговый климат. Армения применяет три основных налоговых режима: общий, упрощенный (для малого бизнеса с оборотом до определенного лимита) и патентный. Основная ставка налога на прибыль составляет 18%, а налог на дивиденды всего 5%. Для вновь образованных компаний и стартапов предусмотрены налоговые льготы, что дополнительно стимулирует открытие бизнеса именно здесь.
Армения отличается стабильностью банковской системы и лояльностью ряда банков к нерезидентам. В стране присутствуют не только национальные, но и международные банки, открывающие счета для юрлиц с минимальным пакетом документов. Процедура идентификации клиентов проходит в ускоренном режиме, а большинство услуг доступны на русском и английском языках. В условиях санкционного давления такой подход дает компаниям из России и других стран дополнительную гибкость для международных расчетов и ведения внешнеэкономической деятельности.
Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что Армения подписала ряд межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения — в частности, с Россией, странами ЕС, США и другими государствами. Это позволяет существенно снизить налоговые риски при трансграничных операциях, делает ведение международного бизнеса более прозрачным и предсказуемым.
Среди других ключевых аспектов следует выделить относительно невысокие расходы на ведение бизнеса: стоимость аренды офисных помещений, коммунальных услуг, заработных плат персоналу в Армении остается заметно ниже, чем во многих странах Европы и СНГ. Это позволяет предпринимателям оптимизировать операционные расходы и сосредоточиться на развитии ключевых направлений своего бизнеса без существенного увеличения себестоимости продукции и услуг.
Процедура регистрации компании в Армении
I — Выбор наименования
В Армении регистрация юрлица, а именно ООО, предполагает выполнение ряда строго регламентированных процедур, одной из которых является выбор и утверждение фирменного наименования. Наименование будущего ООО — не просто формальность, а важная и обязательная часть процесса регистрации, отражающая как индивидуальность компании, так и ее юридическую определенность. Корректно выбранное название дает компании правовую защиту от недобросовестных конкурентов, облегчает коммуникацию с государственными органами, клиентами и контрагентами, а также формирует имидж и доверие к бренду на рынке.
При выборе наименования важно учитывать его уникальность и возможность отличить организацию от других субъектов хозяйствования. Для подтверждения уникальности и избежания дублирования проводится обязательная проверка выбранного наименования по базе данных Госреестра юрлиц Армении. Инициатор регистрации предоставляет один или несколько вариантов наименования, которые подлежат анализу на предмет их свободного и допустимого использования. Осуществление проверки наименования осуществляется в уполномоченном государственном органе, отвечающем за ведение реестра юридических лиц. Срок проведения такой проверки на возможность государственной регистрации выбранного наименования составляет 24 часа с момента поступления запроса.
Закон также устанавливает определенные ограничения относительно используемых слов и выражений в фирменных наименованиях. Наименования не могут содержать слова «банк» или «страхование», а также производные и однокоренные слова, указывающие на деятельность в данных сферах, если у заявителя отсутствует соответствующая государственная лицензия. Подобные ограничения направлены на защиту интересов потребителей и предотвращение недопустимого введения их в заблуждение относительно деятельности организации.
Особое регулирование установлено для использования в наименовании слов «Армения» и «Армянский». Такие обозначения могут быть включены только после получения специального разрешения от Правительства Армении. Кроме того, согласно действующим нормативным актам, за использование данных слов в названии организации предусмотрена ежегодная государственная пошлина.
В обязательном порядке наименование должно быть составлено на армянском языке.
II — Непосредственно регистрация компании
Следующий этап связан с оплатой услуг по учреждению организации. Обычно это оплата работы юридических и консалтинговых компаний, а также госпошлин. Стоимость услуг зависит от сложности проекта.
Самым трудоемким этапом считается подготовка и комплектование пакета необходимых документов. Для учреждения компании в Армении, учредителям следует предоставить нотариально заверенные копии паспортов (гражданского и заграничного) директоров и учредителей, а также подготовить нотариально оформленную доверенность на представителя в Армении для взаимодействия с госучреждениями и банками. Особое место занимает нотариально заверенный протокол решения о создании компании и назначении первого директора, а также устав организации, который должен быть подписан учредителями после согласования финальной редакции всех положений.
Документы, оформленные за пределами Армении, подлежат обязательной передаче в оригинале в Ереван. Далее местные специалисты переводят их на армянский язык, а затем все переведенные копии проходят этап нотариального заверения в государственных органах юстиции.
Значимый этап учреждения — открытие расчетного счета в одном из армянских банков. Для этого необходимо предоставить полный пакет переведенных и заверенных учредительных документов. Минимальный размер оплаченного капитала определяется в зависимости от ОПФ компании; он должен быть внесен на открытый банковский счет до подачи основной заявки на регистрацию юрлица. Некоторые банки могут дополнительно запрашивать сведения о происхождении средств и деловой репутации учредителей.
После открытия банковского счета и внесения уставного капитала, наступает этап подачи документов в регистрирующий орган, который занимается официальной постановкой организации на учет. В Армении эту функцию выполняет Агентство государственного реестра юридических лиц при Министерстве юстиции. Подавать документы можно как лично, так и через доверенное лицо. Проверка и внесение сведений происходит в течение установленного времени, после чего учредители получают свидетельство о регистрации и официальную выписку.
Одновременно с регистрацией бизнесу необходимо встать на учет в налоговых органах республики. При этом определяются режим налогообложения, выбираются коды видов деятельности (OKVED), и при необходимости оформляется электронная подпись для ведения взаиморасчетов с государственными органами. Также в этот период могут возникнуть вопросы о необходимости постановки на учет в фонде социального страхования и получения соответствующих идентификационных номеров.
Для некоторых видов деятельности требуется получить специальные лицензии и разрешения. Список лицензируемых видов предпринимательства определяется местным законодательством и охватывает сектора, связанные с финансовыми, образовательными, транспортными, медицинскими или туристическими услугами, а также контролируемыми товарами и услугами. Нарушение требований по лицензированию может привести к приостановке работы либо административной ответственности.
Благодаря отработанным процедурам оформление бизнеса в Армении возможно без личного присутствия учредителей. В таком случае ключевая роль отводится представителю по нотариально заверенной доверенности. Все этапы — от сбора документов до взаимодействия с государственными инстанциями и открытия расчетного счета — выполняет доверенное лицо. Это особенно актуально для иностранных граждан, которые по различным причинам не могут присутствовать в стране лично.
Готовый пакет оригинальных документов с переводами хранится в офисе компании и может быть востребован при проверках со стороны государственных органов или для последующего внесения изменений в учредительные документы. Также после успешной регистрации компании потребуется получение печати, постановка на учет в муниципальных органах, оформление наемных сотрудников и регистрация трудовых договоров в госорганах, если фирма намерена вести текущую операционную деятельность.
Срок прохождения всех процедур без личного присутствия составляет в среднем от 10 до 14 рабочих дней. Тем не менее, возможны задержки, связанные с дооформлением документов, необходимостью получения справок из-за рубежа или дополнительной проверкой информации регистрирующими органами. Чем тщательнее подготовлен пакет документов, тем более прогнозируемый и быстрый будет процесс регистрации компании.
Структура Армянской компании
Ключевым элементом структуры управления любым ООО является назначение директора. По законодательству Армении, директор в ООО может быть только один, независимо от размера компании или масштабов ее деятельности.
Значимая особенность армянского законодательства заключается в том, что директор может быть как физическим, так и юрлицом. То есть, например, руководителем компании имеет право стать и зарубежная организация. Однако, несмотря на разрешенный статус юридического лица в качестве директора, на практике большинство армянских компаний назначают на эту должность физических лиц — резидентов Армении. Такой подход связан с рядом как бюрократических, так и бизнес-процессуальных нюансов. Местные банки и госорганы зачастую отдают предпочтение компаниям с местным руководством, поскольку это облегчает процедуру идентификации и упрощает коммуникацию при решении возникающих вопросов.
Для легального осуществления деятельности директору обязательно требуется оформление разрешения на работу. Оно позволяет иностранцу официально управлять компанией, подписывать документы, заключать сделки и представлять интересы ООО перед государственными органами или контрагентами. Процедура оформления разрешения на работу довольно отработана и занимает, как правило, от 1 до 5 рабочих дней. При этом комплект документов, подаваемых для разрешения, включает паспорт, подтверждение должности, а также иные бумаги, например, доверенность или документы, подтверждающие опыт работы.
Разрешение на работу автоматически предполагает и разрешение на пребывание в Армении сроком на 180 дней. Это ограничение позволяет иностранным директорам активно заниматься управленческой деятельностью, однако при необходимости продления срока пребывания руководители могут обратиться за получением Разрешения на временное проживание либо вида на жительство (ВНЖ). Получение ВНЖ предоставляет более стабильную основу для длительного нахождения в стране, открывает доступ к широкому спектру юридических и социальных услуг, а также выгодно сказывается на репутации бизнеса при взаимодействии с деловыми партнерами и банками.
Вместе с тем, вопреки формальной автономии процедуры назначения директора, местные регистраторы и консультанты часто рекомендуют в целях оптимизации работы и ускорения решения хозяйственных вопросов назначать местного резидента в качестве директора. Это не только отвечает стандартам и ожиданиям армянских финансовых и государственных институтов, но и снижает вероятность недопонимания, возникающего при разнице в законодательстве разных стран и особенностях документооборота. Такой подход позволяет минимизировать риски и сделать взаимодействие с контролирующими органами более эффективным.
Что касается системы корпоративного управления, в армянских обществах с ограниченной ответственностью отсутствует требование о наличии секретаря. Эта роль не предусмотрена в структуре управления ООО на законодательном уровне. По этой причине местным и иностранным учредителям не требуется назначать отдельного человека или организацию в качестве секретаря, что упрощает процесс администрирования бизнеса и снижает издержки на сопровождение деятельности фирмы. Подобная практика соответствует принципу упрощения структуры управления и является одним из преимуществ открытия бизнеса в Армении по сравнению с юрисдикциями, где секретарь является обязательным элементом.
В части формирования уставного капитала и структуры собственности законом предусмотрено минимальное требование к числу учредителей — их может быть один или несколько. Причем учредителем общества может быть как физическое, так и юридическое лицо независимо от страны регистрации. Этот подход позволяет иностранным инвесторам свободно формировать бизнес-структуры, адаптируя организацию к своим целям и задачам. Однако, при этом запрещено, чтобы единственным участником армянского ООО выступало другое хозяйственное общество, в котором, в свою очередь, числится только один учредитель. Эта норма призвана предотвратить злоупотребления корпоративной структурой и обеспечить прозрачность владения активами.
Высшим органом управления ООО в Армении выступает общее собрание его участников, что соответствует классическим принципам корпоративного контроля. Именно на этом собрании утверждаются ключевые направления деятельности компании, выбираются и освобождаются от должности директор, утверждаются годовые отчеты, распределяется прибыль, решаются вопросы реорганизации или ликвидации предприятия. Собрания могут проводиться как очно, так и заочно, что делает процесс управления более гибким и адаптируемым к современным условиям. Важной особенностью является возможность участия в собраниях как лично, так и через представителей по доверенности.
Практика управления в армянских ООО сочетает стандарты международного корпоративного права с локальными особенностями. Например, нередко встречается ситуация, когда формальный собственник бизнеса не совпадает с фактическим бенефициарным владельцем. В Армении на данный момент отсутствует централизованный публичный реестр бенефициаров, что значительно отличает местное регулирование от европейских или российских аналогов, где информация о конечных владельцах обязательна к раскрытию и находится в публичном доступе. Такой подход создает дополнительный уровень приватности для владельцев бизнеса и минимизирует риск раскрытия коммерческой тайны.
Тем не менее, несмотря на отсутствие обязательного раскрытия, компаниям все равно рекомендуется фиксировать информацию о своих бенефициарах во внутренних документах — это может потребоваться при взаимодействии с банками, при вступлении в сделки с иностранными компаниями или при проверках со стороны уполномоченных органов. По мере сближения национального законодательства Армении с международными стандартами (FATF, OECD и др.), обсуждается вопрос внедрения механизма публичного раскрытия бенефициаров с последующим созданием соответствующего реестра. Пока что бизнес может пользоваться преимуществами конфиденциальности и гибкости, что зачастую привлекает инвесторов из стран со строгими требованиями к открытости корпоративных структур.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



