РБК Компании

Тенденции онлайн продаж в России в 2023 году

Онлайн торговля набирает стремительные обороты в стране. За последние 3 года объем интернет-продаж в России вырос с 28 среднегодовых до 33 процентов
Тенденции онлайн продаж в России в 2023 году

Онлайн торговля набирает стремительные обороты в стране. За последние 3 года объем интернет-продаж в России вырос с 28 среднегодовых до 33 процентов и продолжает расти ежегодно. Каковы тенденции интернет-торговли в 2023 году в России разбираемся с ProMarket.Place, фулфилмент-компанией полного цикла.

Доля онлайн продаж растет в России ускоренными темпами. Большим скачком для развития стала самоизоляция в 2020 году в связи с пандемией COVID-19. Что интересно, тогда за покупками на маркетплейсы пришли люди старшего  возраста (от 55 лет), которые остались активными покупателями даже после снятия ограничений.

Укрепление бренда «российского маркетплейса»

Интернет-продажи не уступают, а только укрепляют свои позиции в торговле и в 2023 году. Так, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, продажи на интернет-площадках за январь-июнь 2023 года увеличились на 20% в сравнении с тем же периодом 2022 года и составили 2,7 трлн рублей. Их доля в общем объеме розничных продаж в стране составляет 12,7%.

И более 97,2% от общего объема — это продажи на российских электронных торговых площадках. Интернет-покупки на трансграничном рынке сократилась с 4,5% в 2022 году до 2,8% в первом полугодии 2023 года.

Данную статистику подтверждает и отчет Почты России, которая подсчитала, что в первом полугодии текущего года количество почтовых отправлений, поступивших в РФ от зарубежных интернет-магазинов, снизилось на 9% (54,6 млн штук). Самое значительное падение, более 50%, пришлось на EMS-отправления. 

Среди прочих факторов, негативно повлиявших на объемы иностранных отправлений, Почта России называет такой, как ускоренное развитие отечественных интернет-магазинов, в том числе улучшение качества услуг и расширение ассортимента. Так, интерес россиян уменьшился даже к китайским площадкам, потому что небольшая разница в цене уже не компенсирует долгого ожидания товара.

Укрепление бренда «российского маркетплейса» подтверждает исследование Data Insight, в котором говорится, что число заказов на Wildberries и Ozon выросло на 35% за первую половину 2023 года. Значительный рост рынка e-commerce в 2023 году вызван в основном за счет этих маркетплейсов. В июле этого года максимальная доля заказов на WB и Ozon достигла 77% от всех онлайн-заказов в России. На обеих площадках представлены тысячи селлеров, обеспечивающих полный и стабильный ассортимент. А пункты выдачи интернет-продавцов открываются по всей стране в больших количествах.

Распределение доли от общих продаж по регионам 

В 2023 году изменения коснулись также рейтинга топ-10 регионов России по продажам в сравнении с 2022 годом. Хоть тройка лидеров и осталась без изменений, но их показатели снизились:

  • Москва, как и всегда, возглавила рейтинг, но в объеме продаж ее доля снизилась до 18,4% (20,4% в первом полугодии 2022 года); 
  • Московская область — 9,2% (10,7% в первом полугодии 2022 года);
  • Санкт-Петербург — 6,2% (7,3% в первом полугодии 2022 года).

А вот почти во всех остальных регионах десятки лидеров доля от общего объема онлайн-продаж увеличилась в сравнении с первой половиной 2022 года:

  • Краснодарский край — 4,9% (4,4%);
  • Ростовская область — 2,9% (2,5%);
  • Свердловская область — 2,6% (без изменений);
  • Самарская область и республика Татарстан — 2,0% (увеличились показатели Татарстана);
  • Нижегородская область — 2,2% (2,1%);
  • Красноярский край — единственный регион, уменьшивший свою долю от общего количества продаж, — 1,8 % (2,1%).

На данные регионы приходится 52% от общего числа интернет-заказов в России. Рост продаж в регионах обусловлен политикой крупных онлайн-площадок. По всей стране строятся логистические центры, что увеличивает доступность товаров, улучшает сервис и создает рабочие места.

Рейтинг топ-5 самых популярных товаров

Данный рейтинг остался без изменений в 2023 году. Его возглавили товары категории «цифровая и бытовая техника». Таких товаров купили на 522,5 млрд рублей, что составляет 19,1% от всех интернет-покупок. Далее идут: 

  • «мебель и товары для дома» — 459 млрд рублей, 16,8%;
  • «одежда и обувь» — 427 млрд рублей, 15,6%;
  • «продукты питания» — 349 млрд рублей, 12,7%;
  • «красота и здоровье» — 225,5 млрд рублей, 8,2%.

Также стоит сказать, что московская программа поддержки местных брендов «Сделано в Москве» дала ощутимые результаты. Эта программа подразумевает помощь московским производителям в продвижении товаров на маркетплейсах. Так, например, после закуска витрины проекта на СберМегаМаркете оборот участников программы увеличился на 31%, а показатель среднего чека на 28%.

Количество продавцов на маркетплейсах в 2023 году

Торговля в Интернете занимает все большую долю рынка. Как при любом естественном развитии сферы глобального рынка, и направление e-commerce обрастает смежной индустрией услуг, как, например, профессиональный фулфилмент. 

Но сейчас большую популярность набирают обучения и курсы по торговле на маркетплейсах, некоторые из которых ориентированы, прежде всего, на заработок с учеников, и обещают высокие доходы и быстрые продажи при самых незначительных вложениях.

Любая торговля — это сложный комплексный процесс, требующий тщательного анализа рынка, конкурентов, отлаженной логистики, надежных поставщиков и прочего.

Наглядно реальную картину положения дел продавцов на маркетплейсах показывают исследования продаж на маркеплейсах MPGO, Shopstat и банка «Модульбанк».

Так, например, Wildberries заявляет о том, что на площадке работает 840 тысяч активных продавцов. Данные исследования же показали, что в августе 2023 года количество продавцов, у которых более 30 продаж в месяц, составляет 192 215. И всего 18% селлеров на WB имеют выручку более 1 млн в месяц.

Полная статистика по Wildberries — это:

  • 49,71% продавцов имеют оборот менее 100 тысяч рублей;
  • 23,92% — от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;
  • 8,32% — от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
  • 12,32% — от 1 млн до 5 млн рублей;
  • 3,83% — от 5 до 15 млн рублей;
  • 1,90% имеют оборот свыше 15 млн рублей.

Второй в России по популярности маркетплейс Ozon говорит, что на его площадке работает около 120 тысяч продавцов.

Рассматриваемое исследование показывает, что на Ozon 123 652 активных продавца. Зарабатывающих более миллиона здесь меньше — 13,05%. 

А полная статистика выглядит, так:

  • 55,32% продавцов имеют оборот до 100 тыс. рублей;
  • 24,43% — от 100 до 500 тыс. рублей;
  • 7,21% — от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
  • 9,22% — от 1 млн рублей до 5 млн рублей;
  • 2,33% — от 5 млн рублей до 15 млн рублей;
  • 1,50% оборот свыше 15 млн рублей.

В приведенных данных подсчитан оборот продавцов, а если принимать во внимание затраты на покупку товара, упаковку, логистику и хранение, то число зарабатывающих на маркетплейсах ежемесячно крупную сумму будет еще меньше. Стоит очень внимательно подходить к организации процесса продаж, не очень полагаясь на многообещающие курсы, гарантирующие быстрый и легкий старт. 

Если говорить об общих тенденциях развития сферы e-commerce в России, то можно говорить о видимом росте. Российские маркетплейсы укрепляют свои бренды, развивают инфраструктуру и увеличивают географию, как и продавцов, так и покупателей. Все эти факторы способствуют такому интенсивному росту доли интернет-продаж от всего объема розничной торговли.

При большой популярности интернет-площадок, особенно Wildberries и Ozon, рынок еще не перенасыщен, и остается множество ниш для заполнения и дальнейшего развития. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации29.05.2009
Регионг. Москва
ОГРНИП 309774614900121
ИНН 771701318654

Контакты

Адрес 121471, Россия, г. Москва, Рябиновая ул., д. 41, к. 1, стр. 2, дизайн центр Madex, офис А 2-1