На что откладывают деньги россиянки и сколько им нужно для лучшей жизни
В ходе исследования респонденток попросили назвать сумму, которая смогла бы существенно улучшить их качество жизниУвеличение ежемесячного дохода на 50 тыс. рублей смогло бы серьезно улучшить жизнь российских женщин. Дополнительные средства россиянки потратили бы на путешествия, ремонт и уход за собой. Использовать их для финансовой подушки готовы 23% женщин, хотя в целом накопления на всякий случай имеет каждая вторая. Об этом свидетельствуют данные нового исследования СберМаркетинга.
СберМаркетинг в преддверии Международного женского дня исследовал отношение россиянок к деньгам и финансовым инструментам. Респондентки рассказали, какими финансовыми инструментами пользуются, как часто копят и какая сумма могла бы повысить их качество жизни. В количественном опросе участвовали 1500 женщин в возрасте 18-60 лет, жительницы городов с населением 100 тыс. человек и более. В качественном исследовании — 48 участниц из разных регионов России, в крупных, средних и малых городах.
«Женщины выступают основными потребителями многих товаров и услуг в России. Например, большинство женщин делают покупки на маркетплейсах в среднем два-три раза в месяц, большинство мужчин — раз в месяц. Понимание потребительских паттернов этой аудитории важно не только для женских брендов, но и для большинства компаний. В исследовании мы охватили главные аспекты взаимодействия женщин с деньгами, кредитными и финансовыми инструментами. Итоги опроса будут любопытны не только маркетологам, но и широкой аудитории», — комментирует Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга.
Сохранить, приумножить или занять: какими финансовыми инструментами пользуются российские женщины
87% россиянок пользуются теми или иными инструментами для сохранения и приумножения средств. Наибольшей популярностью пользуются бонусные программы и кешбэк (45%), накопительные счета (43%) и банковские вклады (38%). Четверть респонденток призналась, что дополнительным источником дохода для них становится продажа ненужных вещей.
Недвижимость и финансовые инвестиционные инструменты использует примерно равное количество респонденток: 16% и 17% соответственно. В части недвижимости речь идет в первую очередь про сдачу в аренду (13%) и покупку недвижимости как средства инвестирования (6%), а 3% используют и сдачу, и покупку недвижимости. Особенно популярны операции с акциями и облигациями (10%), на втором месте ПИФы (паевые инвестиционные фонды) и криптовалюта — по 4%.
Кредитными продуктами в России пользуются 72% женщин. Популярность тех или иных инструментов варьируется в зависимости от возраста и уровня дохода респонденток. Например, более половины женщин 25–30 лет пользуются кредитными картами (54%). В 31–40 лет на первый план выходит ипотека: она есть у 30% опрашиваемых этой возрастной группы. Интересно, что 66% работающих женщин с доходом менее 20 тыс. рублей на человека в семье не используют кредиты наличными. Россиянки с доходом от 60 тыс. рублей на человека в семье активнее других пользуются ипотечными продуктами (26%) и рассрочками, кредитами для покупки конкретного товара (15%).
И на мечту, и на всякий случай: на что копят россиянки
Финансовая подушка есть у 46% респонденток, при этом привычка делать накопления в большей степени типична для женщин с высоким доходом (63%). На конкретные цели деньги откладывают 40% россиянок. Чаще всего такого формата сбережений придерживаются респондентки со средним доходом (40–60 тыс. рублей на человека в семье) и молодежь (18–24 года) — по 48%. Среди конкретных целей лидируют путешествия (49%), ремонт (45%), покупка квартиры или дачи (32%), здоровье (26%).
Помимо накоплений 25% россиянок активно занимаются поиском дополнительных источников дохода, а 19% уже нашли такие в течение последнего года. Любопытно, что эта черта в равной степени характерна для женщин с любым уровнем дохода, но после 50 лет интерес к сторонним заработкам резко снижается и уступает место экономии. Среди женщин 51–55 лет экономят 42%, в 56–60 лет — 39%.
Образование как ключ к финансовому благосостоянию
Участницы опроса также поделились своим отношением к дополнительному образованию. Выяснилось, что учиться готовы 92% россиянок. Главным источником мотивации при этом выступает возможность дополнительного заработка (76%). 19% участниц опроса заявили, что за последний год, благодаря обучению, уже нашли дополнительные источники дохода, еще 25% пока находятся в поиске.
57% видят в обучении инструмент собственного развития, причем чем более обеспеченной является женщина, тем охотнее учится «для себя». Примечательно, что тратить время и деньги ради обучения для карьерного роста на текущем рабочем месте согласны лишь 22% женщин.
Лидером среди тем дополнительного образования оказалась финансовая грамотность, которую изучают или хотят изучать 35% женщин. Второе место досталось работе с маркетплейсами (33%), а третье — психологии (30%). При этом финансам и психологии респондентки чаще стремятся обучаться ради основной работы или саморазвития, а бизнес на маркетплейсах рассматривают как источник дополнительного дохода.
50 тыс. или 2 млн: сколько денег нужно для счастья
В ходе исследования респонденток попросили назвать сумму, которая смогла бы существенно улучшить их качество жизни. Большинство указало 50 тыс. рублей в месяц. Участницы опроса признаются, что лишние деньги они, скорее всего, потратили бы на различные радости и исполнение желаний. 44% начали бы больше путешествовать, 38% сделали бы ремонт в квартире, а 35% потратили бы средства на здоровье и уход за собой. Откладывать дополнительные средства в финансовую подушку согласны 23%.
Если же говорить о единоразовом получении суммы, то большинству хватило бы 2 млн рублей. Здесь цели выглядят более прагматично. 39% респонденток направили бы средства на покупку квартиры или дома, 27% закрыли бы кредиты и долги, 21% женщин отправились бы в путешествие. В топ-5 популярных ответов также вошли ремонт (20%) и покупка автомобиля (19%). Работающие россиянки с низким доходом ставят в приоритет закрытие кредитов, неработающие со средними доходами чаще мечтают о ремонте, работающие с высоким доходом — хотят путешествовать, но также готовы вложить крупную сумму в инвестиции, открытие бизнеса или образование.
Методология
Количественное исследование — 1500 человек в возрасте 18-60 лет, Россия, 100 тыс. +, репрезентативная выборка. Февраль 2024.
Качественное исследование — 12 фокус-групп и онлайн-форумы с женщинами от 18 до 60 лет, проживающими в городах 100 тыс. +, в разных федеральных округах, доход от 30 до 200 тыс. руб. на человека в семье. Январь 2024.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети