Глобальные тренды ритейла в 2025 году
Любые тренды рождаются не сами по себе, а как ответ на текущие изменения в экономической, социальной, политической сферахОбладает экспертизой в области исследования рынка, построения бизнес-стратегий, разработки концептов торговых сетей и розничных магазинов, создания брендов с нуля
Рассмотрим сначала предпосылки формирования новых ритейл-трендов:
1. Численность населения сокращается, особенно сельского.
По данным переписи населения в РФ зарегистрировано 146 млн жителей. К 2030-му году прогнозируется сокращение до 143 млн человек.
Текущая доля сельского населения составляет 25%, за 5 лет оно сократится на 2 п.п. до доли 23%, т.е. около 33 млн человек.
2. Доступность рабочей силы падает.
Уровень безработицы находится на исторически низком уровне (2.3%) на фоне постоянного увеличения спроса на персонал — на сегодня он составляет 200%. При этом ритейл не самая популярная индустрия для трудоустройства. Он находится на 11-м месте рейтинга, который возглавляют Топливно-энергетический комплекс, Машиностроение, Добыча и обработка.
3. Реальные доходы населения показывают уверенный рост — 9.6% при инфляции 8.3%.
Эта предпосылка преобразуется в индекс потребительской уверенности, который находится сейчас на рекордно высокой отметке за последние 3 года.
4. Качественный сдвиг потребления
Годовой прирост оборота рынка ритейла превышает 15%, обгоняя инфляцию. У покупателей формируется запрос на более качественные товары и услуги. Подкрепление это находит в росте доходов.
5. Основные поводы для волнения потребителей: безопасность и здоровье, а также инфляция. О безопасности и здоровье тревожатся 68% жителей страны. Инфляция вызывает беспокойство у 45% россиян. Эти 2 фактора опережают ранее лидирующие тревоги по поводу экономики страны и обменного курса рубля.
6. Цена по-прежнему является гигиеническим фактором
Она критично важна для 70% жителей. Но важность качества товаров значимо возрастает после 2022 г. — до тех же 70% — прирост на 10 п.п. Ниже в рейтинге критериев выбора магазина Ассортимент, Покупка всех товаров в одном месте; Локация магазинов. Промо уходит из наиболее важных факторов, влияющих на выбор магазина для совершения покупки.
7. Тенденция на уменьшение размера домохозяйств: 50% — 1-2 чел. А это ведет к глобальной смене модели потребления от Ассортимента до выбора способа покупки.
Глобальные тренды в ритейле основаны на приведенных предпосылках, а также связаны с изменением состава поколений, переосмыслением жизненных ценностей, изменением уровня доходов и общим ускорением ритма жизни. Ключевые 7 из них:
1. Бесшовный покупательский опыт на каждом этапе клиентского пути
Омниканальность уже стала нормой потребления, когда покупатель использует и оффлайн-точки, и онлайн для покупки в зависимости от ситуации. И во всех точках взаимодействия его опыт должен быть непрерывным, единым и исключительно положительным.
2. Гипер-персонализация
Две трети покупателей ждут от ритейлеров персонализации. Если они ее не получают, то клиентская лояльность снижается. Пользователям важно чувствовать себя значимыми и получать индивидуальные предложения. Для ритейлеров этот тренд облекается в процесс создания контента, при котором персональные предложения генерирует искусственный интеллект в режиме реального времени, основываясь на массивах данных.
3. Глубокая аналитика данных
Знание своего клиента уже остро необходимо даже для сохранения, а тем более для роста продаж. Это приводит к перестраиванию процессов аналитики, ценообразования, промо и распродажи. Big Data стала неотъемлемой частью моделей Искусственного интеллекта в ритейле.
4. Рационализация потребления
Розничная торговля вступает в эпоху «меньше — больше», обусловленную стремлением потребителей к контролируемым покупкам, которые упрощают процесс принятия решений. Потребители, перегруженные излишествами, ценят упрощение при принятии решений.
5. Фокус на качественном предложении за разумные деньги
Покупатели уже привыкли к собственным торговым маркам сетей, позволяющим приобретать качественный товар дешевле чем в брендовой упаковке. Эта тенденция продолжается в виде еще более глубокого анализа предложений покупателями, сменяющего брендозависимое потребление.
6. Прямое взаимодействие производителей с потребителями
Современные технологии сделали информацию настолько доступной, что о новинках, продуктах и многом другом потребители узнают уже не в магазине, а заранее напрямую от производителей. Сегодня для этого есть все возможности.
7. Социальная коммерция
Социальные платформы получают все большее значение в клиентском пути как каналы информирования покупателя, влияние на его выбор и даже фактор при покупке товаров.
Эти тренды выбраны из множества формирующихся сейчас на быстро меняющемся рынке. Знать и понимать сами тренды сегодня уже недостаточно. Важно уметь их внедрять в своем бизнесе и быстро масштабировать в сфере. Не всегда это могут сделать сами компании. Для этого есть консалтинг, помогающий не только держать свой бизнес на плаву, но и растить его долю в рынке товаров и услуг.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети