Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная SPLAT Global 27 августа 2025

Что такое Sensory group на фабрике SPLAT Global

Как команда «дегустаторов зубной пасты» помогает с тестированием нового сырья
Дегустатор зубной пасты на фабрике SPLAT Global
Источник изображения: Пресс-служба SPLAT Global
Задача и причина

Задача: обеспечить стабильное качество продукции при переходе на новое сырье в производстве зубной пасты.

Причина: несколько лет назад перед нашей компанией встала амбициозная задача: расширить перечень поставщиков сырья, так как производство росло и масштабировалось, и это требовало системных подходов. По мере роста количества поставщиков команда технологов поняла, что стандартных проверок контроля влияния новых компонентов на потребительские свойства продукции (вкус, аромат и текстуру продукта) уже мало.

На фабрике Organic Pharmaceuticals ежедневно производится более 40 тонн зубной пасты для брендов SPLAT, Biomed, Juicy LAB, INNOVA и других. Только в одной пасте насчитывается до 40 ингредиентов со всего мира, поэтому наши технологи всегда находятся в поиске поставщиков качественного сырья. Альтернативным сырьем в нашем случае являются все возможные составляющие зубной пасты: от базовых — воды, загустителя или консерванта, до активных компонентов, вроде гидроксиапатита или сегнетовой соли.

Еще три года назад процедура внедрения альтернативного сырья выглядела так: технологи из нашего R&D-отдела получали образцы от нового поставщика, проверяли их соответствие техническим требованиям и, если все показатели соответствовали нормативам, делали тестовые партии, которые дегустировали самостоятельно. Потому что на практике идентичные компоненты от разных поставщиков давали продукцию с заметно разными потребительскими свойствами. Паста могла стать менее ароматной, изменить интенсивность вкуса или сократить длительность освежающего эффекта.  А качество продукции SPLAT должно быть неизменным.

Что такое Sensory group на фабрике SPLAT Global

В последние годы количество выпускаемой продукции увеличилось, и объем замен вырос в разы. Так мы поняли, что нужно увеличить число дегустаторов. А ведь этой профессии нигде не учат, и она уникальна! Изучив опыт пищевой отрасли, мы пришли к выводу, что принципы дегустационных комиссий можно адаптировать, и создали собственную методику. За основу взяли требования ГОСТ по проверке сенсорных способностей, но разработали собственную систему тестирования именно зубных паст со всеми их особенностями. И начали создание специальной Sensory group — это команда дополнительных дегустаторов зубной пасты, которые помогают нам оценить то, что невозможно измерить ни в одной лаборатории.

Что такое Sensory group на фабрике SPLAT Global

Как мы отбираем «дегустаторов» 

Этап первый: базовая проверка. Сначала мы исключаем курильщиков и людей с аллергиями на компоненты выпускаемой продукции. Затем тестируем способность различать концентрации соленых, сладких, кислых и горьких растворов. И финальный тест на обоняние: может ли человек отличить цитрусовые ноты от мятных, ягодные от пряных?

Этап второй: обучение уже на зубных пастах. Здесь начинается самое интересное. Сотрудник, который раньше просто чистил зубы дома, учится различать десятки нюансов. 
В ассортименте зубных паст столько вариаций! Мятные с разной интенсивностью прохлады, цитрусовые с оттенками лимона или апельсина, фруктово-ягодные композиции. 

Новичков мы привлекаем к ежедневным тестам без учета их голосов — они пробуют пасты, учатся различать текстуры, запоминают эталонные вкусы наших базовых продуктов и понимают, что означает качество SPLAT на вкус. 

Как устроено тестирование зубных паст 

На фабрике работают около 500 человек. Из них 4 профессиональных дегустатора зубной пасты, которые проверяют и контролируют промышленные и тестовые партии. Им в помощь у нас есть 35 обученных участников Sensory group. Ежедневно мы привлекаем около 15 человек из этой группы к тестам промышленных и тестовых партий на альтернативном сырье. Принцип ротации обязателен: за день человек не может тестировать несколько паст подряд, иначе вкусовые рецепторы «устают», и результаты искажаются. 

«Слепое» тестирование — основа объективности. Все тубы кодируются, участники не знают, тестируют ли они новую рецептуру или проверяют влияние альтернативного сырья. Это критически важно: когда человек знает, что пробует «улучшенную формулу», он подсознательно ищет положительные изменения. 

Мы выработали шесть параметров оценки зубной пасты: 

  1. Запах — первое впечатление при открытии тубы, интенсивность аромата. 
  2. Вкус — основные ноты (мята, фрукты), дополнительные оттенки, послевкусие. 
  3. Внешний вид — консистенция, однородность пасты, цвет. 
  4. Чистящий эффект — субъективное ощущение очищения зубов.
  5. Освежение — интенсивность и длительность свежести во рту. 

Самая необычная часть нашей системы — оценка скрипа зубов после чистки. Мы разработали собственную шкалу, где участники оценивают, насколько «скрипят» зубы после использования пасты. Звучит забавно, но этот показатель критически важен — потребители часто судят об эффективности очищения именно по этому ощущению. 

За три года активного использования системы мы протестировали сотни вариантов альтернативного сырья. Около 30 % образцов были отклонены именно по результатам сенсорного тестирования, хотя все лабораторные показатели соответствовали норме. 

Что такое Sensory group на фабрике SPLAT Global
Результат

Сегодня ни одна партия зубной пасты с измененной рецептурой не попадает к потребителям без прохождения нашего тестирования. Это стало третьим, обязательным критерием выпуска продукции, наравне с химическими и микробиологическими показателями. 

Нам удается сохранить стабильность потребительских свойств всего ассортимента при массовых заменах поставщиков. При этом мы сократили время внедрения проверенного альтернативного сырья с месяцев до недель, а также создали базу данных сенсорных профилей для быстрой оценки новых поставщиков.

Мы не встречали аналогов разработанной системы ни у российских, ни у зарубежных производителей. Это позволяет обеспечить не только базовые требования к безопасности и эффективности продукции, но и стабильное соответствие ожиданиям пользователей от качественных средств гигиены.

Источники изображений:

Пресс-служба SPLAT Global

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

120 млн единиц продукции в годПроизводят 2 собственные фабрики в Новгородской и Нижегородской областях
24,3%Доля рынка РФ в категории Oral Care
45+ патентовНа 26 изобретений в 23 странах
Статус ZERO WASTEПодтверждает, что более 90% производственных отходов перерабатывается

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Новинский бульвар, д. 8, БЦ «Lotte Plaza», 13 этаж
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия