РБК Компании
Главная ЦЕМРОС 15 апреля 2024

Как цифровые решения помогают развиваться цементному бизнесу

Директор по информационным технологиям холдинга Алексей Чубенко рассказал, как ЦЕМРОС адаптируется к новой реальности
Как цифровые решения помогают развиваться цементному бизнесу
Алексей Чубенко
Алексей Чубенко
Директор по информационным технологиям АО «ЦЕМРОС»

Эксперт с 20-летним опытом работы в сфере информационных технологий. Начинал свою карьеру с позиции рядового программиста, и вот уже 5 лет как занимает должность директора по ИТ компании «ЦЕМРОС»

Подробнее про эксперта

Современный мир характеризуется непрерывным развитием цифровых технологий, и бизнесу приходится идти в ногу со временем. В связи с этим сегодня многие промышленные компании стремятся внедрять технологии на производстве, и ЦЕМРОС не исключение. 

Директор по информационным технологиям холдинга Алексей Чубенко рассказал, как ЦЕМРОС адаптируется к новой реальности.

Алексей, расскажите, как из рядового программиста стать директором по информационным технологиям крупной компании? И когда вы решили, что хотите работать в этой сфере?

Все, что связано с технологиями и их применением, меня привлекало еще со школьных времен. При этом окончательное понимание, что это направление, скорее всего, станет делом всей моей жизни сложилось уже на старших курсах университета. У меня техническое инженерное образование в области электроники и радиотехники, но свою трудовую деятельность я начинал с позиции рядового программиста, совмещающего функции системного администратора.

За свою почти 20-летнюю карьеру в ИТ мне довелось поработать и в разработке, и в инфраструктуре, и даже управлять проектом по системам АСУТП на новом предприятии, построенном в 2013 году с нуля. Последние 10 лет я работал на позициях руководителя ИТ-подразделений, из них более 5 лет — в роли директора по информационным технологиям.

С чем связан такой дикий спрос на айтишников в наши дни?

В самом начале 2000-х годов ИТ в компаниях выполняли в основном вспомогательную функцию. Часто приходилось бороться за выделение средств и ресурсов и искать компромиссы, чтобы получить доступ к лучшим технологиям и обеспечить приемлемый уровень надежности и качества ИТ-услуг. Это требовало постоянного саморазвития, многое приходилось делать своими руками. 

В современном мире роль ИТ изменилась от сервисного подразделения до равноправного бизнес-партнера. Сейчас бизнес хорошо осознает, какие конкурентные преимущества дает грамотное применение технологий, и часто сам становится инициатором и драйвером трансформации своей функции с помощью ИТ, больше вовлекается в проекты изменений, самостоятельно изучает и применяет лучший опыт в отрасли.

Как можно «оцифровать» производство цемента?

Сегодня наше основное внимание сосредоточено на 2-х ключевых направлениях:

  • Развитие инфраструктуры и обеспечение технологической независимости. 

Вычислительные ресурсы, сети, связь, системное ПО — это базовые вещи, фундамент, на котором работают и развиваются наши технологии и от которого зависит надежность, безопасность, производительность корпоративных приложений и работа ключевых бизнес-процессов. 

Мы уделяем пристальное внимание вопросам модернизации и развития нашей ИТ-инфраструктуры с применением самых современных и технологичных решений.

В текущей ситуации, когда известные западные вендоры покидают российский рынок, а уже привычные традиционные иностранные решения становятся недоступными, мы тщательно тестируем и подбираем варианты, которые позволят нам обеспечить технологическую независимость и соответствие новым требованиям законодательства. 

  • Цифровизация ключевых бизнес-процессов.  

ЦЕМРОС успешно адаптируется к новым экономическим условиям и держится в тренде повышения эффективности своих внутренних и внешних процессов. Изменения проходят по всем функциональным направлениям — в продажах, закупках, логистике, производстве. Детализируется и перестраивается отчетность, появляются новые системы, сквозные процессы, меняются стандарты и технологический стек. 

Конечно, это непростой период как для бизнеса, так и для ИТ. Любые изменения сопряжены с трудностями, особенно когда их много и всем участникам нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы успевать к ним адаптироваться и перестраивать свою привычную работу. 

При этом взаимодействие сотрудников в кросс-функциональных командах, участие в комплексных проектах способствует обмену и накоплению опыта, повышает эффективность взаимодействия и формирует культуру. 

Сколько времени понадобится ЦЕМРОСу, чтобы завершить цифровую трансформацию? Что этому мешает?

Само понятие цифровой трансформации включает в себя не только появление и применение в компании продуктов с использованием цифровых технологий, оно тесно связано с изменениями в самих процессах и внутренней культуре организации. Это процесс эволюционный, он требует адаптации всех его участников к новым способам взаимодействия и управления. 

Любая трансформация — это всегда про бизнес и про людей. Технологии играют здесь важную, но зачастую не ключевую роль. Чтобы перейти на качественно новый уровень зрелости нужно пройти путь от осознания текущего состояния: понять потребность в преобразованиях и найти достаточно ресурсов и мотивации для внедрения изменений. По каким-то направлениям это может происходить быстрее, по каким-то — медленнее. 

Иными словами, недостаточно купить готовое решение — коробочный искусственный интеллект. Нужно суметь найти ему достойное применение, органично встроить его в рабочие процессы и, самое важное, получить бизнес-эффект, выраженный в повышении эффективности. 

Прямо сейчас ИТ-команда ЦЕМРОСа развивает более 50 цифровых проектов. Это много или мало?

Количество и бюджеты ИТ-проектов ЦЕМРОСа каждый год растут примерно в 2 раза. Как я уже говорил, компания находится в активной фазе преобразований. Требуются новые инструменты и технологии для удовлетворения потребностей бизнес-подразделений. Также мы сознательно наращиваем активность по проектам на наших производственных площадках, вовлекаем в проекты персонал в регионах.

Чтобы успешно справляться с ростом количества задач, мы провели трансформацию ИТ-функции: пересмотрели организационную структуру подразделений, сформировали продуктовые команды по функциональным направлениям, изменили подходы к оценке и приоритезации задач, перестроили процессы взаимодействия с нашим внутренним заказчиком, внедрили и автоматизировали процессы планирования и распределения собственных ресурсов.

Какие проекты удалось завершить?

На предприятиях компании внедрена технология цифровых помощников. Она позволяет подсказать оператору технологического участка оптимальный режим работы оборудования на основе анализа большого количества параметров процесса. В основе решения лежит технология машинного обучения: модель прогнозирует показатели каждые 30 минут и формирует рекомендации по достижению максимальной производительности при заданных границах качества. Это напрямую влияет на удельный расход электроэнергии и себестоимость готовой продукции. 

В 2023 году такой помощник внедрен на 8 цементных мельницах и одной печи. Суммарный годовой эффект измеряется сотнями миллионов рублей. В текущем году мы продолжаем тиражировать это решение на все наши производственные площадки.

Мы предусматриваем такой режим работы, когда модель самостоятельно управляет оборудованием в стабильном режиме работы. При этом в любых нештатных ситуациях управление обязательно будет передаваться оператору. Основная цель этих помощников не замена, а дополнение рабочего для снижения трудоемкости рутинных операций и влияния человеческого фактора. 

Главной стратегией бизнеса является клиентоцентричность. Как развиваются информационные системы для наших клиентов?

Под клиентами мы понимаем не только наших покупателей, но и всех партнеров — поставщиков услуг, оборудования и материалов, перевозчиков, с которыми мы так или иначе взаимодействуем. На текущий момент это несколько десятков тысяч юридических лиц.

Информационные системы ЦЕМРОСа в этом направлении развиваются в сторону повышения удобства и сокращения издержек на взаимодействие. Для клиентов это прежде всего сервисы личного кабинета и электронный документооборот. В текущем году идут проекты по разработке личных кабинетов для перевозчиков и подрядных организаций. 

Счетами и фактурами в ЭДО сегодня уже никого не удивишь, но тут еще есть потенциал — в прошлом году мы первыми в отрасли запустили обмен электронными транспортными накладными. До конца 2024 года планируем тиражировать на все наши предприятия. 

Совместно с коммерческой дирекцией мы работаем над сокращением времени согласования документов при заключении договоров, в том числе за счет применения конструктора условий, автоматизированных проверок и формирования «цифрового профиля» клиента, в котором содержится вся история наших взаимоотношений.

А какие проекты из других сфер, реализованные в 2023 году, вы считаете наиболее удачными?

У нас большое количество не только клиентов, но и сотрудников. Штат на сегодня составляет более 11 тысяч человек, которые оформляют отпуска, командировки, берут отгулы и больничные. 

В 2023 году мы перевели основной кадровый документооборот в электронный вид. За счет этого мы в несколько раз сократили время на оформление типовых кадровых документов, ускорили их обработку, повысили удобство для пользователей. Сейчас мы продолжаем развивать это направление в сторону более специфичных процессов, таких как прием, перевод, увольнение.

Показатель использования во внутренних и внешних процессах бумажных документов довольно точно отражает степень цифровизации. И дело тут даже не в экономии бумаги или расходных материалов. Процессы переходят в электронную форму, начинают работать гораздо быстрее. Более того, это позволило нам без ущерба сократить количество принтеров в компании на 20% в прошлом году и планировать сокращение еще на 30% в текущем.

Есть ли проекты, которые так и не удалось реализовать? Что помешало их развитию?

На самом деле планов у нас очень много. Их реализации мешает ограниченность ресурсов в моменте и необходимость соблюдать определенную этапность. 

Какие проекты вы планируете развивать в текущем году?

Мы продолжаем программу цифровых проектов на производстве, совершенствуем процессы в ремонтах, закупках и логистике: внедряем функционал объемно-календарного и оперативного планирования. 

Прямо сейчас мы реализуем проект по системам управления транспортом (TMS). Уже в ближайшее время, перед сезоном, наша команда запустит модуль автоматического распределения заявок на доставку продукции клиентам. 

В социальной сфере ближе к середине года будет запущен новый корпоративный портал для сотрудников с личным кабинетом, новостями, а также корпоративный мессенджер.

В текущем году планируем дальше развивать архитектуру бизнес-приложений и технологический стек, повышать эффективность процессов сопровождения и разработки с целью снизить трудоемкость и время поставки изменений. Для этого расширяем применение практик CI/CD и развиваем направление DevOps, также планируем расширять применение инструментов Low-code и RPA.

В конце хотелось бы задать вам немного нестандартный вопрос. Некоторые люди сейчас особенно переживают, что ИИ может полностью заменить человека. А что вы думаете об этом?

Я считаю, что в ближайшем будущем ИИ не заменит человека полностью, но в отдельных областях он уже значительно более эффективен. Сейчас это в основном помощник, который позволяет решать множество рутинных задач — анализировать и генерировать картинки, видео, тексты, голос, писать программный код, форматировать документы и даже управлять автомобилем.

Сегодня тема ИИ находится на пике популярности в СМИ. На самом деле что-то похожее уже было и с другими технологическими «новинками», ставшими сегодня вполне обычными, — Big Data, облака, блокчейн. Если верить методике оценки энтузиазма и возможного будущего технологий от Gartner (американская исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий — прим. ред.), сейчас вполне может быть пик завышенных ожиданий, и реальный потенциал ИИ будет понятен только через некоторое время. Нужно еще пройти этап разочарования. 

А еще есть мнение, что однажды развитие искусственного интеллекта станет выше возможностей человеческого познания, ИИ научится использовать слабые места человеческой психики и сможет оказывать влияние на сознание и поведение людей. Возможно, именно это может создать угрозу всему человечеству. Насколько это действительно правда — покажет время.

Беседовала Юлия Романова

Последнее изменение: 15 апреля 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.07.1999
Уставной капитал500 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Можайский, ул. Верейская, д. 29 стр. 34, этаж 5
ОГРН 1027739128141
ИНН / КПП 7708117908 773101001
Среднесписочная численность467 сотрудников

Контакты

Адрес 121357, Россия, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34, этаж 5, помещ. i, ком. 4