РБК Компании

Как зарегистрировать товарный знак: пошаговая инструкция для бизнесменов

Название и логотип — это то, что отличает компанию и ее продукты от конкурентов. Фирма без названия не выделяется среди других компаний и не запоминается
Как зарегистрировать товарный знак: пошаговая инструкция для бизнесменов
Елена Лучинина
Елена ЛучининаИсполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее

Недостаточно придумать подходящее название и начать использовать его в своем бизнесе. Более того, это делать опасно, если оно не зарегистрировано как товарный знак. Есть риск, что такое же или похожее обозначение уже оформила на себя другая фирма, а вы таким образом нарушаете ее права.

Если вы хотите развивать бизнес под собственным брендом без лишних рисков, стоит подумать о регистрации товарного знака в Роспатенте.

В пошаговой инструкции рассказываем, как зарегистрировать товарный знак в России и какие тонкости нужно знать о процессе оформления.  

Что такое товарный знак и зачем он нужен бизнесу

Товарный знак — это обозначение, которое выделяет бизнес, товары или услуги среди других на рынке. Благодаря ему покупатели запомнят ваши продукты и не перепутают их с другими. 

Не все компании на рынке действуют честно и законно. Только регистрация товарного знака защищает бренд от нарушений со стороны конкурентов. Если другой бизнесмен скопирует ваше обозначение, вы сможете запретить ему использовать знак в бизнесе и взыскать компенсацию до 5 млн руб. 

Кроме того, товарный знак дает возможности для расширения бизнеса. С правами на бренд вы можете выйти на маркетплейсы, заключить с партнерами договор франшизы или привлечь новых инвесторов в ваш проект. 

Еще одно преимущество товарного знака — на нем можно заработать. Например, передать в пользование по лицензионному договору и получать регулярное вознаграждение или выгодно продать. 

В любом случае товарный знак – это необходимое вложение вашу компанию. Он будет защищать ваш бизнес от подделок, а вас — от лишних проблем и убытков.

Виды товарных знаков

  1. Словесный — это  слово, словосочетание или фраза. 
  2. Изобразительный — это логотип, картинка, эмблема или другое графическое изображение без текста.
  3. Комбинированный — это сочетание картинки и названия. Сюда входит логотип, дизайн упаковки, этикетка.
  4. Обонятельный — это аромат, который ассоциируется с определенными товарами. Например, запах пластилина Play-Doh. 
  5. Объемный — например, оригинальная форма упаковки, баночки или бутылки. Одни из примеров – флакон духов «Шанель №5».
  6. Цветовой — такой знак есть у компаний «Сбербанк» (зеленый Pantone-349) и МТС (красный Pantone-485).
  7. Звуковой — например, мелодия NOKIA, вступление из композиции «Подмосковные вечера» на радио «Маяк».
  8. Позиционный — это оригинальное размещение элементов бренда. К примеру, 3 полоски на кроссовках Adidas.
  9. 3-D знак — это трехмерное обозначение. Впервые в России в 2021 году такой знак зарегистрировало патентное бюро «Железно».
  10. Прочие — в эту группу входят голограммы и мультимедийные обозначения. К последним относятся заставки «Мосфильма» и телеканала «СТС».

Что нельзя зарегистрировать как товарный знак

Не каждое название или логотип можно зарегистрировать в Роспатенте. В первую очередь, обозначение должно быть уникальным — то есть быть непохожим на уже действующие и только поданные на регистрацию бренды в данной сфере деятельности. 

Знак также должен соответствовать определенным требованиям Роспатента — то есть не иметь оснований для отказа в регистрации (ст. 1483 ГК РФ).

Товарный знак нельзя зарегистрировать, если в нем есть:

  • указание на вид деятельности (салон красоты, универмаг, автомастерская);
  • указание на вид товара (смартфон, масло, сантехника);
  • характеристика товара (творожное, сладкое, полезное);
  • похвала (самый, топовый, лучший);
  • указание на назначение (для беременных, подростковое);
  • географическое указание или наименование места происхождения товаров (Самара, Калужский);
  • общепринятые символы (@, !);
  • противоречие морали (Ешкин кот);
  • упоминание памятников природы, архитектуры или искусства без согласия правообладателя;
  • ошибки в написании;
  • изображение госсимволов без разрешения компетентного органа.

Так, Роспатент отменил охрану обозначения «МОРОШКА». Это слово прямо указывает на состав некоторых товаров. А продукты под этим брендом, которые не содержат морошку, будут вводить покупателей в заблуждение.

Как зарегистрировать бренд: пошаговая инструкция

Шаг 1. Придумать название или разработать логотип 

Сначала нужно определиться, какой вид обозначения вы хотите зарегистрировать. Например, название, картинку или их сочетание. Или, может быть, вы хотите защитить от копирования упаковку товара.

Словесный бренд имеет более широкую охрану, чем изобразительный. Вы можете использовать его в любом виде и писать любым шрифтом. Охраняется его звучание и значение.

Картинка как товарный знак оригинальнее, чем слово. Но ее можно использовать только в одном виде — так, как она изображена в свидетельстве на бренд. Отдельные элементы рисунка менять запрещено. Если вы зарегистрируете оригинально написанное слово, то не сможете изменить его шрифт или цвет.

Можно зарегистрировать комбинированный бренд — то есть слово и картинку вместе. Но тогда охраняться будут не два элемента по отдельности, а целая комбинация. 

Если вы планируете использовать название и картинку раздельно, рекомендуем вам подать две заявки в Роспатент.  

О том, как придумать название для бизнеса, узнайте в авторской статье.

Шаг 2. Подобрать классы МКТУ и проверить знак на возможность регистрации

Каждый товарный знак регистрируется в определенном классе МКТУ — Международной классификации товаров и услуг. Выбор класса зависит от того, какие товары вы продаете или какие услуги оказываете. 

Всего есть 45 классов МКТУ:

  • 1–34 классы — товары;
  • 35–45 классы — услуги.

При выборе классов МКТУ чаще всего допускаются такие ошибки:

  • учитываются не все классы, а значит, бренд не защищен там, где это нужно;
  • указываются неверные классы;
  • не учитываются перспективы развития бизнеса.

После получения свидетельства поменять классы не получится. Поэтому стоит подумать заранее, будете ли вы производить другие товары, разрабатывать мобильное приложение, организовывать доставку и т. д. Если вы планируете расширять свой бизнес, то подбирайте классы МКТУ с учетом будущей деятельности.

Проверка обозначения также происходит по определенным классам МКТУ. На этом этапе оценивают его шансы на регистрацию и – при необходимости – дорабатывают. 

Если знак проверен некачественно — Роспатент откажет в регистрации и не вернет пошлины за экспертизу. Именно поэтому предварительную проверку стоит доверить специалисту. 

Что проверяет специалист до подачи документов в Роспатент

  1. зарегистрированы ли одинаковые или сходные знаки.
  2. ведет ли кто-то деятельность под таким же названием. Если да, то конкурент может оспорить заявку, а вы потеряете пошлины.
  3. поданы ли заявки на такие же или похожие знаки. 
  4. есть ли основания для отказа в регистрации (ст. 1483 ГК РФ). Например, несоответствие нормам морали, отсутствие различительной способности и т. д.

В патентном бюро «Железно» знаки проверяют эксперты-патентоведы под руководством патентного поверенного. Мы разработали собственное методическое пособие по экспертной проверке, основанное на регламенте Роспатента.

Шаг 3. Подготовить и подать заявку в Роспатент

Если бренд прошел проверку, можно готовить заявку на регистрацию в Роспатент. Важно правильно ее заполнить и предоставить все нужные документы, а именно:

  • заявление;
  • регистрируемый товарный знак;
  • перечень классов МКТУ, для которых регистрируется обозначение;
  • описание товарного знака. 

С даты регистрации заявки отсчитывается срок действия бренда. С этого дня конкуренты не смогут подать документы на регистрацию такого же или похожего знака.

Заявку на оформление товарного знака можно подать разными способами:

  • почтой по адресу: Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация.
  • лично в пункт приема заявок ФИПС по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1 с правого торца здания;
  • по факсу: +7 (495) 531-63-18. В течение месяца после отправки нужно представить оригинал заявки и сопроводительное письмо;
  • через портал “Госуслуги”;
  • через личный кабинет Федерального института промышленной собственности.

Шаг 4. Оплатить первую часть пошлин 

Для того чтобы Роспатент начал работать с вашей заявкой, нужно оплатить две пошлины:

  • пошлину за формальную экспертизу знака — 3 500 руб. за 1 класс МКТУ + 1 000 руб. за каждый дополнительный класс больше 5;
  • пошлину за экспертизу знака по существу — 11 500 руб. за 1 класс МКТУ + 2 500 руб. за каждый дополнительный класс больше 1;

Итого: 15 000 руб. в одном классе МКТУ. С учетом скидки 30% на электронную подачу — 10 500 руб. 

Шаг 5. Отвечать на запросы экспертизы

После получения пошлин и регистрации заявки Роспатент начинает формальную экспертизу. На этом этапе он проверяет, все ли документы предоставлены и правильно ли они заполнены. 

Если какой-то документ заполнен неверно или отсутствует, Роспатент направляет заявителю письмо. В ответ нужно дослать недостающие документы или исправить ошибки в заявке. Сделать это нужно в течение 3 месяцев. 

Если заявка успешно прошла формальную экспертизу, она направляется на экспертизу по существу. На этом этапе Роспатент проверяет обозначение на сходство с другими знаками и сравнивает с поданными заявками. Кроме того, ведомство проверяет знак по основаниям для отказа. 

Если бренд прошел проверку, Роспатент выносит положительное решение. Если нет — заявитель получает предварительный или окончательный отказ в регистрации.

При предварительном отказе бренд можно отстоять – для этого нужно составить грамотный ответ Роспатенту и привести свои аргументы в пользу регистрации. Направить ответ можно только один раз, поэтому в такой ситуации лучше обратиться к специалисту. Он поможет подобрать доводы и примеры из судебной практики. 

Шаг 6. Оплатить вторую часть пошлин

Чтобы Роспатент зарегистрировал знак, нужно оплатить вторую часть пошлин. 

В нее входят:

  • пошлина за регистрация знака — 16 000 руб. за 1 класс МКТУ + 1 000 руб. за каждый дополнительный класс больше 5;
  • пошлина за выдачу бумажного свидетельства — 2 000 руб. (по выбору).

Итого: 18 000 руб. в одном классе МКТУ. С учетом скидки 30% на электронную подачу — 12 600 руб.

В сумме регистрация товарного знака стоит 33 000 руб. для одного класса МКТУ с выдачей бумажного свидетельства, но без учета скидки за электронную подачу. Стоимость регистрации со скидкой — 23 100 руб. 

Не забудьте, что в стоимость регистрации товарного знака стоит включить также услуги патентного поверенного.

Шаг 7. Получить свидетельство на товарный знак.

Свидетельство на товарный знак действует 10 лет.  В последний год действия документ нужно продлить — то есть заплатить специальную пошлину, чтобы бренд продолжал действовать еще 10 лет. Продлевать свидетельство можно неограниченное количество раз. 

Срок регистрации товарного знака

Согласно Роспатенту, процесс регистрации может длиться до 18,5 месяцев. Срок оформления товарного знака можно сократить двумя способами:

  1. С помощью ускоренного поиска. Такую услугу оказывает Роспатент. Ее стоимость — от 94 400 рублей в зависимости от вида знака. Помимо этого придется заплатить обычные пошлины за экспертизу и регистрацию обозначения.
  2. С помощью электронной переписки и своевременной оплаты пошлин. Если вы подаете заявку онлайн, сразу оплачиваете пошлины и отвечаете на запросы Роспатента, есть шанс сократить регистрацию до 5–6 месяцев.

В патентном бюро «Железно» средний срок регистрации — 6 месяцев. Мы ускоряем процесс за счет электронного документооборота и своевременных ответов на запросы Роспатента.  

Подробная статья об ускоренной регистрации товарного знака.

Итог

  • Товарный знак нужен для защиты бизнеса от конкурентов, его развития и получения дополнительного дохода.
  • Существует несколько видов обозначений. Чаще всего предприниматели регистрируют слово (словосочетание), картинку или их комбинацию.
  • Перед подачей заявки очень важно правильно подобрать классы МКТУ и качественно проверить бренд на возможность регистрации. От этого зависит, зарегистрируют ли ваш знак и будет ли он в полной мере защищать ваш бизнес.
  • Подать заявку можно в бумажном и электронном виде. Скидка за онлайн-подачу — 30%. 
  • В ходе рассмотрения заявки нужно грамотно отвечать на запросы и уведомления экспертизы. В этом вам поможет специалист по товарным знакам. Он же поможет вам отстоять бренд в случае предварительного отказа.
  • Право на бренд действует 10 лет с даты подачи заявки в Роспатент. Его можно продлить еще на 10 лет неограниченное количество раз.
  • Официальный срок регистрации обозначения — 18,5 месяцев. На практике знак можно зарегистрировать за 5–6 месяцев – для этого нужно обратиться в патентное бюро или к поверенному. 

Экспертную статью о том, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно через Госуслуги, вы можете почитать в нашем блоге. 

Последнее изменение: 28 июля 2023

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети