РБК Компании
Главная КРОК 22 июня 2022

Нам нужна не замена, а альтернатива

Возможен ли полный переход на российское ПО и железо — на этот и другие вопросы BRICS отвечает Наталия Софронова, директор по решениям импортозамещения «КРОК».
Нам нужна не замена, а альтернатива

В новой экономической ситуации перед российскими компаниями встал вопрос перехода на отечественные решения либо поиска новых вендоров за рубежом. О том, как происходит этот процесс, возможно ли полное импортозамещение и с какими рисками могут столкнуться компании, продолжающие использовать западные программы и сервисы, в интервью BRICS Business Magazine рассказала Наталия Софронова, директор по решениям импортозамещения IT-компании «КРОК».

Насколько вырос запрос от российских компаний на внедрение отечественных IT-решений за последние месяцы?

— В сложившейся ситуации многие компании до сих пор не совсем четко понимают, каковы будут последствия для их бизнеса, в том числе для IT-направления. Поэтому сейчас представители отрасли в большей степени пытаются сориентироваться в том, какие отечественные IT-решения в принципе существуют и какие задачи они могут закрыть. В марте мы провели серию встреч с нашими потенциальными клиентами, и самый популярный запрос был: «Расскажите нам обо всем, что есть на российском рынке!»

С точки зрения принятия окончательного решения о внедрении российских продуктов ситуация сложнее. К проектам по импортозамещению нужно подходить комплексно. Обычно перед внедрением конкретного решения проводится аудит: мы разбираемся, что использует компания, какие приложения, сервисы, на какой инфраструктуре они работают. Понятно, что за один раз такие проекты не делаются, все происходит поэтапно, отдельными итерациями. Этот процесс может быть растянут на несколько лет. Но даже если сперва внедряется какой-то небольшой блок, затем — другой, потом третий и так далее, необходимо четко представлять весь процесс целиком и конечный результат. 

И здесь проявляется характерная особенность российского рынка: мало кто подходит к процессу внедрения комплексно. Так произошло потому, что мы исторически использовали в большей мере западные решения, а они между собой очень хорошо интегрируются, их взаимодействие проверено. Но с российскими решениями другая ситуация. Может случиться так, что одно решение будет «конфликтовать» с другими.

А как дела с точки зрения ассортимента IT-решений?

— Сейчас клиенты мыслят категориями «замены», пытаются подобрать российские аналоги западных продуктов. Слово «замена» сейчас фигурирует практически везде. Я его не очень люблю, потому что, когда мы мыслим категорией замены, мы сильно урезаем себя в понимании задачи. Это не самый оптимальный подход. 

Приведу пример: многие компании сейчас пытаются найти замену Microsoft Office. Но задайте вопрос: какой функционал из этого пакета ваши сотрудники используют по факту? Далеко не 100%. Другими словами, нам нужна не замена, а альтернатива, которая может не полностью замещать привычные программы, но при этом решает критически важные для вашей компании задачи. Если использовать такой подход, то немалый процент задач, связанных с IT, можно в принципе закрыть российскими продуктами. 

Наверное, абсолютно незакрытым остается лишь вопрос с микроэлектроникой, который у всех сейчас на повестке дня. 

Как вы считаете, все ли решения нужно обязательно замещать? Если компания пользовалась ПО или оборудованием зарубежного вендора и хочет продолжить его использовать, с какими рисками она может столкнуться в будущем?

— Сейчас у многих клиентов довольно сложный стек проектов — необходимо российские системы совмещать с работающими западными, которые еще остались на российском рынке. Не стоит ожидать, что мы в одночасье сможем отказаться от всех западных IT-решений. Какое-то время они будут функционировать параллельно. 

Поэтому прежде всего необходимо оценить первоочередные риски и затем шаг за шагом их устранять. Например, некоторые западные вендоры ушли из России, не оставив за собой ничего, никакой поддержки, с ними полностью отсутствует обратная связь. Разумеется, если компания пользовалась продуктами таких разработчиков, их надо замещать в первую очеръедь. 

Решения по подписке — также существенный риск, особенно когда срок подписки скоро истекает. Если организация в ближайшее время планировала расширение, покупку дополнительных лицензий, то сейчас она уже вряд ли сможет это сделать, соответственно, нужно срочно искать альтернативу. 

Также стоит провести оценку используемого ПО в компании с точки зрения того, что и когда обновляется. Есть системы, требующие регулярных обновлений, их также надо внести в список первоочередных рисков. Некоторые программы достаточно долго могут обходиться без обновлений, они продолжают работать и вряд ли вызовут какие-то проблемы в будущем. Однако надо понимать, что каждое обновление закрывает те уязвимости в программном обеспечении, которые потенциально могут использовать хакеры для атаки на предприятия. И как поведет себя сейчас западный вендор, непонятно. Уже были случаи, когда разработчик разглашал слабые места в конфигурации, эта информация попадала в СМИ. Кто, как и в какой момент ею воспользуется — вопрос открытый. То есть, даже если компания продолжает использовать иностранные продукты, стоит оценить риски с точки зрения безопасности и защиты информации. 

Иногда некоторые предприятия говорят о том, что они попробовали внедрить какое-то отечественное решение, но оно оказалось слишком «сырым». Как правильно выбрать поставщика и продукт?

— Прежде всего нужно смотреть на историю: если вы никогда не работали с вендором, сначала соберите отзывы предыдущих клиентов. Для этого нужен элементарный нетворкинг. 

Также следует внимательно оценить возможности поставщика: как много у него специалистов в штате, какое количество заказчиков он сможет обеспечить продуктом, продолжая в полной мере выполнять свои обязательства. Российские IT-компании чаще всего небольшие. А ведь помимо собственно разработки есть еще вопросы сервиса. Раньше российские поставщики плюс-минус справлялись с сервисной поддержкой за счет того, что спрос был невысоким. Но что будет сейчас, в условиях лавинообразного роста спроса? У специалистов просто не будет хватать сил на улучшение и доработку, выпуск релизов, они будут полностью сосредоточены на отработке текущих вопросов. Поэтому стоит поинтересоваться, как вендор подходит к вопросам поддержки, кто будет «допиливать» продукт, если во время эксплуатации обнаружатся несовместимости, ошибки и т. д. 

Также актуальным будет вопрос цены решения — конкуренцию на рынке никто не отменял. 

Какие ниши сейчас открылись перед российскими разработчиками? Каких решений не хватает особенно остро? 

— На мой взгляд, большинство ниш, связанных с инфраструктурными решениями, уже заняты. Поэтому на месте предпринимателей я бы точно шла в сегмент производства, разработки бизнес-приложений. Но это довольно сложный рынок, он требует больших затрат на старте и дальнейшем развитии. Возможно, в этом и заключается причина того, что здесь пока меньше конкуренция. 

Эксперты говорят о том, что наибольшую сложность сейчас представляет импортозамещение «железа». Есть ли возможности решить эту проблему в ближайшее время? 

— Государство уже предпринимает меры, выделяются средства на построение новых заводов, производственных линий. Но вопрос в том, как быстро это может быть сделано и насколько готовая продукция оправдает ожидания. Конкретных планов нам никто не представил, хотя наши коллеги, которые занимаются производством, говорят о том, что они закладывают в свои стратегии увеличение мощностей. Думаю, ближе к концу года можно будет более точно оценить прогресс в этом направлении. 

Специалисты по микроэлектронике утверждают, что построить в России автономную и полноценную индустрию практически невозможно. Дело не только в отсутствующих компетенциях и необходимости тратить сотни миллиардов долларов на строительство заводов, но и в том, что при скромных объемах внутреннего рынка потенциальным российским производителям никогда не добиться рентабельности. Вы согласны с этим мнением?

Если смотреть историю стран, где появлялись крупные производители в этом сегменте, можно увидеть принципиально разные подходы. Так, в США нет сегментации на внутренний и внешний рынки, продукция американских компаний экспортируется во многие страны. Но если посмотреть на Китай, то там такое разделение существует. Есть компании, которые работают в основном на государственные нужды, на внешнем рынке продаж очень мало. При этом и та и другая модель вполне жизнеспособны.

У нас большая страна, есть много госкомпаний, которые могут стать основными потребителями. Поэтому если правильно рассчитать мощность, объемы и потребление, то, по моему мнению, можно добиться необходимой рентабельности в сфере микроэлектроники. 

Более подробно читайте на Bricsmagazine.com.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации06.05.1992
Уставной капитал169 140 500,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 26в стр. 2
ОГРН 1027700094949
ИНН / КПП 7701004101 770101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Волочаевская, д. 5, стр. 1
Телефон +74959742274